Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ (3.docx

— 672.24 Кб (Скачать файл)

В непосредственном подчинении отделений ПФР находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятельность в административных единицах субъектов РФ. Во всех территориальных органах отделений ПФР ведется прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

В целях обеспечения профессионального переобучения и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных, организации и функционирования бирж труда в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ" (ВВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 565; 1992. №34. Ст. 1974) создана специальная служба занятости. Государственный Фонд занятости населения РФ функционирует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. Его источником являются: обязательные страховые взносы работодателей, обязательные страховые взносы с заработка, бюджетные ассигнования, добровольные взносы и другие поступления.

Правительство поставило стратегическую задачу довести в ближайшее время коэффициент замещения до 40 % (минимального уровня, рекомендованного Международной организацией труда). Для этого Правительство РФ совместно с ПФР разработало Стратегию развития пенсионной системы до 2020 гг. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы была обусловлена неудовлетворительными характеристиками современной пенсионной системы в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002 г. Согласно прогнозным расчетам, развиваясь в условиях действующего законодательства, ПФР будет постоянно нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР к 2020 г. вырастет до 1,2% ВВП.

По варианту Стратегии дефицит бюджета ПФР будет нарастать более замедляющимися темпами, нежели при действующей системе, но все же уже к 2020 г. составит 2154 млрд. руб., а к 2030 г. 4241 млрд. руб.

Данная стратегия определенно имеет свои преимущества и недостатки. Хотелось бы остановится на основных ее аспектах в области обеспечения ПФР доходными источниками и дать им критическую оценку.

Одним из основных нововведений является замена единого социального налога страховыми взносами. До 2010 года основным источником доходов ПФР являлись платежи работодателей в форме ЕСН. Ставка ЕСН была равна 26%, при этом действовала регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог. ЕСН перечислял работодатель из собственных средств, при этом эффективная ставка, то есть та, которую предприятия платили фактически, постоянно снижалась и составляла примерно 22%. 6% из 26% ЕСН зачислялись в Фонд социального страхования РФ и Федеральные и региональные фонды медицинского страхования, 20 % - в федеральный бюджет, 14% из которых направлялись в Пенсионный фонд РФ. При этом у граждан 1967 года рождения и старше все 14% шли на страховую часть пенсии, а у тех, кто моложе, 6% оставались на личных накопительных счетах, оставшиеся 8% составляли страховую пенсию.

После того, как ЕСН заменили страховыми взносами, названные пропорции изменились. Как уже отмечалось, тариф страхового взноса составит 34 % от фонда оплаты труда, но в связи с финансовым и экономическим кризисом для поддержки бизнеса ставку страховых взносов на 2013 год решено оставить на уровне 26 %. Размер тарифа страховых взносов в ПФР - 26%, из которых 16% (вместо 14%) будут учитываться в пенсионных правах (расчетном пенсионном капитале и суммах пенсионных накоплений) застрахованных лиц; 10% составит солидарная часть тарифа, не учитываемая в пенсионных правах и предназначенная для выполнения так называемых солидарных обязательств (финансирование базовой части трудовой пенсии, пенсий по инвалидности или потере кормильца и т. п.). В Фонд социального страхования пойдут 2,9%, в фонды обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Все отчисления будут производится с части зарплаты, не превышающей 415 тыс. руб. в год (34,6 тыс. руб. в месяц). Таким образом, страхуется утрата заработка до 135% среднемесячной заработной платы в стране (из расчета нынешней средней зарплаты по стране на уровне 17,5 тысяч рублей в месяц, проиндексированной исходя из прогнозных оценок на

2012 год).

Причем, как поясняют в Минздравсоцразвития, 415 тыс. руб. - это фактически пересчитанные на рост оплаты труда задним числом с 2005 года 280 тыс. руб. Эта сумма будет и в дальнейшем пересматриваться. После того как зарплата работника достигнет 415 тыс. руб. в год, отчисления с превышения этой суммы делаться не будут.

Данная мера не стимулирует повышение зарплат основной категории работников, зато стимулирует повышение зарплат высшему менеджменту. Кроме того, в худшем положении находится обрабатывающая промышленность, инновационный бизнес - те трудоемкие отрасли, для велика доля фонда оплаты труда. В итоге, в целом по стране из-под налогообложения выводится 30 % фонда оплаты труда, и дискриминируется та часть экономики, которую нужно стимулировать.

Возьмем для сравнения организацию с уровнем оплаты труда одного работающего размере 60 тыс.руб. в год. От оплаты труда этого работника будут делаться отчисления в фонды только в течение первых шести месяцев, так как в седьмом месяце оплата труда составит 420 тыс. руб. За эти шесть месяцев в фонды будет перечислено:

360 000 руб. х 34% = 122 000 руб.

В целом за год оплата труда составит:

60 000 руб. х 12 мес. = 720 000 руб.

Нагрузка на оплату труда составит:

122 000 руб. / 720 000 руб. = 17 %.

Если же взять организацию, где оплата труда работника составляет 35 тыс. руб. в месяц, то отчисления в фонды будут делаться в течение 11 месяцев налогового периода. Они составят 385 тыс. руб. В фонды за этот период будет начислено:

385 000 руб. х 34 % = 131 000 руб.

Если это отнести к оплате труда за год, то процент составит: 131 000 руб. / 420 000 руб. = 31 %.

Таким образом, сравнительная нагрузка на организации с невысокой оплатой труда будет значительно выше, чем у организаций с высокой оплатой.

Минздрав раскрыл некоторые существенные подробности реформы ЕСН. В частности, дополнительные доходы трех внебюджетных фондов от реализации реформы составят 1400 млрд. руб. в 2010 году. Почти все доходы от увеличения социальных платежей пойдут на текущие нужды фондов.

Что касается работников 1967 года рождения и моложе, то для наглядности можно взять следующий пример. Допустим, женщине 1967 года рождения предстоит отработать до пенсии, начиная с 2010 года, 12 лет. Предположим, что ее зарплата составляет более 35 тыс. руб.

в месяц. Это позволит ей увеличить свой накопительный счет в течение 12 лет ежегодно на 35 тыс. руб. Тогда на ее счете окажется 403,2 тыс. руб. (35 тыс.х12 мес.х12 лет><8 %). Ежемесячная пенсия за счет средств накопительной части в результате реформы увеличится на две тысячи рублей (403,2 тыс. / 228, где 228 - срок дожития в месяцах, определенный пенсионным законодательством). Инвестиционная составляющая в расчет не включена, так как ее доходность едва ли успевает за темпами инфляции. Вряд ли можно рассчитывать на значительное увеличение пенсий.

Говоря об эффективности замены ЕСН на страховые взносы, необходимо вспомнить, что данная мера - возврат в прошлое. Неслучайно, с 1 января 2001 г. отчисления на социальное страхование (аналог страховых взносов) были заменены на ЕСН. Такая мера была принята после выявления грубых нарушений со стороны должностных лиц социальных внебюджетных фондов, что явилось следствием известной неэффективности ведомственного администрирования и контроля. Кроме того, как раньше, так и сейчас, внебюджетные фонды не имеют такого квалифицированного контрольного аппарата и базы, как специализированные налоговые органы, а работодатели подверглись многочисленным проверкам со стороны каждого такого фонда (их было четыре).

Суть наших предложений сводится к следующим основным положениям. Необходимо обеспечить все социальные внебюджетные фонды достаточным объемом собственных источников финансирования. Кроме того, следует включить в круг плательщиков страховых взносов самого работника для снижения налоговой нагрузки на работодателя и стимулирования повышения фонда оплаты труда. Учитывая эти задачи, имеет смысл ввести два платежа, из расчета общей ставки этих платежей    34 % к фонду заработной платы:

1) страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование, исчисляемые к расходам на  оплату труда в размере планируемой  ставки страховых платежей в  Пенсионный фонд РФ - 16 % к фонду  оплаты труда, и в полном объеме  направляемые в ПФР для выплаты  страховых и накопительных пенсий, которые будет платить в равных  долях работодатель и сам работник; 2) социальный налог, исчисляемый  в процентах к выручке работодателя  по ставке 3 % (эта ставка примерно  соответствует ставке 18% от фонда  заработной платы), поступления от  которого следует разделить на  четыре составляющие - в федеральный  бюджет (Пенсионный фонд РФ) для  выплаты базовых трудовых пенсий, в Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования. Кроме того, важно передать  администрирование не только  социального налога, но и страховых  взносов налоговым органам для  перехода, что позволяет устранить  недостатки неэффективного контроля  и сохранить преимущества более  результативного, независимого налогового  контроля, а значит - обеспечить собираемость  названных платежей.

Соответственно появляются два независимых платежа объекты налогообложения и плательщики, по которым разные. Для наглядности необходимо рассмотреть данные платежи по элементам.

1. Страховые взносы, направляемые  в ПФР

Плательщики - лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие свою деятельность по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Объект платежа - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

 Мы находим из того, что ставка страховых взносов  в размере 34 % к оплате труда, предлагаемая  Правительством РФ, экономически  обоснована (иначе был бы другой  ее уровень).

База исчисления платежа - сумма выплат и иных вознаграждений за период, уплачиваемая физическим лицам. При определении базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются эти выплаты.

Периодом уплаты страховых взносов признается календарный год. Отчетными периодами квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

 

Плательщик обязан перечислять ежемесячные авансовые платежи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащих уплате по итогам периода, и суммами страховых взносов, уплаченных в течение периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи декларации за период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.

Срок подачи декларации - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.

2. Социальный налог. ЕСН или единый социальный налог был отменён в РФ в 2010 году. На его место пришли страховые взносы, значение которых уже через год взлетело с 26% до 34%. Позднее ставка была снижена да нынешних 30%, но вместе с тем Минфин ввёл дополнительный налог, равный 10%, которым облагается работодатель, если его сотрудник получает в год больше 512 000 рублей. Такая цифра была в 2012 году, на сегодняшний день она выросла до 568 000.

Недавно правительство РФ подняло вопрос о возможном возвращении в этом году к ЕСН и передаче полномочий контроля его уплаты Федеральной налоговой службе. Эксперты говорят, что страховые взносы с их регрессивной шкалой и увеличением ставки до 34% привели не к балансировке пенсионной системы, а, напротив, увеличили налоговую нагрузку и усложнили администрирование.

Скорее всего, бизнес очень положительно воспримет возвращение к единому социальному налогу, так как нынешняя система не устраивает ни предпринимателей, ни государство. Предприниматели должны сейчас обращаться в три разных органа, тем самым увеличивая свои расходы на бухгалтерию. Государство же вынуждено содержать весь аппарат служащих, усложняя себе процесс контроля предпринимательской деятельности. Не стоит забывать и о том, что более трети организаций малого бизнеса были вынуждены уйти в тень из-за непомерных налогов.

 Предлагаемые меры помогут не только обеспечить реализацию страховых принципов взимания платежей и их фискальной функции, но и повысить заинтересованность работников в легализации зарплатных выплат, а также снизить налоговую нагрузку на работодателей, что также будет способствовать заинтересованности организаций и индивидуальных предпринимателей в легализации оплаты труда.

 

2.2 Анализ бюджета  Пенсионного фонда

 

Бюджет ПФР за 2012 год исполнен по доходам в сумме 5,89 трлн рублей (9,6% к ВВП Российской Федерации), что на 0,63 трлн рублей больше, чем в 2011 году.

По расходам бюджет ПФР исполнен в сумме 5,45 трлн рублей (8,9% к ВВП Российской Федерации), что на 0,53 трлн рублей больше, чем в 2011 году.

Общий профицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составляет 439,1 млрд рублей. В том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 218,4 млрд рублей.

Все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат по линии Пенсионного фонда Российской Федерации выполнены в полном объеме. Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и других выплат осуществлялась в установленные законодательством сроки.

Суммарные доходы бюджета пенсионного фонда российской федерации за 2012 год составили 5,89 трлн рублей, что на 0,63 трлн рублей больше, чем в 2011 году. доходы по распределительной составляющей бюджета пфр за 2012 год составили 5,41 трлн рублей, что на 0,58 трлн рублей больше, чем в 2011 году.

Рисунок 2. Исполнение бюджета ПФР в 2010-2012 годах31

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2012 год поступили в общей сумме 3,0 трлн рублей, что превышает аналогичные показатели 2011 года на 0,2 трлн рублей. При этом тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был снижен в 2012 году с 26% до 22%.

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2012 год составили 476,9 млрд рублей, из них страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 440,3 млрд рублей, что на 63,7 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Рост поступлений страховых взносов на НЧП связан с увеличением работников из числа лиц 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели уплачивают 6% тарифа на накопительную часть пенсии. Общий объем средств пенсионных накоплений граждан за 2012 год увеличился на 220,8 млрд рублей и по состоянию на 1 января 2013 года превысил 1,6 трлн рублей (без учета средств пенсионных накоплений, формирующихся в НПФ).

Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ