Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Для более наглядного рассмотрения структуры и динамики проведенных ревизий и проверок рассмотрим рисунок:

Рис.3. Структура ревизий  и проверок

Как видно из рисунка, особенностью работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора является то , что наибольшее внимание уделяется ревизиям и проверкам в организациях-получателях федерального бюджета и наделенных правом пользования федеральной собственности ( в 2006 году- 69,81%, в 2008 году-62,99% от общего числа проведенных ревизий и проверок). Их количество в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшилось на 36 проверок или на 16,74%.; в 2008 году по сравнению с 2007 годом их сумма увеличилась незначительно, а именно на 15 проверок или на 8,38%.

Наименьший удельный вес в контрольных мероприятиях Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области отводится ревизиям и проверкам в федеральных государственных внебюджетных фондах. В 2006 году доля этих проверок составляла 1,29% от общей суммы ревизий и проверок, но тенденция к ее увеличению к 2008г. до  2,27% говорит о возрастающем интересе к данному виду проверок. Их количество не претерпевает существенных изменений. В 2008 году по сравнению с 2006 годом они увеличились на 3 единицы или на 75%. (Приложение 2)

Тенденция роста проверок наблюдается в организациях –  получателях средств муниципального бюджета и наделенных правом использования  муниципальной собственности(в 2008 году их доля от общего объема ревизий составляла 17,86%). В 2006 году было проведено 36 проверок в организациях получателях средств муниципальной собственности, в 2007 году они увеличились на 3 единицы или на  8,33%, а в 2008 году увеличились на 16 проверок (на 41,03%) и составили 55 проверок.

Количество ревизий и проверок, которыми выявлены финансовые нарушения в учреждениях и организациях составило в 2006 году – 121, в 2006 – 103,а в 2008 – 96 единиц.

 Рассмотрим динамику  выявленных финансовых нарушений  на рисунке:

Рис.4 Динамика проверок, которыми выявлены финансовые нарушения

Если проанализировать качество работы получателей бюджетных  средств, то ситуация не самая привлекательная. Каждая вторая проверка в 2006 году выявила  нарушение. В 2007 количество проверок, которыми выявлены финансовые нарушения, снизились на 14,88% и составили 47,9% от всех проверок, проведенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области, а в 2007 году их количество снизилось еще на 6,79% и составляют 40% от всех проведенных ревизий и проверок за год. Но при том, что наблюдается тенденция уменьшения проверок, то в среднем каждый третий получатель бюджетных средств,  использует их с нарушением законодательства Российской Федерации.

Несмотря на то, что  количество ревизий и проверок снижается от года к года, суммы выявленных нарушений постоянно увеличивается. В 2006 году сумма финансовых нарушений составляла 543890 тыс.руб., в 2007 году эта сумма возросла на 408626 тыс.руб.  или на 75,13%, а в 2008 году сумма финансовых нарушений увеличилась на 509106 тыс.руб. или на 53,45%. В 2006 году, как уже отмечалось количество проверок, в которых были выявлены финансовые нарушения было самым наибольшим, но денежная сумма этих нарушений  самая наименьшая из трех анализируемых лет (Приложение 3 ).

Рис.5  Суммы финансовых нарушений

При исследовании был  выявлен недостаток при формировании отчета о результатах деятельности Территориального управления Федеральной  службы финансово – бюджетного надзора  в Калужской области за 2006-2008гг, а именно он выделяет пять видов финансовых нарушений

- нецелевое использование  средств федерального бюджета,  федеральных государственных внебюджетных  фондов, средств, полученных бюджетными  учреждениями от предпринимательской  или иной приносящей доход  деятельности

- неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств

- недостача денежных  средств

- недостача материальных  ресурсов

- недопоступление платежей  в бюджет

- неправомерное расходование  денежных средств и материальных  ресурсов

Все остальные типы нарушений и отклонений, раскрываемых по итогам контрольных мероприятий, относятся к группе другие финансовые нарушения. Такая градация довольно условна, так как эффективная работа органов государственного финансового контроля требует четкой и более подробной классификации финансовых нарушений и ошибок. Ввиду обязательного характера проводимых мероприятий правильное отнесение выявленного факта отклонения к соответствующей группе будет способствовать проведению адекватных мероприятий, направленных на его устранение.

Самым серьезным финансовым нарушением является нецелевое использование  средств. Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса нецелевое использование  бюджетных средств выражается в  направлении и использовании  их на цели,  не соответствующие  условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

На практике же встречаются  различные вариации расходования средств, которые могут попадать под имеющееся определение понятия нецелевого использования. Инспекторам Росфиннадзора при проведении контрольных мероприятий зачастую очень сложно правильно квалифицировать нарушение и на основе  более или менее четких критериев обоснованно зафиксировать в акте проверки или ревизии случаи нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс предусматривает наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также, при наличии состава преступления, уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом.

Для наглядности рассмотрим динамику нецелевого использования средств на рисунке 6.

 

Рис.6 Динамика нецелевого использования средств

Из рисунка мы видим, что нецелевое использование  средств федерального бюджета за последний год существенно сократилась. В 2006 году их сумма составляла 9403 тыс. руб., в 2007 году увеличилась на 8198 тыс. руб. или на 87,18%, а в 2008 году эта сумма уменьшилась на 16083тыс.руб или на 91,38% и составила 1518 тыс.руб.

Нецелевое использование  средств федеральных государственных  внебюджетных фондов также значительно  уменьшается. В 2008 году по сравнению с 2007 сумма нецелевого использования средств уменьшается на 1977 тыс. руб. или на 95,83%. Нецелевое использование средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, наоборот, к 2008 году уменьшается, и это уменьшение по сравнению с 2007 годом составляет 1510 тыс. руб.(292,64%).

Контрольные функции  территориального управления Росфиннадзора  в Калужской области осуществлялись в основном в форме последующего контроля за целевым использованием федеральных средств. В течение  последний стрех лет было установлено нарушений в использовании учреждениями средств федерального бюджета не по целевому назначению на сумму 34176 тыс.руб.

Существенные финансовые нарушения наблюдаются по статье неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств. В 2006 году их сумма составляла 25423 тыс.руб., в 2007 году эта сумма увеличилась на 12452 тыс.руб. или на 48,98%, а в 2008 году наоборот произошло снижение на 19928 тыс.руб. или на 52,62%(Приложение 4).

В целом можно сказать, что в 2007 году наблюдалась тенденция роста сумм выявленных финансовых нарушений, а в 2008 году ситуация значительно изменилась и почти по всем статьям суммы значительно уменьшилось, что говорит о положительных тенденциях в сфере государственного финансового контроля.

После завершения контрольных  мероприятий наступает этап реализации предписаний ревизоров по отношению  к объекту контроля. На данном этапе  Территориальное управление взаимодействует  с органами Федерального казначейства, правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Основными мероприятиями  по результатам ревизий и проверок Территориального управления являются следующие меры:

- направление материалов  ревизий правоохранительным органам;

- направление дел,  в суд для следственных мероприятий;

- привлекать лиц к  административной ответственности;

- направление материалов  ревизий налоговым и прочим  для привлечения к административной  ответветственности.

В результате проведенных  мероприятий  было взыскано:

В 2006 году- 321328 тыс.руб.

В 2007 году – 334792 тыс.руб.

В 2008 году- 893141 тыс.руб.

Основная доля взысканий (более 90%) является средствами федерального бюджета.

Из них взыскано штрафов  за нецелевое использование бюджетных  средств в доход федерального бюджета в 2006 году 142 тыс.руб., а в последующих годах наблюдается уменьшение взысканий, так в 2007 году на произошло уменьшение на 122 тыс.руб., а в 2008 году увеличилось на 2 тыс.руб. (Приложение 5 ). Органы финансового контроля не способны в полном объеме компенсировать ущерб, нанесенный государству в результате неправомерного расходования бюджетных средств.

Исходя из данных отчета о результатах работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области  за период с 2006 – 2008гг (Приложение 6) мы видим, что количество человеко-дней, затраченных на проведение ревизий и проверок(рабочих) не имеет тенденции роста или снижения. Количество человеко-дней, затраченных на проведение ревизий и проверок, за исключением ревизий и проверок, проведенных по обращениям органов прокуратуры и правоохранительных органов  в 2006 году  составляло 4239, в 2007 году их количество уменьшилось на 754 человеко-дня или на 17,78%, а в 2008 году их сумма незначительно увеличилась, а именно на 218 или на 6,26%. Количество человеко-дней, затраченных на проведение ревизий и проверок по обращениям органов прокуратуры и правоохранительных органов в 2007 году по сравнению с 2006 годом значительно увеличивается, а именно на 379 или на 492,21%; а в 2008 году их количество опять существенно уменьшается, а именно на 341 или на 74,78%.

Проанализировав можно  сделать выводы, что, несмотря на сокращение количества проверок, их качество и  «коэффициент отдачи» увеличился. В современных условиях продолжает остро стоять проблема нецелевого использования бюджетных средств, связанная с  нежеланием юридических и физических лиц своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля

 

 

Проводимая в стране бюджетная реформа, переход к  бюджетированию, ориентированному на результат, ставят перед действующей  системой государственного финансового  контроля новые задачи.

Задача модернизации системы государственного контроля постоянно находилась в поле зрения не только исполнительных органов власти всех уровней, но и законодателей, в частности депутатов Государственной Думы. Результатом совместной работы стали существенные изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в части упорядочения контрольных функций налоговых органов. Предполагалось, что многие проблемы функционирования государственного финансового контроля, в том числе и методологического характера, должны быть разрешены с принятием Закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации». Но его подготовка ведется уже несколько лет, а проблемы требуют своего решения.

Система государственного финансового контроля пока не в состоянии  в полной мере противостоять негативным явлениям в экономике. Она способна выявить лишь часть правонарушений. Это связано с определенной группой причин.

Первая группа причин - причины экономического характера. Прежде всего, это – несовершенство самого экономического механизма функционирования экономики, поскольку многие звенья этого механизма, основанные на опыте западных стран, перенесены в российскую действительность механически, без должного учета особенностей страны и конкретной ситуации. В российской модели развития рыночной экономики содержится множество условий, создающих благоприятную почву для правонарушений.

Другую группу составляют организационные причины. Нарушения  в финансовой сфере происходят вследствие ослабления уровня исполнительной дисциплины работников министерств и ведомств. Это связано с снижением общего уровня ответственности должностных лиц за исполнение федеральных законов, указов и поручений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

Отдельную группу составляют причины юридического характера. Главная из них – слабость судебной дисциплины. Основная задача по борьбе с экономической преступностью лежит на правоохранительных органах. Но они выявляют лишь часть этих преступлений. Однако многие дела не доходят до суда или распадаются при судебных разбирательствах в силу несовершенства соответствующих законов. Другим недостатком юридического характера является отсутствие надежного антикоррупционного законодательства, которое крайне необходимо в связи с ростом числа чиновников, наличием факта их подкупа.

При исследовании проблем  организации государственного финансового  контроля,  в первую очередь обращает на себя внимание то, что в Российской Федерации до сих пор не создана  четкая иерархическая структура  органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в компетенции государственных органов финансового контроля.  Отсутствие законодательного закрепления места и роли каждого органа государственного финансового контроля порождает многочисленные вопросы в разграничении сфер деятельности между контрольными органами, ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности. Специалисты считают, что, несмотря на реформирование бюджетной система, состоящая из многочисленных контрольных органов, которые дублируют друг друга – неэффективна. Эта система чаще всего ориентирована на прошлое, не отвечает за конкретные результаты. Контрольные органы и в частности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, работают старыми методами, пытаются контролировать учреждения, работающие новыми методами и вкладывающие огромные деньги в свою модернизацию. Такой контроль заранее обречен, он не созидательный. Причина этого: произвольный, выборочный, субъективный, заказной характер процесса выбора объекта для контроля. Все проконтролировать система физически не может.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета