Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

- объемы ресурсов,  которыми располагают подконтрольные органы для реализации требований нормативных правовых актов, принятых решений, проверка исполнения которых осуществляется субъектом контроля[23].

К критериям эффективности  контроля можно отнести: своевременность  принимаемых руководством решений, полнота и оперативность реализации принятых решений контролерами в ходе осуществления контроля.

В качестве путей решения  проблемы повышения эффективности  финансового контроля может быть выбран экстенсивный путь (имеется  в виду увеличение контролирующих органов, количества в них контролеров) и интенсивный – это активное использование современных технологий, повышение профессионального уровня контролеров, роли организационной техники, создание соответствующих информационно-аналитических баз данных. Важное значение в реализации интенсивного пути совершенствования контроля имеет создание единого банка данных о результатах проведенных контрольных мероприятий различными контролирующими органами и их подразделениями, систематическое согласование планов контрольной работы между основными субъектами контроля и надзора, а также обеспечение эффективного взаимодействия субъектов контроля с субъектами общественного контроля. Чем больше профессиональных контролеров в контролирующем органе, тем большие объемы контрольной работы орган может выполнять. А если контрольные мероприятия будут осуществляться на основе принципов законности, объективности и гласности, экономичности, то эффективность контроля будет достаточно высокой. И, наоборот, если количество обеспечивающего состава у субъекта контроля будет приближенно к количеству контролеров, то данное обстоятельство будет серьезно осложнять решение проблем, связанных с возрастающими требованиями по повышению эффективности контроля и увеличивающимися объемами контрольной работы. Исследование вопроса оптимально-количественного соотношения контролеров и лиц обеспечивающего состава в контрольном органе показывает, что данное соотношение должно быть гибким и переменным. Оптимальное соотношение – 10 контролеров к одному работнику, выполняющему обеспечительные функции. Для обеспечения эффективного контроля количество контролеров должно соответствовать целям и задачам, стоящим перед субъектом контроля, и и вытекающим из них объемом работы, связанных с непосредственным участием контролеров в проверках. Количество работников, не связанных непосредственно с участием в проверках, должно соответствовать эффективному решению организационно-технических задач, которые стоят перед субъектом контроля. При этом нужно учитывать, что насыщенность контролирующего органа современной организационной техникой, информационными базами данных должна вести к необходимому сокращению количества обеспечивающего персонала. И, наоборот, необходимость в увеличении объема контрольной работы, в частности общего количества проверок, для осуществления которых требуется задействование большого количества проверяющих, должно вести к увеличению количества должностей контролеров[23].

Определяя пути эффективности  государственного финансового контроля, подходы к установлению показателей и критериев оценки его эффективности, целесообразно учитывать количество у того или иного субъекта контроля подконтрольных органов, объектов и предметов контроля, т.е. объемы его контрольной работы. Чем больше объектов контроля, тем больший контрольный ресурс необходимо иметь контролирующему органу для осуществления эффективной работы.

Вопросы повышения эффективности  государственного финансового контроля являются актуальными в настоящее  время, поскольку страна вступила в  новый этап социально-экономической модернизации, главной задачей которого является достижение более высокого уровня качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики. От эффективной системы государственного финансового контроля зависит эффективность социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.

Эффективность методов  государственного финансового контроля в большей степени обусловлена  системой его организации. Мерой эффективности служит отношение результата (эффекта проверки) к затратам, связанным с получением этого результата. При рассмотрении категории эффективности применительно к финансовому контролю выделяется одна методическая особенность, отличающая ее от категории эффективности применительно к производству.

Для повышения эффективности  и усиления финансового контроля могут способствовать следующие  меры:

- создание полной базы  осуществления финансового контроля. Существующая база загромождена, с одной стороны, всевозможными требованиями, с другой – страдает наличием нестандартных положений, допускающих субъективную трактовку процедуры проведения финансового контроля. Необходимо установление строгих стандартов проведения государственного финансового контроля, определение общих правил проверок, их системность, повторяемость и стабильность. Важным направлением при формировании соответствующей законодательной базы должно стать изучение практики привлечения к ответственности юридических и физических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, необеспечение эффективности использования государственного имущества с подготовкой на этой основе предложений по внесению дополнений в гражданское, административное, уголовно-процессуальное, уголовное законодательство, направленных на повышение персональной ответственности должностных лиц за допущенные злоупотребления. Также необходимо непосредственно совершенствование научно-методического обеспечения контроля в целях повышения объективности, качества, оперативности и комплексности контроля путем использования различных методов контроля: анализа, экспертизы, оценки, т.е. разработка методологии и стандартов по аудиту бюджетных показателей.[33]    

Повышение эффективности  государственного финансового контроля невозможно без принятия Федерального закона «О государственном финансовом контроле», четко закрепляющего основные принципы создания, деятельности и взаимодействия контрольных органов или введение соответствующих статей в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Закон должен устанавливать меры прямого воздействия на нарушителей бюджетного законодательства со стороны контрольных органов. Только таким образом, возможно, повысить эффективность пресечения фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств[49].

- необходимо четко определить место и роль каждого звена в системе финансового контроля. Многочисленные нескоординированные действия являются не только малорезультативными, но и вносят дезорганизацию в деятельность проверяемых субъектов.

- улучшение и систематизация информационного обеспечения контрольных органов, включая использование аналитических технологий, разработку и эксплуатацию федеральной информационной программы. Необходимо создание единой информационной базы контрольных органов, независимо от их ведомственной принадлежности, отвечающее аналитическим целям контроля, гарантирующим полноту и достоверность исходных данных об объекте контроля, широкую гласность принятия решений и исполнения бюджетов различных уровней, посредством регулярного освещения в официальной печати текущего исполнения бюджета и отчетов контрольных органов на местах. Кроме того, случаи нецелевого использования бюджетных средств и персональная ответственность определенных лиц при установлении нарушений также должна предаваться гласности.

- усиление кадрового  состава органов финансового  контроля. Высокий уровень их  знаний, профессиональная подготовка  обеспечивают эффективность проверки  и ее достоверность. Следовательно,  необходимо совершенствование кадрового  обеспечения посредством подготовки, повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольную работу;

- совершенствование методологической  базы осуществления контрольных  действий. Прежде всего, необходима  разработка стандартов проверки.

- выработка эффективного механизма взаимодействия органов государственного финансового контроля через совершенствование механизма взаимодействия контрольных органов и органов федерального казначейства, создание и отработку механизма взаимодействия координации работы контрольных органов и Федеральной налоговой службы, укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами ФСБ и органами прокуратуры;

- усиление контроля  со стороны органов государственной  власти более высокого уровня  за результатами работы государственных  органов нижестоящего уровня.

Одним из важных направлений  модернизации системы государственного финансового контроля является создание независимых научно-исследовательских  и консалтинговых структур в сфере  контроля.

В области государственного финансового контроля на уровне субъекта Российской Федерации следует выделить следующие моменты необходимые для повышения эффективности контроля:

- усовершенствование  законодательной базы в области  контроля;

- определение и закрепление  на федеральном уровне основных  признаков, применяемых при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функции незаконного, неэффективного и нерационального использования бюджетных средств;

- закрепление за контрольными  органами полномочий по применению  мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства;

- совершенствование законодательства  об административных правонарушениях  в направлении включения в  него необходимых положений об  ответственности за нарушение  бюджетного законодательства. Отсутствие  применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства влечет за собой их безнаказанность[24].

В связи с введением  системы бюджетирования, ориентированного на результат, особую актуальность в  сфере контроля за целевым использованием бюджетных средств принимает внедрение прогрессивной формы финансового контроля – аудита эффективности. Однако в нормативной базе по государственному финансовому контролю нет такого понятия «аудит эффективности». Такое понятие следует внести и в Бюджетный кодекс. Аудит эффективности бюджетных расходов должен стать направлением развития государственного финансового контроля в аспекте повышения эффективности работы контролирующих структур. Не следует забывать, что сами  контрольные органы, являясь бюджетополучателями, также подпадают под контрольную сферу аудита эффективности бюджетных расходов.

В практике работы контрольных  органов Российской Федерации применяются  отдельные элементы оценки эффективности  использования государственных  средств, но полномасштабный аудит  ими не осуществляется.

Органы государственного финансового контроля должны значительно  меньшее внимание концентрировать  на  сиюминутной оценке финансового  состояния организаций и значительное большее внимание уделять оценке качества внутренних процессов, которые  защищают от будущих потерь, а также доводить до проверяемых организаций оценки существующих рисков. Они не должны ограничиваться в рамках государственных финансов в выборе конкретных направлений контроля. Это способствует маневренности и эффективности контроля и обеспечивает возможность быстрого реагирования на все процессы накопления и перераспределения финансовых ресурсов.

Таким образом, эффективность  исполнения бюджета является ведущим  показателем качества расходования государственных средств, а разработка индикаторов и инструментов, позволяющих измерить эффективность государственного финансового контроля- сложная задача, представляющая не только практический, но и теоретический научный интерес.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По  результатам проведенного исследования выявили, что:

1) Под государственным финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и учреждений с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций.

2) Главное назначение государственного финансового контроля заключается в целевом и эффективном использовании финансовых ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.

3) Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

4) Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

5) Контрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке установленном бюджетным законодательством Российской Федерации  и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.  Объем контрольного мероприятия определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета