Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Принцип непрерывности  означает, что все объекты контроля подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений .

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы. Законность - один из основных принципов деятельности органов финансового контроля, так как сфера их деятельности в первую очередь - это законность использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов[].

Принцип объективности  предопределяет правильное, полное и  объективное объяснение результатов  контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов. Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию. При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение проверяющими контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень их работы на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Принцип независимости  устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля. Независимость органов финансового контроля, как на государственном, так и на муниципальном уровне должна быть закреплена законодательно. Этот принцип является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа. Независимость органа государственного финансового контроля определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений. Гласность присуща контрольным финансовым органам и в том смысле, что они отражают прямо или опосредствованно интересы людей как главных налогоплательщиков, которые должны владеть информацией об использовании своих средств.

Принцип эффективности контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Информационное  обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику, а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета и др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого - предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Из этих основных базовых принципов вытекают следующие: системность и плановость, коллегиальность и единоначалие, результативность, неподкупность субъектов контроля, согласованность действий различных контролирующих органов, финансовая дисциплина и финансовые санкции, оперативность и действенность контроля[19].

Использование  вышеназванных  форм, методов и принципов позволяет органам государственного финансового контроля осуществлять эффективный и действенный контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.

 

 

 

    1. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Система органов государственного финансового контроля Российской Федерации  довольно велика. Взаимодействие между  органами проходит на самых разных уровнях и стадиях контрольно- ревизионной деятельности .

Органами финансового  контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления  контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые  наряду с их основными задачами возлагаются  контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом-законом, постановлением, положением о данном органе.

Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Органы государственного финансового контроля с точки  зрения их организации включают полномочные  органы государственного финансового контроля, органы государственного финансового контроля федеральных органов государственной власти, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельными функциями государственного финансового контроля, соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти с отдельными контрольными полномочиями. Органы финансового контроля классифицируются по:

принадлежности к ветвям власти - контрольные органы исполнительной власти , органы парламентского контроля, независимые органы финансового контроля;

вертикальному уровню власти - федеральные контрольные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации;

характеру функций и  объему компетенции - общефункциональные, специализированные общей компетенции  и ограниченной компетенции, внутриведомственные;

способу образования - избираемые или утверждаемые коллегиально путем  голосования, назначаемые в административном порядке.

Помимо органов, осуществляющих контрольно-ревизионную работу в  финансовой сфере, имеются органы, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Главное контрольное управление при Президенте Российской Федерации, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений.

Счетная палата Российской Федерации - конституционный орган, создаваемый Государственной Думой  и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с  целью осуществления независимого контроля за исполнением средств  федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации является единственным органом  государственного финансового контроля, задачи, и порядок деятельности которого определены федеральным законодательством - Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют ее компетенцию. Это означает, что право осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, предоставленное только Счетной палате, одновременно является и ее обязанностью. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Отметим, что Счетная  палата Российской Федерации - также  единственный в стране орган государственного финансового контроля, контрольные  функции которого охватывают весь бюджетный  процесс от начала формирования бюджетной  заявки до получения конечных результатов.

По своему правовому  статусу Счетная палата является независимым органом государственного финансового контроля, Она самостоятельно формирует свой план работы и графики  контроля, в обязательном порядке  представляет Федеральному Собранию Российской Федерации заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Сфера полномочий Счётной  палаты - контроль федеральной собственности  и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические  лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Центральное место среди  органов государственного финансового  контроля исполнительной власти занимает Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения, наделенные контрольными полномочиями.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает финансовый контроль за соблюдением  всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.

Прежде всего, Министерство Финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что  контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство Российской Федерации контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных ему органов финансового контроля[1].

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующая в рамках Министерства Финансов Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также органы Федерального казначейства .

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина Российской Федерации, созданная Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" является приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина Российской Федерации[5].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления[7].

Федеральная служба финансово- бюджетного надзора осуществляет контроль за:

- осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов России, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов

- осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти и самоуправлении законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре[6].

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета