Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93
Руководство на федеральном уровне системой органов ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией. Правление ПФР выполняет следующие основные функции:
-определяет перспективные и текущие задачи развития государственной системы пенсионного обеспечения
-утверждает годовые бюджеты фонда, сметы расходов на административные нужды, включая фонд оплаты труда нижестоящих пенсионных органов, исполнительной дирекции фонда, информационного центра персонифицированного учета (в дальнейшем - ИЦПУ), отчеты об исполнении годового бюджета фонда, составляемого на основе бухгалтерской отчетности;
-утверждает организационную структуру и штатную численность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений;
- назначает и освобождает от должности исполнительного директора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пенсионных управлений;
-утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных отделениях ПФР;
- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;
- решает другие вопросы, входящие в компетенцию фонда.
Правление ПФР как коллегиальный орган не является постоянно действующим. Поэтому для функционирования системы фонда создан постоянно действующий орган - исполнительная дирекция ПФР. На нее возложено решение следующих основных задач: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов фонда; оперативное перераспределение финансовых ресурсов фонда между регионами страны; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.
В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минестерство труда и социальной защиты РФ и Минфин России; Минэкономразвития России; Россвязь; ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования; Росстат; Минюст России; Банк России; Сбербанк России; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; Федерация независимых профсоюзов России и подведомственные всем им нижестоящие органы.
Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность.
Важным направлением деятельности
ПФР является организация и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных
лиц, который был введен на территории
отдельных административно-
Сотрудниками Фонда проводится также работа по изучению и обобщению практики применения нормативных актов, регулирующих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, и внесению предложений в законодательные органы по ее совершенствованию. В компетенцию Фонда входит проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Положение о ПФР предусматривает, что Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Наконец, на Пенсионный фонд возложена обязанность осуществления межгосударственного и международного сотрудничества РФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение с полномочными представителями Президента Российской Федерации созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями исполнительной дирекции ПФР.
В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы - территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.
В число основных обязанностей территориального отделения ПФР входят: исполнение бюджета отделения в соответствии с плановыми показателями, утвержденными правлением ПФР; организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, а также контроль за целевым использованием этих средств; финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; организация работы по ведению базы данных по пенсионерам; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования; разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т.д.; ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; решение других вопросов, отнесенных к компетенции отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.
Обязательное пенсионное страхование на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем - местные пенсионные органы). В отдельных населенных пунктах, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются местным органам ПФР. Местные пенсионные органы являются правопреемниками органов социальной защиты населения - в части назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР. Содержание их работы разнообразно. Оно включает в себя самые различные по своему характеру виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий; назначение, перерасчеты, выплата пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам; работа с общественными организациями; ведение индивидуального (персонифицированного) учета; проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности; организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.
Для обеспечения своевременного
финансирования выплат пенсий местные
пенсионные органы (в отдельных регионах
- центры по назначению и выплате пенсий)
составляют и представляют в территориальные
отделения ПФР в установленные сроки заявки
на право расходования средств для осуществления
в очередном плановом периоде (год, квартал,
месяц) выплат, финансируемых бюджетом
ПФР согласно законодательству.
В свою очередь территориальные отделения
фонда направляют заявки в его исполнительную
дирекцию на выделение им необходимого
лимита финансовых средств.
Контроль за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах.
Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной почтовой службы, которая осуществляется контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.
Во-вторых, существует вневедомственный контроль за правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять соответствующие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и пр.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
С созданием Пенсионного фонда
в России появился принципиально новый
механизм финансирования и выплаты пенсий
и пособий.
По меркам истории почти два десятка лет
– срок небольшой. Но социальная значимость
сделанного огромна. В декабре 1990 года
мы наблюдали переход от старой советской
пенсионной модели к модели современной.
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован Постановлением Верховного Совета РФ 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное 27 декабря 1991 г. постановлением Верховного Совета РФ, признает его самостоятельным финансово-кредитным учреждением и закрепляет за ним следующие функции: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализация средств ПФР и привлечение добровольных взносов; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета, а также межгосударственное и международное сотрудничество, изучение и обобщение практики применения нормативных актов, научно-исследовательская и разъяснительная работа. Также установлено, что Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.30
Очевидно, что Положение о ПФР устарело: некоторые из названных полномочий фондом не осуществляются. Более того, функции ПФР в последние годы изменялись, но лишь при возложении на него обязанностей по осуществлению персонифицированного учета это нашло отражение в указанном документе.
Права и обязанности Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов установлены в Федеральных законах «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Анализ данных нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность фонда лишь как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования, а задачи, выполняемые в настоящее время Пенсионным фондом, не ограничиваются пенсионным страхованием.
Для определения статуса Пенсионного фонда необходимо проследить, как изменялись его функции. Создание Пенсионного фонда РФ было предусмотрено законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и этим же законом устанавливалось, что пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социального обеспечения. То есть функции финансирования и выплаты пенсий изначально были разделены между различными структурами. Но уже в то время высказывались мнения о наделении Пенсионного фонда полномочиями не только по сбору страховых взносов, а также по назначению и выплате пенсий. Поэтому Постановлением Верховного Совета РФ от 6 июля 1992 г. в порядке эксперимента в Московской области была создана единая пенсионная служба. Между главами районных (городских) администраций Московской области и отделением Пенсионного фонда РФ по Московской области были заключены договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Пенсионные отделы, занимающиеся назначением и выплатой пенсий, вошли в структуру Отделения ПФР по Московской области.
Положительный опыт был одобрен Постановлением Верховного Совета РФ от 11 мая 1993 г., а Указ Президента от 29 мая 1993 г. «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации» даже признал целесообразным создание в системе органов исполнительной власти Федеральной пенсионной службы. Органы исполнительной власти на местах, путем заключения соглашений стали передавать функции назначения и выплаты пенсий Пенсионному фонду России в лице его региональных отделений. В 24 субъектах Федерации (в частности, в Ставропольском крае, Новосибирской области, Белгородской области, Калмыкии, Татарстане) были заключены договоры о создании единой пенсионной службы, в некоторых случаях в отдельных городах и районах субъекта.
В результате этого сложилась система, в которой назначением и выплатой пенсий занимались различные государственные структуры - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и территориальные органы Пенсионного фонда. В некоторых регионах эти функции были переданы органам местного самоуправления.
Высказывались предложения о создании Федеральной пенсионной службы как органа исполнительной власти, который бы объединил весь процесс пенсионного обеспечения, включая сбор и аккумуляцию страховых взносов, назначение, перерасчет, выплату и доставку пенсий. В Государственную Думу неоднократно вносились законопроекты, в которых предпринимались попытки урегулировать правовой статус пенсионных органов. Проект Федерального закона «Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации», который был принят 25 декабря 1996 г. Государственной Думой в первом чтении, предусматривал, что государственное пенсионное страхование осуществляется Федеральной службой государственного пенсионного страхования Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти.
Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ