Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:19, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в разработке мероприятий по повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
исследовано планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
проанализированы показатели эффективности деятельности предприятия;
выявлены факторы, влияющие на экономическую эффективность работы предприятия;
дана краткая характеристика ОАО «Завод железобетонных изделий»;
изучена производственная структура управления данного предприятия;
проведен анализ технико-экономических показателей ОАО «Завод железобетонных изделий»;
проанализирована эффективность хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий» для выявления недостатков»
предложены мероприятия и разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия;
проведен расчет экономической эффективности от внесенных предложений.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические аспекты повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия …………………………………..
6
1.1. Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия ……………………………………………………………………
6
1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия ………………. 12
1.3.Факторы, влияющие на экономическую эффективность работы предприятия ……………………………………………………………………
18
1.4. Факторы, влияющие на производительность труда …………………… 22
Глава 2. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Завод железобетонных изделий» ……………………………………..
28
2.1. Краткая характеристика ОАО «Завод железобетонных изделий» ……. 28
2.2. Производственная структура управления ОАО «Завод железобетонных изделий» ……………………………………………………
36
2.3. Анализ технико-экономических показателей ОАО «Завод железобетонных изделий» ……………………………………………………
39
2.4.Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий» ……………………………………..
44
Глава 3. Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий» ……………………...
59
3.1. Мероприятия, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий» ………………………………………………………………………..

59
3.2. Разработка рекомендаций по повышению производительности труда на предприятии ОАО «Завод железобетонных изделий» …………………..
66
3.3. Расчет экономической эффективности от внесенных предложений …. 72
Заключение ……………………………………………………………………. 74
Список литературы ……

Файлы: 1 файл

На тему.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

     Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.

     В зависимости от содержания, целей  и задач можно выделить следующие  формы планирования в зависимости  от длительности планового периода:

     перспективное;

     среднесрочное;

     текущее планирование.

     Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15, 20 лет. Такие планы  призваны определять долговременную стратегию  предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.

     Среднесрочное планирование осуществляться на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается  с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана.

     Текущее планирование охватывает период до одного года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.

     Формы планирования в зависимости от содержания плановых решений показаны на рис.1.1.

Рис.1.1. Планирование производственно-хозяйственной  деятельности предприятия

     Суть  стратегического планирования –  в разработке и принятии перспективных  решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить свой бизнес, какие усилия следует предпринимать для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т. д.

     Тактическое планирование предполагает составление  среднесрочных планов, в которых  конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Результатом тактического планирования является план экономического и социального развития предприятия, представляющий собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период.

     Оперативно-календарное  планирование включает составление  краткосрочных планов, в которых  содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс. На этапе оперативного планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия для корректировки процесса производства и др.

     В планировании своей деятельности участвуют  все службы предприятия.

     Так, производственно-диспетчерский отдел  на основе плановых заданий разрабатывает  номенклатурные, производственные задания  цехам и производственным участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

     Отдел маркетинга занимается исследованием рынка, планированием основных товарных групп (линий), сбыта, продвижения и распределения продукции.

     В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия.

     Отдел сбыта планирует конкретные направления  сбыта продукции, а также новые формы обслуживания и торговли.

Финансовые  службы ведают планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

      Отдел кадров ведет планирование использования  трудовых ресурсов.

      Производственно-технические  службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование работы отдельных подразделений предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.

     На  небольших предприятиях планово-экономический отдел может отсутствовать, тогда его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному ведению одного из заместителей директора. 

1.2. Показатели эффективности  деятельности предприятия 

      Рыночные  отношения представляют собой главную форму связи между товаропроизводителями и покупателями, т. е. механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия.

      Оценка  деятельности предприятий осуществляется по определенному критерию. В качестве такого критерия используется принцип эффективности. Этот принцип представляет собой выражение более общего принципа рациональности. Сущность его выражается в том, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств (ресурсов) обеспечить оптимальный результат при достижении поставленных целей. Однако оценка результата хозяйствования должна включать не только констатацию достижения поставленных целей посредством хозяйственной деятельности, но и степень достижения цели с точки зрения оптимальности выбранных решений. Способы действия (альтернативы) по распределению средств только тогда могут быть признаны оптимальными, если они способствуют достижению максимального результата на основе имеющихся (заданных) средств (принцип максимизации) или достижению определенного результата с использованием минимальных средств (принцип минимизации).[14]

      Важным  звеном рыночного механизма является конкуренция. Это ключевое понятие, которое выражает сущность рыночных отношений. Конкуренция между производителями представляет собой тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов производства на рынке. Опыт западных стран свидетельствует, что конкуренция выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции, снижения издержек и стабилизации экономического роста.

      В России созданы предпосылки для  проведения всеобъемлющей, последовательной и действенной политики по поддержке и развитию конкуренции. Выравнивание условий конкуренции является важным рычагом повышения эффективности использования ресурсов и повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

      Каждое  предприятие принимает решение  по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры выпускаемой  и реализуемой продукции; на какой рынок или его сегмент выходить с этим товаром; какие технологии использовать для производства и реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т. д.

      Обеспечение прибыльной работы предприятия является первоочередной среди многих целей, это не означает, что остальные малозначительны. Достижение каждой цели должно быть просчитано и предусмотрено решение соответствующих задач в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. При этом необходимо помнить, что другие задачи (цели развития) будут решены (достигнуты), если предприятие обеспечит получение прибыли от хозяйственной деятельности. Именно за счет прибыли, в основном, формируются средства для развития предприятия.

      Эффективность хозяйственной деятельности предприятия  определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта и т. п.). И конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.[12]

      Эффективность использования отдельных видов  ресурсов характеризуется соотношением объема выпуска продукции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств).

      Эффективность является сложной категорией, которая  складывается на предприятии под  влиянием множества внутренних и  внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Это обстоятельство является причиной использования для  ее количественной оценки множества показателей. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Их упорядоченность, расположение, например, в порядке от обобщающих показателей эффективности к частным, образует определенную систему показателей, и каждое предприятие самостоятельно определяет эту систему.

      К системе показателей эффективности  предъявляются следующие требования:

      показатели  должны охватывать процессы на всех стадиях  жизненного цикла товара;

      показатели  должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе анализа деятельности предприятия;

      показатели  должны опираться на важнейшие показатели конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

      важнейшие показатели должны быть выражены  абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

      показатели  должны быть состыкованы со всеми  разделами плана;

      показатели  должны отражать все аспекты финансовой деятельности предприятия (доходы, расходы, налоги и др.).

      Соотношение показателей можно исчислять  различными способами. При определении  показателя эффективности как отношение-результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации.

      В качестве показателей эффективности деятельности предприятия принимаются значения рентабельности продаж, продукции, а также производительности труда, показатели эффективности основных фондов, включающих фондоотдачу в виде объема реализованной продукции на 1 рубль среднегодовой стоимости основных фондов, и фондовооруженность, которая исчисляется как средняя величина основных фондов в расчете на одного среднесписочного работника. При изучении показателей этой группы нужно учитывать степень использования передовой технологии, структуру основных фондов и роль в их общей величине доли активной части, уровень использования мощности станков и оборудования. Обратные показатели представляют собой показатели рентабельности фондо-, энерго-, материалоемкости и др.

      Рентабельность  продукции отражает зависимость между прибылью от реализованной продукции и суммой затрат на производство (себестоимостью), определяется по формуле:

                                                      Рп = Пр / З *100,                                            (1.1)

      где : Рп – рентабельность продукции, %;

              Пр – прибыль от реализации продукции, руб;

              З – затраты, руб.

      Основным  показателем производительности труда  на уровне предприятия является  показатель выработки, рассчитываемый по формуле:

                                                      В = V / N,                                                                                   (1.2)

      где : В – выработка продукции;

              V – объем реализованной продукции за год в натуральном или стоимостном выражении;

              N – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.

      Обобщающим  показателем, характеризующим использование  основных фондов на предприятии, является показатель фондоотдачи. Он рассчитывается по формуле:

                                                         Фо = V / Ф,                                                (1.3)

      где: Фо – фондоотдача, руб.;

             Ф – среднегодовая стоимость  ОПФ, руб.

      Фоновооруженность труда:

                                                        W = Ф / N,                                                  (1.4)

      где: W – фондовооруженность труда, руб./чел.;

              N – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.

      Важнейшим обобщающим показателем уровня использования  всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции. Показатель материалоемкости продукции вычисляется из выражения:

                                                        Ме = МЗ / V,                                                (1.5)

Информация о работе Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия