Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ (3.docx

— 672.24 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3. Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП Российской Федерации  в 2010–2012 годах32

 

В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2012 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили дополнительные страховые взносы граждан и работодателей на общую сумму 6,2 млрд рублей. В сравнении с 2011 годом эта сумма увеличилась на 2,2 млрд рублей.

Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2,8 трлн рублей (в 2011 году поступило на 0,4 трлн рублей больше), в том числе:

-   на предоставление материнского капитала - 207,7 млрд рублей, что на 33,4 млрд рублей больше, чем в 2011 году;

- на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков и снижением основного тарифа на ОПС с 26% до 22% - 304,4 млрд рублей, что на 234,8 млрд рублей больше, чем в 2011 году; на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты к пенсии - 33,4 млрд рублей (в 2011 году - 34,5 млрд рублей); на софинансирование формирования пенсионных накоплений участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, - 3,9 млрд рублей (в 2011 году - 3,4 млрд рублей, в 2010 году -2,5 млрд рублей);

-на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 1,0 трлн рублей (в 2011 году -0,9 трлн рублей);

-на осуществление единовременной выплаты некоторым категориям граждан в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - 9,2 млрд рублей.

Расходы бюджета пенсионного фонда российской федерации за 2012 год в целом увеличились на 0,53 трлн рублей по сравнению с 2011 годом и составили 5,45 трлн рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5,2 трлн рублей, что на 0,5 трлн рублей превышает уровень 2011 года.

На выплату пенсий в 2012 году направлено 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2012 году направлено 212.4 млрд рублей, что на 41,1 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году увеличились на 5,4 млрд рублей по сравнению с 2011 годом и составили 34,8 млрд рублей.

На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан израсходовано 325,4 млрд рублей, что на 13,5 млрд рублей больше, чем в 2011 году.

Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год составили 256,1 млрд рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 244.5 млрд рублей, что на 7,8 млрд больше, чем в 2011 году.

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2012 году стало осуществление выплат за счет средств пенсионных накоплений граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В 2012 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 7,1 млрд рублей, на выплату накопительной части трудовых пенсий - 11 млн рублей, на срочную пенсионную выплату - 1,6 млн рублей.

Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.

Основные направления использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд. рублей33

 

2012 год, (закон с учетом  изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

закон

% к предыдущему  году

план

% к предыдущему  году

план

% к предыдущему  году

Всего

2 850,2

2 923,0

102,6

2 985,3

102,1

3 161,2

105,9

в том числе:

             

Пенсионное обеспечение:

2 245,2

2 330,7

103,8

2 379,4

102,1

2 522,2

106,0

Покрытие дефицита бюджета

1 033,1

1 009,9

97,8

861,6

85,3

897,6

104,2

Валоризация пенсионных прав граждан

566,5

621,3

109,7

688,4

110,8

763,3

110,9

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

291,3

315,0

108,1

351,2

111,5

369,5

105,2

Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов

304,4

330,1

108,4

422,7

128,1

437,9

103,6

Федеральная социальная доплата к пенсии

38,5

40,0

103,9

40,5

101,3

38,7

95,6

Возмещение расходов по нестраховым периодам

3,6

4,1

113,9

4,7

114,6

4,9

104,3

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

7,5

10,0

133,3

10,0

100,0

10,0

100,0

Выплата социального пособия на погребение

0,3

0,3

100,0

0,3

100,0

0,3

100,0

Администрируемые расходы:

604,9

592,3

97,9

605,9

102,3

639,0

105,5

Осуществление ежемесячной денежной выплаты

377,5

373,5

98,9

393,0

105,2

414,4

105,4

Предоставление материнского (семейного) капитала

162,7

155,5

95,6

163,1

104,9

172,1

105,5

Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами

44,0

43,8

99,5

30,7

70,1

33,2

108,1

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, доплаты к пенсии в связи с 60-летием Победы в ВОВ

8,9

8,0

90,3

7,2

90,0

7,0

97,2

Иные социальные выплаты

11,9

11,5

97,0

11,9

103,5

12,3

103,4


 

В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе должна быть проведена работа по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы.

Начиная с 2013 года бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые до 2013 года на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации,  передаются в бюджет Пенсионного фонда РФ в форме межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда.

Названный межбюджетный трансферт на сбалансированность бюджета Фонда будет отражаться в его доходах.  При этом утвержденный размер дефицита бюджета Фонда будет покрываться, в том числе, за счет собственных источников и переходящих остатков.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2011 году был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от всех сумм выплат и иных вознаграждений  работникам, не превышающих 463 тыс. рублей в год, при совокупном тарифе страховых взносов на все виды обязательного социального страхования – 34 процента с сохранением льготного переходного периода (до 2019/2027 гг.), в течение которого для отдельных категорий страхователей предусмотрено установление пониженного тарифа страхового взноса.

В то же время на 2012 – 2013 годы для большинства плательщиков тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижен с 34% до 30% и установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20 процентов.

При формировании предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013 – 2015 годы тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для большинства плательщиков сохранен на уровне 30% и 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

2.3 Роль пенсионного  фонда в реализации пенсионной  реформы

 

Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает гражданам пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий военнослужащим и членам их семей, пенсии федеральным государственным гражданским служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).

 

Таблица 2

Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР (тыс. чел)34

 

Численность пенсионеров

Динамика численности пенсионеров

 

на 31.12.2011

на 31.12.2012

абс. прирост, чел.

Прирост, %

Всего пенсионеров

40 167,4

40 578,1

410,7

1,0

Получателей трудовых пенсий:

36 915,8

37 250,7

334,8

0,9

- по старости

32 984,9

33 454,3

469,4

1,4

- по инвалидности

2 540,8

2 444,3

-96,5

-3,8

- по потере кормильца

1 390,2

1 352,1

-38,1

-2,7

Получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

3 251,6

 

75,8

2,3

- социальных пенсий

2 851,7

2 910,7

59,1

2,1

-пенсий федеральных государственных гражданских служащих

55,5

61,7

6,1

11,1

- пенсий военнослужащих  и членов их семей

57,8

55,7

-2,0

-3,5


 

В течение 2012 года ПФР обеспечил выплату всех видов пенсий своевременно и в полном объеме.

В целом в 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий 4,5 трлн рублей, что на 443 млрд рублей больше, чем в 2011 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 4,2 трлн рублей, что на 402 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Факторами увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий стали прирост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций пенсий.

Территориальные органы ПФР в 2012 году вынесли 2 772 125 решений о назначении пенсий, в том числе 356 108 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В августе 2012 года ПФР произвел корректировку размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности 13,7 млн работающих пенсионеров. Корректировка в беззаявительном порядке производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших за работающих пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении (переводе с одной пенсии на другую) или перерасчете.

Способ получения пенсии каждый гражданин выбирает самостоятельно. В 2012 году доставка пенсии 44,8% пенсионеров Российской Федерации осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 47,7% - путем зачисления на счета в кредитных организациях, 6,5% - через иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

В 2012 году Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливал и производил доплаты к пенсии отдельным профессиональным категориям работников:

- работникам организаций угольной промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Численность пенсионеров, получающих эту доплату к пенсии, по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 66 954 человек. Средний по Российской Федерации размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года - 2 294,96 рубля;

- Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Численность пенсионеров, получавших эту доплату к пенсии, по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 42 729 человек. Средний размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года - 10 334,12 рубля.

В 2012 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40,6 млн пенсионеров.

Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:

  • с 1 февраля - индексация трудовых пенсий на 7%, исходя из уровня роста потребительских цен за 2011 год (6,1%);
  • с 1 апреля - дополнительное увеличение трудовых пенсий на 3,41%. С учетом двух индексаций повышены пенсии 37 млн пенсионеров;
  • с 1 апреля - индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2011 год. Повышены пенсии 3,6 млн человек, из которых 2,9 млн человек - получатели социальных пенсий.

Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ