Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного
финансового контроля: сущность, цели
и задачи………………………………………………………………
1.2.Формы, методы и принципы
осуществления
1.3.Органы, осуществляющие
ГЛАВА 2 Анализ осуществления
контроля за целевым и эффективным использованием
средств федерального бюджета на примере
ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора в Калужской области……………………………………………………………
2.1. Методика проведения контроля
в бюджетных учреждениях за
целевым и эффективным
2.2. Анализ деятельности
ГЛАВА 3 Проблемы организации
и направления повышения эффективности
государственного финансового контроля…………………………………………………………
3.1. Проблемы организации и
3.2. Пути повышения эффективности
государственного финансового контроля…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля являются актуальными в настоящее время, поскольку от эффективной системы государственного финансового контроля напрямую зависит эффективность социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль образует систему, в которую входят государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит. Все элементы этой системы тесно связаны и взаимодействуют между собой.
Организация действенного
финансового контроля за полнотой формирования
и своевременностью поступления
государственных доходов, а также
за законностью и эффективностью
использования бюджетных
Проблема построения эффективной системы государственного финансового контроля в современной России носит многомасштабный и многогранный характер. Она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-экономического, методологического, правового, методического, морально-нравственного и инструментального характера. Данная проблема должна решаться путем создания теоретической, методологической правовой базы, разработки подходов по формированию единой системы финансового контроля, принятия по нему общефедерального закона, а также путем применения соответствующих правовых норм и механизмов для оценки результативности и эффективности контрольной работы на всех уровнях властной иерархии.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические
основы организации
- проанализировать деятельность
Территориального управления
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля
Объектом исследования является система финансового контроля в Российской Федерации.
Предметом исследования является государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Субъектом исследования является город Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области.
В работе использовались следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, аналитический .
При написании
выпускной квалификационной
Библиографический список литературных источников включает в себя 60 наименований.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и выполнена на 76 листах машинописного текста и включает в себя 7 рисунков и 6 приложений.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.
А.Г. Грязнова считает, что государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства[19].
По мнению С.О. Шохина, под государственным финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и учреждений с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета[22].
Н.П.Ефимова предлагает рассматривать государственный финансовый контроль как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов по проверке эффективного и законного использования финансовых ресурсов, государственной и муниципальной собственности[14].
В настоящее время пока нет законодательно установленного определения государственного финансового контроля, но, по- моему мнению, С.О. Шохин наиболее широко и полно раскрывает данное определение.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций[16].
Особое место государственного финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля. Для рыночной экономики государственный финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.
К обязательным элементам системы функционирования государственного финансового контроля относятся: субъект контроля; объект контроля; предмет контроля; принципы контроля; метод контроля; техника и технология контроля; процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты на его осуществление, принятие решения по результатам контроля.
Главное назначение государственного
финансового контроля заключается
в целевом и эффективном
Объектом государственного финансового контроля являются:
- денежные распределительные процессы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, включая процедуру исполнения бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
- организация денежного обращения;
- использование кредитных ресурсов;
- состояние государственного долга РФ и государственных резервов;
- предоставление финансовых льгот и преимуществ.
Субъектами государственного финансового контроля является:
- Счетная палата Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации
- Главное контрольное управление Президента РФ;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- Государственная налоговая служба;
- Государственный таможенный комитет и др. органы.
Предметом контроля являются основные характеристики состояния и поведения объекта контроля. Непосредственно в качестве предмета государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении); поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и т. д. Предметом финансового контроля является бюджет, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой и инвестиционный виды контроля, а также контроль за денежной массой.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения[20].
Задачами государственного финансового контроля являются:
- правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
- проверка состояния и целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;
- правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;
- контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.
Основная функция