Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93
Таблица 3
Динамика средних размеров пенсий в Российской Федерации, руб35
2011 |
2012 |
абс. прирост, руб. |
Прирост % | |
Средний размер пенсии в Российской Федерации |
8 273 |
881 |
10,6 | |
Средний размер трудовой пенсии: |
8 510 |
9 405 |
895 |
10,5 |
- по старости |
8 876 |
9 790 |
914 |
10,3 |
- по инвалидности |
5 497 |
6 053 |
556 |
10,1 |
- по случаю потери кормильца |
5 323 |
5 948 |
625 |
11,7 |
Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальной пенсии) |
5 207 |
5 919 |
712 |
13,7 |
В целом за 2012 год пенсии увеличились на 10,6% при росте индекса потребительских цен на 6,6%.
В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2012 года увеличился на 895 рублей и на конец года составил 9 405 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2012 год увеличился на 914 рублей и на конец года составил 9 790 рублей, что в 1,9 раза превысило величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
Средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны составил 23 043 рубля и 23 709 рублей соответственно, а с учетом мер социальной поддержки (ЕДВ и ДЕМО) уровень их доходов соответственно составил 27 878 рублей и 28 544 рубля (увеличение в течение года в среднем на 2 497-2 809 рублей).
Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, составил 20 678 рублей (увеличился в течение 2012 года в среднем на 1 971 рубль).
Средний размер социальной пенсии увеличился на 712 рублей и составил на конец 2012 года 5 919 рублей.
В 2012 году минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии был обеспечен на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
Темпы роста пенсий в 2012 году опережали темпы роста потребительских цен.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за рубеж, как в рамках национальной системы сохранения пенсионных прав при переселении, так и международной системы, правовой базой которой являются международные договоры Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.
Общая численность граждан, проживающих за границей Российской Федерации и являющихся получателями российской пенсии, в 2012 году достигла 231 664 человек. Они проживают в 109 странах мира. По сравнению с 2011 годом их численность выросла на 6%.
В течение 2012 года в Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3,6 млн человек, что на 0,8 млн участников больше, чем в 2011 году. Общая численность вступивших в Программу за весь период ее действия (с 2008 года) составила 10,39 млн человек.
Все больше заявлений на вступление в Программу государственного софинансирования пенсий подается в электронной форме посредством сервиса Пенсионного фонда Российской Федерации, представленного на Портале государственных услуг. В 2012 году число вступивших в Программу таким способом составило 4 895 человек, что на 2 102 человека больше, чем в 2011 году.
Увеличение за отчетный период участников Программы государственного софинансирования пенсий в том числе связано с вступлением в силу 1 июля 2012 года Федерального закона №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», который регламентирует выплаты и порядок правопреемства средств пенсионных накоплений, сформированных по Программе. С июля 2012 года участникам Программы государственного софинансирования пенсий впервые были осуществлены выплаты средств, накопленных по Программе. За второе полугодие 2012 года подобные выплаты были назначены 60 024 участникам Программы государственного софинансирования пенсий.
В 2012 году дополнительные страховые взносы в рамках Программы государственного софинансирования пенсий составили 6,2 млрд рублей. Это на 2,2 млрд рублей больше, чем в 2011 году. Из Фонда национального благосостояния на лицевые счета участников Программы в пенсионных фондах было начислено 3,8 млрд рублей средств софинансирования за взносы 2011 года.
Взносы работодателей, выступающих третьей стороной софинансирования, в пользу застрахованных лиц составили 126,1 млн рублей, или 2% от общей суммы взносов.
Средняя сумма дополнительных страховых взносов в расчете на одного участника Программы в 2012 году составила 6 174 рубля, что на 204 рубля больше, чем средний взнос в 2011 году (5 970 рублей).
Общая сумма взносов участников за весь период действия Программы превысила 16,5 млрд рублей.
Ежегодно Пенсионный фонд Российской Федерации формирует и подает в Министерство финансов Российской Федерации сведения о сумме взносов участников Программы государственного софинансирования пенсий. В I квартале 2013 года Пенсионный фонд Российской Федерации сформировал и подал в Министерство финансов сведения о сумме взносов участников Программы государственного софинансирования пенсий. Во II квартале 2013 года взносы участников Программы за 2012 год прософинансированы государством.
Пенсионный фонд Российской Федерации ведет прием граждан в специализированных клиентских службах своих территориальных управлений, что дает возможность оперативно обслуживать все категории населения по вопросам, входящим в компетенцию ПФР.
В течение 2012 года структура Пенсионного фонда Российской Федерации расширилась почти на 100 новых управлений и клиентских служб, созданных либо заново, либо за счет преобразования уже существующих территориальных органов. В итоге к концу года специалисты ПФР вели прием граждан и страхователей в более 2 500 специализированных клиентских службах по всей России.
В 2012 году продолжилась начатая ранее работа по приведению визуального и информационного оформления офисов клиентских служб к единым стандартам. Единые стандарты регламентируют систему навигации, форматы информационных носителей и их наполнение. Во всех клиентских службах Пенсионного фонда Российской Федерации посетителям предоставляются информационные материалы по актуальным темам пенсионного и социального обеспечения. Среди них более 40 видов тематической полиграфической продукции, включая брошюры и буклеты.
Для удобства посетителей большинство клиентских служб оснащены системой электронных очередей, а также сервисом предварительной записи на прием к специалистам ПФР, в том числе через интернет. Во многих территориальных органах ПФР также реализована возможность предварительного заказа ряда документов, в числе которых выписка из индивидуального лицевого счета, справка о размере пенсии и иных социальных выплат, справка, подтверждающая право на получение набора социальных услуг и др.
В 2012 году клиентские службы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации оснащались информационными терминалами (инфоматами), с помощью которых посетители имеют возможность самостоятельно запрашивать различную справочную информацию. Также практически во всех клиентских службах установлены стационарные компьютеры со справочно-правовыми системами и необходимыми программами, с помощью которых граждане получают информацию по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
В работе территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в 2012 году активно применялись мобильные клиентские службы (МКС) - специально оборудованные автомобили, оснащенные рабочими местами специалистов и средствами связи. МКС имеют удаленный доступ к базе данных ПФР и ведут прием граждан по всем вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
В течение года свыше 1000 мобильных клиентских служб систематически выезжали в удаленные и труднодоступные населенные пункты для предоставления консультаций гражданам и приема от них документов. Также мобильные клиентские службы используются для оказания услуг инвалидам, не имеющим возможности посетить стационарные клиентские службы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 2012 году в Пенсионном фонде работала единая федеральная телефонная служба, по которой оказывались бесплатные консультационные услуги по вопросам пенсионного законодательства, а также предоставлялась справочная информация по запросу абонента, в том числе посредством смс-сообщений. Всего в течение года операторами телефонной службы были обработано около 403 тыс. звонков.
Сохраняется практика письменных обращений граждан в Пенсионный фонд Российской Федерации. В 2012 году количество таких обращений в ПФР по сравнению с 2011 годом увеличилось более чем на 100 тыс. и составило около 300 тыс. зарегистрированных предложений, заявлений, жалоб и прочих обращений. Увеличение числа поступающих обращений объясняется, в первую очередь, началом выплат средств пенсионных накоплений в июле 2012 года и, как следствие, возросшим интересом граждан к вопросам управления и распоряжения своими пенсионными накоплениями.
В Исполнительную дирекцию Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год поступило 29,3 тыс. обращений, в региональные отделения ПФР - 141,7 тыс. обращений, в территориальные управления ПФР в городах и районах - 130,8 тыс. обращений. Наибольшее количество обращений зарегистрировано в Центральном федеральном округе (36,3 тыс.), наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе (6,0 тыс.).
Продолжилась тенденция прошлых лет по увеличению обращений граждан и страхователей через официальный интернет-сайт ПФР www.pfrf.ru. Так, в Исполнительную дирекцию ПФР таким способом поступили 4,4 тыс. обращений (15% от общего числа обращений), что на 1,2 тыс. выше уровня прошлого года. Количество электронных обращений в региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в 2012 году составило 60,1 тыс. обращений (43% от общего объема полученной от граждан корреспонденции), что почти на 8 тыс. обращений выше уровня прошлого года.
Диверсификация способов предоставления услуг ПФР, расширение числа каналов доставки информации в 2012 году позволили снизить число личных обращений граждан в территориальные органы Пенсионного фонда. Так, в Приемной Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 2012 года было принято 1,2 тыс. человек, в региональных отделениях ПФР - 111,1 тыс. человек, что почти на 17% меньше показателей 2011 года.
Пенсионный фонд России ежегодно ведет мониторинг общественного мнения по оценке качества работы клиентских служб. По данным опросов, проведенных по заказу ПФР Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), посетители отмечают повышение уровня обслуживания в клиентских службах ПФР в 2012 году. Так, 91% опрошенных отметили, что удовлетворены качеством работы сотрудников ПФР и обслуживанием в клиентской службе.
Глава 3 Проблемы функционирования и основные направления совершенствования пенсионного фонда
3.1 Основные проблемы функционирования
Основные стратегические цели бюджетной политики - это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
В целом итоги по достижению вышеуказанных целей были достигнуты.
Впервые в Российской Федерации, в период с 2001 по 2008 г, федеральный бюджет являлся профицитным, т. е. его доходы превышают запланированные расходы. Образовавшиеся средства пошли на погашение задолженности по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям, а также, что немаловажно, на погашение государственного внешнего долга.
Несмотря на достигнутые успехи, имеются такие недочеты, как несбалансированность Пенсионного фонда РФ в части отлаживания процедуры выбора новых расходных обязательств по выплате пенсий. Решение этой проблемы является особенно важным в связи с ожидаемой перспективой увеличения обязательств по выплате пенсий.
Решена одна из основных задач при создании системы управления финансами - завершение формирования Федерального казначейства для сохранности и финансового контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств, их целевого использования. В результате чего появи-лись возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.
В рамках налоговой политики принят ряд мер по упрощению налоговой системы, выразившихся в снижении налогового бремени, а именно налоговых ставок и отмене некоторых налогов, в частности принята регрессивная шкала ставок ЕСН, зависящая от размеров выплат и иных вознаграждений, произведенных физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам. На фоне совершенствования налоговой системы сократились случаи уклонения от уплаты налогов и сборов, возросли налоговые поступления во все уровни бюджетов РФ.
Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ