Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ (3.docx

— 672.24 Кб (Скачать файл)

Экономическое развитие реального сектора российской экономики за счет привлечения инвестиций из системы накопительного пенсионного страхования приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему и объемов перераспределяемых государственных ресурсов, в том числе в социальную сферу. Все это создает условия для повышения реальных доходов населения и платежеспособного спроса, способствует экономическому росту в стране.

Страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования во многих странах составляют основную часть дохода населения пенсионного возраста. На долю долгосрочных видов страхования в западных странах приходится 35-75% общего объема страховых взносов. Однако в нашей стране страхование дополнительной пенсии еще не получило должного развития. В портфелях многих страховщиков в настоящее время нет продуктов по пожизненной ренте.

За 2013 г. объем страховых премий по пенсионному страхованию составил 0,9% в общем объеме страховых премий по добровольному личному страхованию. По сравнению с 2012 г. объем премий снизился на 2,1%. Хотя в III квартале 2013 г. наблюдалось улучшение ситуации: за 6 месяцев 2013 г. объем страховых премий по пенсионному страхованию составлял всего 0,7% в общем объеме страховых премий по добровольному личному страхованию, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем премий снизился на 10,1%. Одной из причин такого положения является недостаток доверия россиян к долгосрочным обязательствам финансового сектора, но есть и другие причины: инфляционные процессы в экономике, недостаточно высокие доходы населения.

По результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), уровень доверия населения к институту страхования в 2009 г. снизился до крайне низкого уровня. Это способствовало оттоку клиентов из страховых компаний. Если в октябре 2011 г. доля пользователей услугами страхования составляла в России 42%, то к июню 2012 г. она упала до 29%. При этом одновременно увеличилась доля тех, кто не собирается страховаться и в будущем, с 4 до 20%.

Пенсионное страхование является долгосрочным видом страхования. Срок действия договора, как правило, составляет 10-20 и более лет, поэтому в условиях политической, экономической и финансовой нестабильности долгосрочные вложения не представляют интереса для населения. Безусловно, решающим остается материальный фактор. Отсутствие свободных средств не позволяет рассматривать полис добровольного пенсионного страхования как продукт первой необходимости. Кроме того, менталитет и отсутствие традиций сказываются на развитии страхования дополнительных пенсий.

Низкий уровень участия экономически активного населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения обусловлен рядом проблем:

1) проблема  обеспечения сохранности и эффективности инвестирования пенсионного капитала в современных условиях функционирования российского фондового рынка. В развитых странах механизмом наращения пенсионных резервов является фондовый рынок. В России в условиях слабого развития и нестабильности фондового рынка долгосрочные инвестиции в обращающиеся на нем инструменты представляются крайне рискованными, поэтому размещение средств пенсионных и страховых резервов носит, в основном, краткосрочный характер. Жесткие административные ограничения направлений инвестирования пенсионных средств снижают потенциальную доходность и ограничивают возможность рациональной диверсификации портфеля вложений;

2) недостаточная проработанность современной законодательной базы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, а именно: противоречивость положений Налогового кодекса РФ в части применения налоговых льгот в связи с участием в негосударственном пенсионном обеспечении;

3) недоверие граждан к негосударственным финансовым структурам, низкий уровень информированности граждан о возможностях добровольного пенсионного страхования.

Постоянные нововведения в законодательную базу, которые периодически изменяют условия процесса реформирования пенсионной системы, создают неблагоприятный психологический эффект, подрывают доверие населения к пенсионной реформе. Низкий уровень участия граждан в системе негосударственного пенсионного страхования также объясняется консервативными настроениями самих граждан и неудачной рекламной кампанией по переводу пенсионных накоплений в управление негосударственных пенсионных фондов.

В ближайшие три года размер средней негосударственной пенсии будет примерно в пять раз меньше средней трудовой пенсии. При этом только за счет государственной пенсии в соответствии с прогнозами Минздравсоцразвития коэффициент замещения средней зарплаты достигнет уже 45-50%. Снижение фактического вклада негосударственных пенсионных фондов в среднюю пенсию усложняет работу фондов по продвижению идеи накопительного элемента.

Российский рынок негосударственного пенсионного страхования имеет вполне оптимистичные перспективы роста. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что в развитых западных странах участниками добровольного пенсионного страхования являются около 70% работающего населения. В условиях адекватного налогового и правового регулирования и стабильного развития российской экономики высокий процент участия населения страны в добровольном пенсионном страховании представляется закономерным.

Рынок пенсионного страхования развивается с развитием экономики страны. В свою очередь, современная экономика не может нормально функционировать без резервов, которые формируются страховщиками.

Динамика отечественного рынка добровольного пенсионного страхования в значительной степени определяется динамикой платежеспособности потребителей и, соответственно, динамикой их доходов и первоочередных расходов. Это характерно для любого страхового рынка любой страны на разных этапах его развития.

Начиная приблизительно с 2000 г. под влиянием роста цен на экспортируемые из России сырьевые ресурсы начали расти доходы предприятий, домашних хозяйств и государства. На часть из этих доходов могли рассчитывать и российские страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. При падении спроса и цен на сырьевые товары в период кризиса доходы российских экономических агентов снизились, что привело к ухудшению показателей развития страхового рынка. Российская экономика оказалась критически зависимой от колебаний мировых цен на сырье, полуфабрикаты и импорт. Поэтому не случайно, что состояние структуры отечественной экономики беспокоит руководство страны и провозглашен курс на инновационный путь развития российской экономики. Без масштабного инвестирования в реальный сектор экономики не сформируются предпосылки для развития добровольного пенсионного страхования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в части развития пенсионной системы и принятия мер по укреплению ее накопительного компонента определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого роста пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан, как на добровольной, так и на обязательной основе, для повышения их материальной обеспеченности в старости до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров.

В конце 2010 года Минестерство труда и социальной защиты РФ представило проект концепции развития накопительного пенсионного обеспечения для публичного обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Данная концепция стратегической целью развития негосударственного пенсионного обеспечения определяет повышение уровня материального обеспечения граждан в старости за счет сформированных в их пользу добровольных и обязательных накоплений на основе конкретизированных во времени целевых ориентиров и механизмов их достижения.

Основными стратегическими направлениями реализации концепции развития накопительного пенсионного обеспечения представляются:

- повышение уровня пенсионного обеспечения;

- совершенствование тарифной политики обязательного пенсионного страхования;

- развитие накопительных принципов формирования пенсий и стимулирование добровольных платежей на пенсионное обеспечение;

- развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем.

Решение этих стратегических задач направлено на повышение в долгосрочной перспективе уровня пенсионного обеспечения за счет формирования пенсионных накоплений гражданами на добровольной основе, а также работодателями в рамках профессиональных пенсионных систем для лиц, занятых в особых условиях труда, при условии долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.

Следует отметить, что численность застрахованных лиц, доверяющих управление средствами пенсионных накоплений частным управляющим компаниям, сложилась еще в 2003 г. (примерно 700 тыс. чел.) и остается достаточно стабильной, в среднем на уровне 1,3% от общего числа участников накопительного компонента. Доля застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (так называемых «молчунов»), сократилась с 98% в 2010 г. до 93% в 2013 г.. Поэтому другая цель реформы - охватить не менее 20% экономически активного населения негосударственными пенсионными программами на добровольной основе. Кроме того, государство намерено снизить количество так называемых «молчунов» с 90% до 50%.

В аналитическом докладе «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» отмечается, что государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.

В настоящее время российская пенсионная система не является сбалансированной. Для сокращения дефицита Пенсионного фонда некоторые специалисты предлагают помимо проведения структурных реформ по оптимизации расходов и обязательств пенсионного бюджета повышение пенсионного возраста. Данная мера в современных экономических условиях в России не представляется эффективной по ряду причин: недостаточно свободных рабочих мест для трудоустройства отсроченных пенсионеров; наличие большого числа инвалидов, которые могут оформить пенсию по инвалидности досрочно; невозможность снизить расходы Пенсионного фонда в перспективе из-за увеличения пенсионных обязательств по накопительной части пенсии.

Одной из эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2013 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн руб.

Сбалансированность пенсионной системы можно поддержать отменой досрочных пенсий, вовлечением в трудовую деятельность неработающего населения. Для этого потребуются дополнительные рабочие места, что еще раз подтверждает необходимость развития реального сектора российской экономики.

Учитывая исключительную социальную и политическую значимость и сложность организации пенсионной системы, формирование адекватной структуры рынка негосударственного пенсионного страхования и его нормативной базы должно стать приоритетной задачей финансовой политики государства.

Различные варианты модификации пенсионной системы обсуждаются, решения будут приниматься после широкого обсуждения со всеми заинтересованными сторонами. Ликвидации накопительной компоненты в проекте концепции не предлагается.

Таким образом, можно сделать вывод, что в перспективе негосударственная подсистема в пенсионной системе России будет расширяться, пенсии будут диверсифицированными. Накопительный компонент будет в структуре пенсий все более увеличиваться. А на рынке услуг накопительного пенсионного страхования и обеспечения усилится конкуренция между негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями и коммерческими банками.

 

 

Заключение

 

В настоящее время в деятельности Пенсионного фонда существуют определенные проблемы, в частности минимальный размер пенсий по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения неуклонно снижается. Вариант уменьшения этого разрыва за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ также не является оправданным, так как увеличение страховых тарифов, прежде всего, повлияет на деятельность законопослушных работодателей, численность которых будет неуклонно снижаться. Тариф страховых взносов на цели пенсионного обеспечения и так достаточно высок, что может привести к неблагоприятному соотношению численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров.

Поэтому, на сегодняшний день назрела необходимость реформы пенсионной системы, в рамках которой минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, в составе единого социального налога были бы ограничены.

Пенсионному обеспечению более 100 лет. За это время в мировой практике разработаны различные модели пенсионных систем. Социальная модель предоставляет пенсионерам определенный минимум средств независимо от трудового вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д. Другие модели пенсионной системы считаются трудовыми пенсиями. Первая устанавливает зависимость величины пенсии от трудового стажа, оплаты труда, суммы страховых платежей. Вторая предполагает формирование пенсии по накопительному принципу: страховые взносы зачисляются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая для увеличения этих средств размещает их на финансовом рынке.

Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ