Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:

- контроль источников поступления бюджетных средств;

- контроль расходования бюджетных ресурсов;

-контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;

- контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

- контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;

- контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;

- пресечение финансовых злоупотреблений[].

В широком смысле государственный  финансовый контроль – это установленная  законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок и злоупотреблений в управлении государственными  денежными и иными материальными ресурсами , а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и материальный ущерб государству;

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

- недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных[14].

Таким образом, государственный  финансовый контроль с одной стороны, обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны – исполнение принятых решений. В этом действенность государственного финансового контроля. Действенный финансовый контроль позволяет не только своевременно вскрывать, но и устранять различного рода недостатки в финансово-хозяйственной деятельности организаций и в процедурах управления государственными финансовыми потоками, а также объяснять порождающие эти недостатки глубинные причины, обнаруживать связанные с ними скрытые тенденции, вырабатывать предотвращающие их меры, используя всевозможные методы и принципы в организации своей работы.

 

 

 

    1. Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля

 

 

При проведении финансового контроля, органы, осуществляющие контроль, применяют  разнообразное количество методов и принципов его организации.

Метод финансового контроля можно  сформулировать как комплексное, органически  взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и  экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются  эти приемы в зависимости от целевой  функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

По информационному обеспечению  различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается  в установлении сущности и достоверности  хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности. Документальный контроль производится при проверке финансово-хозяйственной деятельности как предприятия, организации, учреждения в целом, так и его структурных подразделений в отдельности путем изучения, анализа и сопоставления данных первичных документов учетных записей в бухгалтерской отчетности.

Фактический контроль состоит  в определении действительного, реального состояния объекта  проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство. Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов[].

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия  по устранению имеющихся недостатков. В таком случае имеет место комбинированный контроль.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансового состояния;

- наблюдение;

- ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п[10].

Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий  спектр финансово-экономических показателей  обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового  состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Ревизия представляет собой  систему обязательных контрольных  действий по документальной и фактической  проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в  проверяемом периоде хозяйственных  и финансовых операций, а также  законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии - соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчетности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.

Формы государственного финансового контроля

По времени проведения различают предварительный, текущий  и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов и т. д. Он способствует предотвращению нерационального расходования материальных и финансовых ресурсов, На стадии составления финансовых планов, смет доходов и расходов при проведении предварительного финансового контроля могут быть выявлены дополнительные ресурсы, сокращены предусматриваемые необоснованные расходы. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушения законов и нормативных актов. Проведение предварительного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами.

Текущий  финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной  росписи, в ходе исполнения лимитов  бюджетных обязательств, сметных  финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов.   

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового  года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведенных контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Принципы государственного финансового контроля - это научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность. Принципы финансового контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере[].

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно  выделить следующие принципы.

Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета