Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

-непревышением лимитов  бюджетных обязательств, распределенными  главными распорядителями (распорядителями)  средств федерального бюджета  между нижестоящими распорядителями  и получателями средств федерального  бюджета, над утвержденными лимитами бюджетных обязательств

- непревышением бюджетных  ассигнований, распределенных главными  администраторами источников финансирования  дефицита федерального бюджета  между администраторами источников  финансирования дефицита, над утвержденными  бюджетными ассигнованиями

- непревышением кассовых  расходов, осуществляемых получателями  средств федерального бюджета,  над доведенными до них лимитами  бюджетных обязательств и бюджетными  ассигнованиями

- непревышением кассовых  выплат, осуществляемых  администраторами  источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными бюджетными ассигнованиями

- соответствием содержания  проводимых операций коду бюджетной  классификации, указанному в платежном  документе, представленном в казначейство  получателем средств федерального бюджета

- наличием у получателя  средств федерального бюджета  документов, подтверждающих в соответствии  с порядком санкционирования  расходов, установленных Минфином  России, возникновение у него  денежных обязательств.

С 2004 к основным полномочиям Федерального казначейства стали относится также:

- ведение и учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открытие и  ведение лицевых счетов главных  распорядителей, распорядителей и  получателей средств федерального  бюджета

- ведение водного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведение учета  показателей сводной бюджетной  росписи федерального бюджета,  лимитов бюджетных обязательств  и их изменений;

- составление  и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- получение  в установленном порядке от  главных распорядителей средств  федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалов, необходимых для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации

- осуществление  распределения доходов от уплаты  федеральных налогов и сборов  между бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств  осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств  подведомственных государственных  и муниципальных предприятий в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями:

-контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств

-контроль за использованием  субвенций, субсидий их получателями  в соответствии с условиями  и целями , определенными при предоставлении их из бюджета

- проверка подведомственных  распорядителей (получателей) бюджетных  средств и государственных (муниципальных)  унитарных предприятий.

Система органов государственного финансового контроля Российской Федерации довольно велика. Взаимодействие между органами проходит на самых разных уровнях и стадиях контрольно- ревизионной деятельности .

Таким образом, можно  сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ТУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Методика  проведения контроля в бюджетных  учреждениях за целевым и эффективным  использованием средств федерального  бюджета, применяемая Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

 

 

Объектом исследования является Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Территориальное управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, актами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также настоящим Положением.

В составе Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора 6 отделов:

- Отдел учета и отчетности

- Отдел организационной работы и свода информации

- Отдел финансового контроля в отраслях экономики

- Отдел валютного контроля и правового обеспечения

- Отдел финансового контроля в правоохранительных органах, воинских учреждениях и судебной системе

-Отдел финансового контроля в органах управления, внебюджетных фондах, социальной сфере и военно-промышленном комплексе

Штатная численность  организации - 49 человек.

Возглавляет Территориальное  управление руководитель, имеющий своего заместителя.

Территориальное управление  тесно взаимодействует в своей  работе с органами Федерального казначейства, правоохранительными и судебными  органами.

Контрольными мероприятиями Территориальное управление охватывает объекты федеральной, территориальной и муниципальной собственности. В конце каждого года составляется отчет о результатах проведенной работы за отчетный период.

Контрольная деятельность осуществляется в порядке установленном бюджетным законодательством Российской Федерации  и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.  Объем контрольного мероприятия определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах. Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольного мероприятия  и должна содержать форму, тему контрольного мероприятия, наименование объекта финансового контроля, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.

 Целью ревизии бюджетных  учреждений является осуществление  контроля за соблюдением законодательства  Российской Федерации при осуществлении  организацией хозяйственных и  финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

При проведении контрольных  мероприятий Территориальное управление применяет следующую методику проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.

Методика проведения ревизии основана на пооперационном подходе с использованием дедуктивного метода (от общего - к частному). Основным источником проверки финансовых потоков является бухгалтерский учет.

Проверка осуществляется в основном по следующим основополагающим вопросам:

- Проверка состояния  бухгалтерского учета и отчетности, которая обычно выполняется в три этапа:

- изучение нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет;

- проверка соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе;

- анализ отчетности по составу и содержанию.

При изучении нормативных  актов в первую очередь контролер изучает приказ об учетной политике бюджетного учреждения. В учетной политике должны быть  определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бухгалтерского учета исходя из особенностей деятельности государственной структуры.

Далее следует проверка соблюдения требований в соответствии с законодательством, действующим  на период проверки.

При проверке состояния  бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета изучается:

- наличие утвержденных смет доходов и расходов и имеются ли основания для внесения изменений в эти сметы;

- выполняются ли главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- своевременно ли представляются бухгалтерии все необходимые документы и сведения;

- ведутся ли все  предусмотренные инструкциями и  указаниями Министерства финансов  Российской Федерации учетные регистры; правильность, своевременность и аккуратность записей операций в этих регистрах;

- соответствие остатков  на начало года в учетных  регистрах данным за предыдущий  год; выведены ли итоги оборотов  за месяц и в надлежащих случаях - с начала года, а также остатки по соответствующим субсчетам;

- составляются ли  оборотные ведомости по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом ежемесячно, а по основным средствам, малоценным предметам ежеквартально;

- соблюдается ли установленный  порядок исправления ошибок в первичных документах, поступающих в бухгалтерию, в учетных регистрах;

- правильно ли оформлены  и составлены мемориальные ордера  и накопительные ведомости;

- соответствуют ли  итоги остатков по каждой группе  аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов книги "Журнал-главная" и показателям финансовой отчетности.

- выполняются ли предложения  по результатам предыдущих проверок  состояния бухгалтерского учета  и отчетности;

- соблюдаются ли установленные  правила хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы до передачи их в архив.

При анализе отчетности по составу и содержанию необходимо установить:

- правильность составления  отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

- правильность и полноту  заполнения показателей, предусмотренных  в формах отчетности, согласованность  взаимосвязанных показателей, приведенных  в отдельных формах, между собой и с балансом, а также правильность подсчетов;

- соответствие данных, приведенных в формах отчетности  об исполнении смет расходов, данным синтетического и аналитического  учета, плановых показателей –  утвержденным сметам с учетом  всех изменений, оформленных в установленном порядке;

- своевременность представления отчетности главному распорядителю бюджетных средств.

- правильность ведения  аналитического учета кассовых  и фактических расходов в карточках  аналитического учета кассовых  расходов

- соответствие данных аналитического учета по фактическим расходам, данным синтетического учета.

-  проверка достоверности  отчетных данных. При проверке  годового (квартального) отчета необходимо  проверить представление его  в полном объеме. Все формы  должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации.

Анализ исполнения сметы  доходов и расходов позволяет  с большой степенью вероятности  выявить нецелевое расходование средств федерального бюджета. Для  того чтобы выяснить причину отклонений, проверяется порядок формирования расходов.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета