Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:51, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение процесса организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;
- проанализировать деятельность Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием федерального бюджета;
- исследовать проблемы организации и определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Теоретические основы организации государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…………………………………………………..6
1.1.Организация государственного финансового контроля: сущность, цели и задачи…………………………………………………………………………………6
1.2.Формы, методы и принципы осуществления государственного финансового контроля…………………………………………………………………………….11
1.3.Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации…………………………………………………………….20
ГЛАВА 2 Анализ осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на примере ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области……………………………………………………………………………..29
2.1. Методика проведения контроля в бюджетных учреждениях за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, применяемая в ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора…………………….29
2.2. Анализ деятельности управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области …………………………………….40
ГЛАВА 3 Проблемы организации и направления повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………49
3.1. Проблемы организации и проведения государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..49
3.2. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..57
Заключение………………………………………………………………………….67
Список литературы…………………………………………………………………71
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
-непревышением лимитов
бюджетных обязательств, распределенными
главными распорядителями (
- непревышением бюджетных
ассигнований, распределенных главными
администраторами источников
- непревышением кассовых
расходов, осуществляемых получателями
средств федерального бюджета,
над доведенными до них
- непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными бюджетными ассигнованиями
- соответствием содержания
проводимых операций коду
- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленных Минфином России, возникновение у него денежных обязательств.
С 2004 к основным полномочиям Федерального казначейства стали относится также:
- ведение и учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
- открытие и
ведение лицевых счетов
- ведение водного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- ведение учета
показателей сводной бюджетной
росписи федерального бюджета,
лимитов бюджетных
- составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- получение
в установленном порядке от
главных распорядителей
- осуществление
распределения доходов от
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Главные распорядители,
распорядители бюджетных
Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями:
-контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств
-контроль за использованием
субвенций, субсидий их
- проверка подведомственных
распорядителей (получателей) бюджетных
средств и государственных (
Система органов государственного финансового контроля Российской Федерации довольно велика. Взаимодействие между органами проходит на самых разных уровнях и стадиях контрольно- ревизионной деятельности .
Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ТУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Методика
проведения контроля в
Объектом исследования является Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Территориальное управление
руководствуется в своей
В составе Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора 6 отделов:
- Отдел учета и отчетности
- Отдел организационной работы и свода информации
- Отдел финансового контроля в отраслях экономики
- Отдел валютного контроля и правового обеспечения
- Отдел финансового контроля в правоохранительных органах, воинских учреждениях и судебной системе
-Отдел финансового контроля в органах управления, внебюджетных фондах, социальной сфере и военно-промышленном комплексе
Штатная численность организации - 49 человек.
Возглавляет Территориальное управление руководитель, имеющий своего заместителя.
Территориальное управление
тесно взаимодействует в своей
работе с органами Федерального казначейства,
правоохранительными и
Контрольными мероприятиями Территориальное управление охватывает объекты федеральной, территориальной и муниципальной собственности. В конце каждого года составляется отчет о результатах проведенной работы за отчетный период.
Контрольная деятельность осуществляется в порядке установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Объем контрольного мероприятия определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах. Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольного мероприятия и должна содержать форму, тему контрольного мероприятия, наименование объекта финансового контроля, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.
Целью ревизии бюджетных
учреждений является
При проведении контрольных
мероприятий Территориальное
Методика проведения ревизии основана на пооперационном подходе с использованием дедуктивного метода (от общего - к частному). Основным источником проверки финансовых потоков является бухгалтерский учет.
Проверка осуществляется в основном по следующим основополагающим вопросам:
- Проверка состояния
бухгалтерского учета и
- изучение нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет;
- проверка соответствия бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе;
- анализ отчетности по составу и содержанию.
При изучении нормативных актов в первую очередь контролер изучает приказ об учетной политике бюджетного учреждения. В учетной политике должны быть определены варианты учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также форма, техника ведения и организация бухгалтерского учета исходя из особенностей деятельности государственной структуры.
Далее следует проверка соблюдения требований в соответствии с законодательством, действующим на период проверки.
При проверке состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета изучается:
- наличие утвержденных смет доходов и расходов и имеются ли основания для внесения изменений в эти сметы;
- выполняются ли главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- своевременно ли представляются бухгалтерии все необходимые документы и сведения;
- ведутся ли все
предусмотренные инструкциями
- соответствие остатков
на начало года в учетных
регистрах данным за
- составляются ли оборотные ведомости по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом ежемесячно, а по основным средствам, малоценным предметам ежеквартально;
- соблюдается ли установленный порядок исправления ошибок в первичных документах, поступающих в бухгалтерию, в учетных регистрах;
- правильно ли оформлены
и составлены мемориальные
- соответствуют ли
итоги остатков по каждой
- выполняются ли предложения
по результатам предыдущих
- соблюдаются ли установленные правила хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы до передачи их в архив.
При анализе отчетности по составу и содержанию необходимо установить:
- правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- правильность и полноту
заполнения показателей,
- соответствие данных,
приведенных в формах
- своевременность представления отчетности главному распорядителю бюджетных средств.
- правильность ведения
аналитического учета кассовых
и фактических расходов в
- соответствие данных аналитического учета по фактическим расходам, данным синтетического учета.
- проверка достоверности
отчетных данных. При проверке
годового (квартального) отчета необходимо
проверить представление его
в полном объеме. Все формы
должны быть подписаны руководи
Анализ исполнения сметы доходов и расходов позволяет с большой степенью вероятности выявить нецелевое расходование средств федерального бюджета. Для того чтобы выяснить причину отклонений, проверяется порядок формирования расходов.