Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ (3.docx

— 672.24 Кб (Скачать файл)

Содержание


 

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколь-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Объектом исследования является Пенсионный Фонд России.

Предметом исследования настоящей дипломной работы является развитие пенсионного фонда РФ.

Целью работы является исследование функционирования пенсионного фонда РФ и выявление проблем его развития.

Для реализации цели, были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение теоретических основ  функционирования пенсионного фонда  России;

- провести анализ деятельности  пенсионного фонда РФ по финансированию  пенсионных выплат;

- проведение анализа показателей пенсионного обеспечения населения;

- выявление проблемм функционирования  пенсионного фонда РФ;

- определение направлений развития  пенсионного фонда РФ.

В качестве теоретической базы дипломной работы были использованы нормативные акты и методические материалы по вопросам пенсионного обеспечения в РФ, справочная и научная литература, публикации периодической печати статистические материалы, интернет-сайты Пенсионного фонда РФ.

В работе использованы методы: аналогии; сравнительного анализа; графический метод; описательный; статистического анализа.

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации

1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования

 

К началу XX в. в Российской Империи складываются разнообразные формы пенсионного обеспечения работников. Обеспечение выплаты пенсий осуществляется путем страхования жизни наемного работника в российских акционерных обществах1, через кассы взаимопомощи, по «доброй воле» владельцев предприятий.

Как отмечают исследователи, законы о страховании наемных работников (в данном случае - принятые 23 июня 1912 г. законы о страховании рабочих от несчастных случаев и об учреждении присутствий и Совета по делам страхования рабочих2), защищают в первую очередь интересы работодателей - собственников предприятий3 и строятся на отрицании принципов нетоварности труда и представительства4. Именно поэтому в составе создававшихся в соответствии с указанными законами страховых товариществ, на которые возлагалось страхование рабочих от несчастных случаев, были представлены одни предприниматели.

В то же время Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) уже в январе 1902 г. в решениях VI (Пражской) Всероссийской конференции сформулировала рабочую (ленинскую) страховую программу, в которой указывалось, что «всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные ... на началах полного самоуправления застрахованных»5. Впоследствии данное положение было воспроизведено большевиками в принятой в 1917 г. партийной программе6.

Советское законодательство о пенсионном обеспечении наемных работников восприняло эти идеи и, несмотря на достаточно сложный и непрямолинейный путь развития, строилось на указанных принципах нетоварности труда и представительства.

С первых дней своего существования советская власть приступает к реорганизации системы управления страховыми товариществами для превращения их «из учреждений хозяйских в чисто рабочие страховые учреждения»7.

Одним из первых документов Советской власти, посвященных участию работников в управлении социальным страхованием, является Положение о страховом совете, утвержденное 29 ноября 1917 г. Народным комиссариатом труда8. Страховой совет создается при Народном комиссариате труда для «заведывания всеми делами, относящимися к страхованию рабочих».

Среди задач, возлагаемых на страховой совет, значатся следующие: а) издание в пределах действующего законодательства правил и инструкций, касающихся всех родов страхования рабочих; б) официальное разъяснение местным страховым учреждениям страхового законодательства; в) рассмотрение и разрешение жалоб на постановления страховых присутствий, которые в соответствии с законом могут быть обжалованы в страховой совет; г) установление единых оснований применения страхового законодательства к лицам, работающим артелью, ремесленникам, кустарям и беднейшим крестьянам, работающим самостоятельно, без применения наемного труда; д) рассмотрение законодательных инициатив по делам страхования рабочих; е) обсуждение вопросов по предметам ведения страхового совета, вносимых Народным комиссариатом труда или членами Совета. Ведению страхового совета подлежат, в частности, следующие вопросы обязательного страхования рабочих от несчастных случаев на производстве: а) установление формы свидетельства о несчастном случае и сроков выдачи пенсионерам пенсионных удостоверений; б) утверждение таблиц для исчисления капитализированной стоимости пенсий; в) рассмотрение оснований для исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых работодателями; г) установление классов опасностей производства.

В состав страхового совета входят 24 представителя от застрахованных (которых представляли страховые кассы), 4 представителя от Центрального совета профессиональных союзов, по 2 представителя от Всероссийского центрального совета фабрично-заводских комитетов и сельскохозяйственных рабочих комитетов. Три человека представляют Народный комиссариат труда, один - Народный комиссариат юстиции. В страховом совете представлены также работодатели (8 человек), органы земского и городского самоуправления (по 1 человеку), врачи и юристы (также по 1 человеку). Таким образом, две трети членов страхового совета представляют интересы рабочих. Все члены страхового совета, кроме назначаемых представителей комиссариатов, избираются на соответствующих съездах. Избираемые члены страхового совета подлежат ежегодному переизбранию (п. 5 Положения).

16 декабря 1917 г. принимается Положение о страховых присутствиях9. В соответствии с п. 2 Положения в его состав входят 14 членов, представляющих участников страховых касс, по 2 члена от местных центральных советов профессиональных союзов и от центральных советов фабрично-заводских и сельских рабочих комитетов, от местных комиссариата труда и комиссариата юстиции - по два и по одному представителю соответственно, по одному представителю от земского и городского самоуправлений и 4 представителя от работодателей. Таким образом, и в страховых присутствиях представители рабочих составляют большинство в две трети. Срок полномочий избираемых членов страхового присутствия - один год.

Ведению страхового присутствия (п. 12 Положения от 16 декабря 1917 г.) подлежат, в частности, следующие вопросы: а) надзор за исполнением законов о страховании рабочих, а также правил, инструкций и постановлений, издаваемых страховым советом в их развитие; б) распорядительных действий по применению законов о страховании рабочих и распоряжений страхового совета; в) ведение списка страховых касс; г) назначение ревизии финансовой деятельности страховых касс.

В начале 1919 г. публикуется декрет Совета народных комиссаров (Совнаркома) -«Положение о социальном обеспечении трудящихся»10, в соответствии со ст. 3 и 4 которого центральным органом, руководящим социальным обеспечением, становится отдел социального обеспечения и охраны труда Народного комиссариата труда, а на местах социальное обеспечение осуществляется подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Советов депутатов. Работой подотделов социального обеспечения и охраны труда руководят коллегии, избираемые местными советами профсоюзов. Информационно-конфликтные рабочие комиссии по вопросам назначения пенсий и пособий (создаются при уездных и губернских подотделах социального обеспечения и охраны труда по вопросам назначения пособий и пенсий) состоят из трех членов: двух - от совпрофа и одного - от подотдела социального обеспечения и охраны труда11.

В качестве одного из ярких примеров роли страховых организаций в управлении системой социального страхования является Первый Всероссийский страховой съезд (сентябрь 1919 г.), предложение которого о полном слиянии органов Народных комиссариатов труда и социального обеспечения (Наркомтруд или НКТ и Наркомсобес)12, было реализовано в ноябре 1919 г. Назначение пенсий переходит к «рабоче-крестьянским комиссиям при подотделах пенсий и пособий» отделов социального обеспечения, в состав которых входит представитель совета профсоюзов13.

Впоследствии Наркомсобес и Нарком-труд (за последним были оставлены вопросы установления общих норм пенсионного обеспечения) были воссозданы, однако всю работу по пенсионному обеспечению они продолжают осуществлять в тесном контакте с профсоюзами14. Так, например, декретом от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом»15 тарифы и порядок взимания взносов на социальное страхование устанавливаются Наркомсобесом по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов (ВЦСПС).

Представители ВЦСПС входят в состав постоянной комиссии по назначению персональных пенсий, принимающей решения о назначении персональных пенсий и определении их размера16. Профсоюзы принимают непосредственное участие в разработке нормативной базы и обеспечении реализации законодательства о пенсионном обеспечении работников просвещения17, а также инвалидов гражданской войны и членов семей рабочих и служащих, погибших в гражданской войне18. В последнем случае председательство в комиссиях, осуществлявших отбор кандидатов на получение пенсий, возлагается на представителя объединения профсоюзов.

В том же году в целях общего регулирования дела социального страхования при Наркомтруде СССР учреждается Союзный совет социального страхования (СССС), а при наркоматах труда союзных республик - советы социального страхования19. В состав СССС входят четыре представителя от ВЦСПС. Ведению Совета, в частности, подлежат: а) рассмотрение проектов законов по социальному страхованию и дача заключений по ним; б) рассмотрение и утверждение общих правил и инструкций, касающихся привлечения к страхованию отдельных категорий работающих по найму, порядка взимания страховых взносов, применения действующих страховых тарифов и размеров страхового обеспечения; в) разъяснение действующего законодательства о социальном страховании; г) рассмотрение жалоб на решения советов социального страхования союзных республик; д) выработка и утверждение примерного устава страховой кассы (п. 4 Положения от 6 февраля 1925 г.). Разъяснения Совета по принципиальным вопросам подлежат публикации в официальном органе Наркомтруда СССР и являются обязательными для исполнения всеми органами социального страхования.

В соответствии с решениями V Пленума ВЦСПС, Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (Совнаркома, СНК) СССР принимают постановление от 23 июня 1931 г. «О социальном страховании»20, предусматривающее пересмотр правил о пенсиях в сторону улучшения пенсионного обеспечения рабочих ведущих отраслей и членов их семей (ст. 11 Постановления от 23 июня 1931 г.). Данное постановление обязывает Наркомтруд СССР совместно с ВЦСПС разработать «проект сводного закона о социальном страховании», в обязательном порядке охватывающего и вопросы пенсионного обеспечения.

8 июля 1931 г. Наркомтруд СССР во исполнение решений V Пленума ВЦСПС утверждает Положение об органах социального страхования21, в соответствии с которым создаваемые при крупных и средних организациях выплатные пункты социального страхования, на которые возлагается назначение пенсий и контроль за выплатой пенсий работающим пенсионерам, должны работать под контролем фабрично-заводских и местных комитетов (фабзавместкомов) и опираться на широкую рабочую общественность.

Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ