Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования
Пенсионного фонда Российской Федерации 6
1.1.История возникновения и развития пенсионного страхования 6
1.2.Роль и функции Пенсионного фонда
в социально-экономической системе Российской Федерации 16
1.3.Нормативно-правовая основа функционирования
Пенсионного фонда РФ 27
Глава 2. Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ 36
2.1. Основные характеристики Пенсионного фонда РФ 36
2.2 Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ 46
2.3 Роль Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы 53
Глава 3. Проблемы функционирования
и основные направления совершенствования Пенсионного фонда РФ 64
3.1 Основные проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ 64
3.2 Пути совершенствования функционирования пенсионной системы 79
Заключение 89
Список использованных источников 93

Файлы: 1 файл

Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ (3.docx

— 672.24 Кб (Скачать файл)

По накопительной системе каждый человек формирует пенсию сам, т.е. его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет специализированной страховой компании. Государство лишь контролирует деятельность компании и обеспечивает правовые гарантии для пенсионных накоплений.

Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.

На основании проведенного сделаем следующие выводы:

1)  Пенсионный фонд  Российской Федерации представляет  собой фонд денежных средств, предназначенный для финансового  обеспечения защиты граждан от  особого вида социального риска  – утраты заработка, инвалидности; для нетрудоспособных членов  семьи – смерти кормильца; для  отдельных категорий трудящихся  – длительного выполнения определенной  профессиональной деятельности.      

2) Бюджет Пенсионного  фонда является самостоятельным  и не входит в состав бюджетов  соответствующих уровней, других  фондов. Он подотчет правительству  РФ и осуществляет свою деятельность  в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном  фонде РФ.   3) Основным источником формирования средств являются страховые взносы работодателей, крестьянских хозяйств, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и частных детективов.

4) Поступающие в бюджет  Пенсионного фонда РФ средства  используются по следующим направлениям: выплату трудовых пенсий, выплату  социальных пенсий и пособий, выплату пенсий военнослужащим  и других государственных пенсий, содержание аппарата пенсионного  фонда,расходов по доставке пенсий, выплаты пенсий на погребение.

Главная задача при проведении модернизации существующей пенсионной системы состоит в создании условий для гармонизации и увязки страховых пенсионных механизмов, системы заработной платы, механизмов занятости населения и демографической политики. Базовым элементом пенсионной системы, потенциал которого предстоит только формировать, должен стать институт обязательного социального пенсионного страхования, который в наиболее полной мере является адекватным интересам работников, работодателей и государства. Других альтернатив для страны на индустриальном и постиндустриальном этапе ее развития не существует.

Хотелось бы развенчать еще один достаточно популярный миф, что средства, аккумулируемые на накопительных пенсионных счетах граждан, могут в современной России сыграть значимую роль в формировании ресурсов для долгосрочных инвестиций. Основные аргументы здесь такие.

  • Сами по себе размеры средств, поступающие в ПФР и предназначенные для финансирования в последующем выплат накопительной части государственной трудовой пенсии, относительно невелики. Например, в 2012 г. страховые взносы на эти цели - немногим менее 267 млрд руб., или всего 3,5% общих инвестиций в основной капитал, которые составили в 2012 г. 7539,9 млрд руб.
    • Не очевидна степень востребованности «длинных» пенсионных денег (хотя на данный момент это - дискуссионный вопрос). Политика крупнейших российских банков свидетельствует о резком снижении в посткризисный период их интереса к привлечению таких средств. Если, например, в 2012 г. Сбербанк России обеспечивал годовую доходность 14% по рублевым депозитам граждан, привлекаемым на срок 3 года, то в 2013 г. она уменьшилась до 6%.

• Не решена проблема так называемых «молчунов», действия которых хотя и обусловлены свободой их выбора, экономически неэффективны для них самих (повышенная вероятность отрицательной или нулевой доходности пенсионных накоплений), пенсионной системы (изъятие ресурсов из бюджета текущих пенсионных выплат) и, в определенные периоды времени - для экономики в целом (дефицит «длинных» денег в период роста инвестиционной активности).

Итак, накопительные пенсии ненадежны ни для застрахованных работников и пенсионеров, ни для страхователей - предприятий, ни для страховщиков -  негосударственных пенсионных фондов.

 

Список использованных источников

  1. О трудовых пенсиях Российской Федерации: Федер. закон от 17 дек. 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920; 2010. № 31. Ст. 4196.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 Ш12-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

 

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 гг. от 9 марта 2007 г.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу»
  3. Алешина, С.А. О мерах социальной поддержки пенсионеров МВД России из числа бывших налоговых полицейских / С.А. Алешина // Пенсия. - 2012. - № 12. - С. 34-36.
  4. Антипьева, Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах. - 2012. - № 8. - С. 50-55. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Барулин С.В., Макрушин С.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. - Саратов, Изд. «Сателлит», 2004.
  6. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  7. Воробьева, Е.В. Негосударственные пенсионные фонды в условиях изменения гражданского законодательства / Е.В. Воробьева // Соц. и пенс. право. - 2012. - № 3. - С. 2-4. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  8. Герасимов, А. Кому положены льготные пенсии. Собрался на пенсию завтра - проверь документы сегодня / А. Герасимов // Адм. право. -2012. - № 3. - С. 35-38.- Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  9. Гончарова, М. Досрочная пенсия не для всех / М. Гончарова // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 44. - С. 11. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  10. Гужов В.Ю. Финансовая устойчивость пенсионной системы //Труд и социальные отношения: 2009. №8
  11. Гурвич, Е. Микроанализ российской пенсионной системы / Е. Гурвич // Вопр. экономики. - 2012. - № 2. - С. 27-51.
  12. Даниленко Н. И. Стандарт: Методика организации и проведения проверки (ревизии) в бюджетном учреждении: Монография. М., Финансовый контроль, 2005.
  13. Ермаков, Д. Пенсионное обеспечение российских военнослужащих : вопросы теории и практики / Д. Ермаков // Человек и труд. - 2012. - № 9. - С. 23-27.
  14. Захаров М.Л. Формирование доходной части бюджета пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы // Журнал российского права. 2009. № 6.
  15. Захаров, М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система / М.Л. Захаров // Журн. рос. права. - 2012. - № 9. - С. 5-18; № 10. - С. 14-29.
  16. Лазарева, Н. Отказ в выплате пенсии : можно ли привлечь виновных к ответственности? / Н. Лазарева // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 28. - С. 1.- Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  17. Лескова ЮТ. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) // Социальное и пенсионное право. 2010. № 1.
  18. Логинова Л.В. Согласование социально-экономических интересов в условиях социально ориентированной экономики // Социально ориентированное развитие общества: сб. науч. трудов. Саратов, 2010.
  19. Метелева, А. Могут ли действия работодателя лишить работника льготной пенсии? / А. Метелева // Трудовое право. - 2012. - № 9. - С. 47-56.
  20. Мустиева З.С. Институциональные факторы функционирования пенсионной системы в условиях модернизации // Экон. вестн. Ростовского гос. ун-та. 2010. Т. 7, № 4, ч. 2.
  21. О минимальных нормах социальной защиты: Конвенция МОТ № 102 (1952 г.). URL: http://pensionreform.ru/36930
  22. Пенсионные реформы : перспективы и реальность // Пенсия. - 2012. - № 12. - С. 45-53.
  23. Перцева С.Ю. Основные направления обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы России: автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2008
  24. Роик В. К реформированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. 2009. № 1/2.
  25. Роик В.Д. Пенсионная система России: трудный путь становления страховых институтов // ЭКО: 2011. № 3
  26. Салмина М. Досрочная пенсия // ЭЖ-Юрист. 2010. № 27.
  27. Соловьев А.К. Проблемы долгосрочной финансовой стабилизации ПФР на основе усиления страховых принципов // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. № 2.
  28. Тресков, В. Чем больше стаж - тем выше пенсия / В. Тресков // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 42. - С. 9. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  29. Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / кол. авт. под общ. ред. проф. СО. Шохина. М., КНОРУС, 2008.
      1. Челнокова Т.Е. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. М., 2009.
  1. Чернышев С.Д. О проблемах досрочного назначения пенсии // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 6.
  2. Чирков, С.А. Основы сохранения пенсионных прав граждан при их переселении в другие государства : международно-теоретические аспекты / С.А. Чирков // Пенсия. - 2012. - № 8. - С. 52-66
  3. Чирков, С.А. Пенсионное обеспечение ученых : экскурс в историю / С.А. Чирков // Пенсия. - 2012. - № 10. - С. 61-69.
  4. Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru
  5. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ - www.minzdravsoc.ru
  6. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ - www.pfrf.ru
  7. Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - http://www.rosmintrud.ru/

 

 

 

Ашмарина, С.В. Дискуссии о страховании рабочих в России в конце XIX - начале XX в. // Экономическая история. Обозрение

2под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 6. - М., 2001. - С. 52.

2 Устав о промышленном труде. - Разд. IV. - Гл. ЫП.

3 См.: Кривцов, А.С. Общее учение об убытках. / А.С. Кривцов. - Юрьев, 1902. - С. 184.

Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 21. / В.И. Ленин. - М.: Изд-во

политической литературы, 1968. - С. 146.

6 См.: Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 32. / В.И. Ленин. - М.: Изд-во политической литературы, 1969. - С. 157.

7 Гельфер, А.Л. Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся. / А.Л. Гельфер. - М., 1919. - С. 5.

8 Собр. узаконений РСФСР. - 1917. - № 7. - С. 106.

Положение о социальном обеспечении трудящихся от 28 фев

раля 1919 г. // Собрание узаконений. - 1919. - № 15. - С. 169.

Бюллетень Народного комиссариата труда. - 1919. - № 8-9 (август-сентябрь). - С. 95-96.

12 Бюллетень Народного комиссариата труда. - 1919. - № 9-10. -

С. 45.

Инструкция Наркомсобеса от 5 ноября 1920 г. // Сборник циркуляров и распоряжений НКСО. - 1920. - № 1-120. - М.: Госиздат, 1921. - С. 79.

14 См.: Любимов, Б. Социальное страхование в прошлом и настоящем. / Б. Любимов. - М.: Вопросы труда, 1925. - С. 113.

15 Собр. узаконений РСФСР. - 1921. - № 76. - Ст. 627.

16 Статья 2 декрета СНК от 16 февраля 1923 г. «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед Республикой» // Собр. узаконений РСФСР. - 1923. - № 15. - С. 198.

17 Пункт 14 Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 15 января 1925 г. «О пенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и др. работников просвещения в деревне» // Собр. законодательства СССР. - 1925. - № 3. - Ст. 32.

18 Пункты 3-4 Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об обеспечении инвалидов гражданской войны из числа рабочих и служащих, а также семейств рабочих и служащих, погибших в гражданской войне» // Собр. законодательства СССР. - 1925. - № 7. - Ст. 71.

19 Положение о Союзном совете социального страхования при

Народном комиссариате труда Союза ССР: Постановление ЦИК

СССР и СНК СССР от 6 февраля 1925 г. // Собр. законодательства СССР. - 1925. - № 8. - Ст. 74.

Об объединении Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов: Постановление ЦИК СССР, Совнаркома СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. // Собр. законодательства СССР. - 1933. - № 40. - Ст. 238; О порядке слияния Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов: Постановление СНК СССР, ВЦСПС от 10 сентября 1933 № 1352 // Собр. законодательства СССР. - 1933.

2- № 57. - Ст. 333.

23 Обратной стороной этого процесса является «огосударствление» профессиональных союзов.

24 См.: Астрахан, Е.И. Развитие законодательства о пенсиях ра

25 Инструкция ВЦСПС и Наркомсобеса РСФСР, утвержденная Совнаркомом СССР 23 апреля 1937 г. // Официальный сборник Наркомсобеса РСФСР. - 1937. - № 6.

26 Пункт 10 резолюции VI Пленума ВЦСПС от 15 мая 1937 г. «Об отчетах профсоюзных органов в связи с выборами последних» // Бюллетень ВЦСПС. - 1937. - № 5.

27 Барулин С.В., Макрушин С.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. - Саратов, Изд. «Сателлит», 2004.-С.56.

28 http://www.pfrf.ru/

29 Герасимов, А. Кому положены льготные пенсии. Собрался на пенсию завтра - проверь документы сегодня / А. Герасимов // Адм. право. -2012. - № 3. - С. 35-38.- Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

30 Герасимов, А. Кому положены льготные пенсии. Собрался на пенсию завтра - проверь документы сегодня / А. Герасимов // Адм. право. -2012. - № 3. - С. 35-38.- Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

31 Официальный сайт Пенсионного фонда РФ - www.pfrf.ru

32 Официальный сайт Пенсионного фонда РФ - www.pfrf.ru

33 Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

34 Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

35 Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

36 Официальный сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

 

 


Информация о работе Проблемы развития государственного пенсионного фонда РФ