6) Количество ревизий
и проверок бюджетных учреждений
в Калужской области в 2008 году
составило 238 единиц, в 2007 году - 215 проверок, а в 2006 году- 249. Из чего следует,
что количество проверок в 2007 году
по отношению к 2006 году уменьшилось на
34 единицы или на 13,65%, а в 2008 году по сравнению
с 2007 годом количество проверок увеличилось
на 23 единицы или на 10,69%. Это свидетельствует
об усилении контроля за использованием
бюджетных средств.
7) Если проанализировать
качество работы получателей
бюджетных средств, то ситуация
не самая привлекательная. Каждая
вторая проверка в 2006 году выявила
нарушение. В 2007 количество проверок, которыми выявлены финансовые
нарушения, снизились на 14,88% и составили
47,9% от всех проверок, проведенных Территориальным
управлением Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора в Калужской области, а в 2007 году
их количество снизилось еще на 6,79%, и составляют
40% от всех проведенных ревизий и проверок
за год. Но при том, что наблюдается тенденция
уменьшения проверок, то в среднем каждый
третий получатель бюджетных средств,
использует их с нарушением законодательства
Российской Федерации.
8) В течение последний
трех лет всего было установлено
нарушений в использовании
средств бюджета не по целевому
назначению на сумму 34176 тыс.руб.
Существенные финансовые нарушения
наблюдаются по статье неэффективное
использование материальных ресурсов и денежных средств. В 2006 году их
сумма составляла 25423 тыс.руб., в 2007 году
эта сумма увеличилась на 12452 тыс.руб. или
на 48,98%, а в 2008 году наоборот произошло
снижение на 19928 тыс.руб. или на 52,62%.
9) Эффективность конкретных направлений
государственного регулирования экономических
отношений, требует наличия адекватной
современным реалиям нормативно-правовой
базы и других эффективных механизмов
правового регулирования системы финансового
контроля. Сегодня вопросы финансового
контроля в Российской Федерации в той
или мной мере затрагиваются в отдельных,
не связанных друг с другом нормативно-правовых
актах. Такая разрозненность, порой их
противоречивость, несоответствие требованиям
и изменяющимся условиям времени не способствуют
созданию эффективной системы органов
финансового контроля.
10) Проблема построения эффективной
системы финансового контроля в современной
России носит многомасштабный и многогранный
характер. Она охватывает широкий круг
вопросов научно-теоретического, социально-экономического,
методологического, правового, методического,
морально-нравственного и инструментального
характера. Данная проблема должна решаться
путем создания теоретической, методологической
правовой базы, разработки концептуальных
подходов по формированию единой системы
государственного финансового контроля,
принятия по нему общефедерального закона,
а также путем применения соответствующих
правовых норм и механизмов для оценки
результативности и эффективности контрольной
работы на всех уровнях властной иерархии.
На основании сделанных
выводов предложим следующие пути повышения эффективности
финансового контроля в Российской Федерации:
1) В качестве путей решения проблемы повышения
эффективности финансового контроля может
быть выбран экстенсивный путь увеличение
контролирующих органов, количества в
них контролеров) и интенсивный – это
активное использование современных технологий,
повышение профессионального уровня контролеров,
роли организационной техники, создание
соответствующих информационно-аналитических
баз данных.
2) Создание нормативной базы осуществления
финансового контроля. Необходимо установление
строгих стандартов проведения государственного
финансового контроля, определение общих
правил проверок, их системность, повторяемость
и стабильность. Также необходимо непосредственно
совершенствование научно-методического
обеспечения контроля в целях повышения
объективности, качества, оперативности
и комплексности контроля путем использования
различных методов контроля: анализа,
экспертизы, оценки, т.е. разработка методологии
и стандартов по аудиту бюджетных показателей.
3) Необходимо четко определить место и
роль каждого звена в системе финансового
контроля. Многочисленные нескоординированные
действия являются не только малорезультативными,
но и вносят дезорганизацию в деятельность
проверяемых субъектов.
4) усиление контроля со стороны органов
государственной власти более высокого
уровня за результатами работы государственных
органов нижестоящего уровня.
Применяя предложенные мероприятия, возможно построение эффективной
системы государственного финансового
контроля, отвечающей требованиям современной
рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованиям 12 декабря 1993г. (с изменениями от 30.12.06г № 6-ФКЗ)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации.- Федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.04.2009г. № 58-ФЗ)
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (с изменениями от 16.05.2008 №74-ФЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ(в ред. Федерального закона от 13.05.2008г. №68-ФЗ)
- Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004г №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06. 2004г. №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»
- Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 11.07. 2005г №89-н «Об утверждении положения о Территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»(в ред. Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 20.09. 2005г №120-н)
- Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 25.12.2008 №146-н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля»
- Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-526с
- Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики.- М: Финансовый контроль, 2005-432с
- Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Дашков и К,2007 - с 509
- Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. – М.: Издательство Экзамен,2004 - с288
- Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики-М., 2000-с
- Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004-557
- Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 4-е издание, испр. и доп. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006- 308с.
- Нешитой А.С. Финансы: Учебник. 7-е издание, перераб. и доп. –М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2007-512с
- Финансовый контроль: Учебное пособие/ Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. – М: Издательский дом «Камерон», 2004- 272с
- Финансы: Учебник/ Под ред. д.э.н. проф. Литовченко В.П.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005-724с
- Финансы: Учебник/Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В.-М: Финансы и статистика,2006 - 504с
- Финансы: Учебник/Под ред. Поляка Г.Б.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008-703с
- Шохин С.О.; Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит: теория и практика применения в России-М: Финансы и статистика,2004 -372с
- Васильева М.В. Сущность и проблемы оценки эффективности государственного финансового контроля// Финансы и кредит -2009-№16(352)- с25- 35
- Васильева М.В. Контрольно-счетная деятельность в субъектах Российской Федерации: современное содержание и особенности// Финансы и кредит-2009-№ 13(349)-с16-20
- Васильева М.В. Концептуальные подходы к организации контрольно-счетной деятельности в субъектах Российской Федерации// Финансы и кредит-2009-№ 11(347)- с67-74
- Васильева М.В. Финансовый контроль и аудит в государственном секторе// Финансы и кредит -2009-№18(354)- с 5-15
- Васильева М.В. Стандартизация деятельности органов государственного финансового контроля// Финансы и кредит-2008- №40(328)- с41-51
- Бирюков А.И. Финансовый контроль в теории и на практике// Бюджетный учет №3,2007 с42-43
- Бирюков А.И. Финансовый контроль в теории и на практике/ Бюджетный учет №4,2007 с42-43
- Бирюков А.И. Финансовый контроль в теории и на практике/ Бюджетный учет №5-2007- с40-41
- Бликанов А.В. Государственный финансовый контроль в регионах и пути его совершенствования// Бюджет №4- 2007 -с12-17
- Бликанов А.В. Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля// Финансы и кредит.-2008-№33 – с14-16.
- Бликанов А.В. Государственный аудит региональных бюджетов // Финансы и кредит. – 2008.- №4.-с 47-50
- Бокарева Л.Г. Инновационное развитие и задачи финансового контроля// Финансы-2009- №9- с 61-65
- Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: аспекты развития нормативно-правовой базы// Российская юстиция-2005-№4 с40-44
- Губайдуллина М.Г. Возмещаем средства по акту проверки // Бюджетный учет-2009-№4 - с 25-30
- Енц Г.П. Формирование эффективного государственного финансового контроля// Финансы и кредит 37(277)-2007 с73-
- Зубакин С.И. Нецелевое использование: вопросы квалификации и применение мер принуждения//Бюджетный учет- 2008- №6- с 6-13
- Зубакин С.И. Переплаты и иные нарушения // Бюджетный учет -2009-№7- с 54-59
- Зубакин С.И. Росфиннадзор: правила проверки// Бюджетный учет 2007-№11- с 57-59
- Зырянова Т.В., Даниленко С.И. Методологические и концептуальные подходы к созданию единой системы государственного финансового контроля// Финансы и кредит-2007-№ 35(275)- с32-37
- Иванова Б.И., Хрусталев Е.Ю. Информационные методы повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансы и кредит.-2007.-№38.-с18-26
- Индутенко А.Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности// Финансы и кредит.- 2008-№2 с 53-60
- Каратонов М.Е. «Насущные» проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансы и право.-2006 -№25- с 32-37
- Колнооченко Е. Финансы и контроль – от «нецелевки» к эффективности // Бюджет.-2008.-№8-с85-87
- Коровника Я. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган государственного финансового контроля – М: Финансовое право,2007 с 2-5
- Никулина О.В. Эффективность бюджетного контроля в России и за рубежом // Финансы и кредит- 2007-№32.- с83-88
- Овсянников Л.И. Финансовый контроль и экономическая наука// Финансы -2009-№4-с41-46
- Овсянников Л. Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле – М: Финансы 2007 с 48-51
- Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации // Финансы. 2007.-№ 2- С. 52-56
- Павленко С.Ю. Финасово-бюджетный надзор: состояние, задачи и наши действия//Бюджет-2006- №10-с13-17
- Павленко С.Ю. Полномочия Росфиннадзора четко определены/ Финансы -2005-№5-с8-11
- Пансков В.Г. Аудит эффективности расходования государственных средств//Финансы-2006- №5-с17-21
- Сатарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле// Финансовое право-2006- №1- с15-17
- Синева Е.Ж. Особенности финансового контроля при бюджетировании, ориентированном на результат // Финансы и кредит.-2007.-№4 -с35-40
- Синева Е.Ж. Совершенствование финансового контроля в соответствии с задачами бюджетной реформы // Финансы и кредит. -2007.-№5- с 40-43
- Тарасов А.М. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, современное состояние// Государство и право-2002-№1- с 28-32
- Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного финансового контроля// Государство и право – 2004 - №10 - с 15-20
- Терехова А.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля// Финансы и кредит-2007-№ 35(275)-с47-54
- Федотова Г.В. Методика аудита эффективности бюджетных расходов// Финансы и кредит-2004-№ 14(350)-с15-26