Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, научная работа

Описание работы

Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).

Файлы: 1 файл

моя научная.docx

— 246.81 Кб (Скачать файл)

Очень важно, что работодатель, перечисляя обязательные пенсионные взносы за своего работника, не имеет информации о  том, с каким фондом его работник заключил договор.

Попытка работодателя повлиять на выбор  работником фонда строго наказывается по закону.

Каждый гражданин Польши имеет  право четыре раза в год перевести  свои накопления из одного фонда в  другой, при этом он заключает договор  с новым фондом и подает заявление  на перевод накоплений в этот же фонд, причем заявление он может  передать через агента нового фонда  или по почте без нотариальной доверенности. С 1970 года с момента  рождения каждому гражданину Польши Министерством внутренних дел присваивается  гражданский индивидуальный идентификационный  номер (NIP), его функции приблизительно схожи с функциями социального  индивидуального кода (СИК) в нашей  системе. Также каждый гражданин  Польши имеет налоговый идентификационный  номер (PESEL), теми же функциями в Казахстане наделен регистрационный номер  налогоплательщика (РНН).

Пенсионные фонды Польши могут  инвестировать пенсионные активы по своему выбору либо самостоятельно, либо используя управляющую компанию. Министерство финансов Польши не определяет минимальные рамки для инвестиций в государственные ценные бумаги, но при этом около 80 % всех пенсионных активов фондов инвестировано в  ГРБ, а по остальным финансовым инструментам существуют следующие ограничения: 40 % - ценные бумаги корпоративных эмитентов; 5 % - ценные бумаги иностранных эмитентов; 10 % - ценные бумаги национальных инвестиционных фондов; 10 % - ценные бумаги национального  банка; 15 % - муниципальные облигации; 15 % - ценные бумаги открытых инвестиционных фондов.

Участие государства в пенсионной системе Польши не ограничивается одним  контрольными и административными  функциями, со стороны государственных  органов проводится активная политика по информированию и разъяснению  населению принципов пенсионной реформы, финансируются крупные  рекламные компании с целью наглядной  агитации к участию граждан в  развитии пенсионной реформы.

В Чили, чью пенсионную систему  Казахстан в свое время взял за основу, только до 1985 года действовало  табу на инвестирование пенсионных вкладов  в акции, как инструменты с  нефиксированным, а значит, весьма зависящим  от колебаний рынка доходом.

Кроме того, до 1993-го чилийские фонды  не имели права выхода на международные  рынки капиталов и размещали  средства исключительно внутри страны. Пересмотреть эти запреты чилийцев заставили кризисные явления  середины 90-х годов, и теперь от инвестиций за рубеж, причем именно в инструменты  с негарантированным доходом, таким, как акции, напрямую зависит будущее  чилийских пенсионеров.

Конечно, вкладываются деньги чилийских  пенсионных фондов и в отечественную  экономику - инструменты банков, финансовых компаний, промышленных предприятий, что  способствуют экономическому росту  в стране, позволяет увеличивать  количество рабочих мест, положительно сказывается на росте заработной платы, 10 процентов которой, так же как и у нас, ежемесячно возвращается в накопительную пенсионную систему. Но теперь это уже другие, скажем так, более весомые проценты.

Однако, право таким образом  размещать свои средства чилийским  пенсионным фондам надо еще заслужить, пройдя всестороннюю проверку в социальной организации, именуемой там классификатором  риска. В данную организацию входят семь человек - четыре представителя  пенсионного фонда и три так  называемых "суперинтенданта", контролирующих рынки ценных бумаг и страхования, а так же банки и небанковские финансовые институты (то есть нечто  похожее на недавно созданное  в Казахстане Агентство по регулированию  финансового рынка). Классификатор  разбирается буквально с каждым инструментом, предложенным к инвестированию. Причем во внимание не принимаются  ни цена облигаций, ни ситуация на рынке  в данный момент, ни необходимость  оптимизации портфеля инвестиций, главное - максимальная гарантия возврата вложенных  средств. Прежде всего, классификатор  обращает внимание на соотношение балансовой и рыночной стоимости предприятия, чтобы уберечь фонды от вложения средств в компании, не имеющих  серьезных активов либо не контролирующие свои активы самостоятельно.

В результате этой кропотливой работы как государства, так и пенсионных организаций инвестиционный портфель чилийских фондов оказался на столько  хорошо организован, что издержки администрирования  постоянно снижаются. Причем так  стремительно, что четыре раза в 1998-1999 годах пенсионные фонды пересматривали размер своих комиссионных в сторону  уменьшения.

Если бы скопировав у чилийцев их пенсионную систему, в Казахстане позаботились принять и такие очень полезные и действенные ноу-хау, возможно, и сегодняшней ситуации, при которой  две трети пенсионных фондов по итогам года на получили инвестиционных доходов, возможно, было бы избежать. Прошлый  год стал трудным испытанием для  инвестиционной деятельности пенсионных фондов, тенденция дедолларизации экономики  стала явной.

Итак, международный опыт и практика убеждают нас в том, что накопительные  пенсионные фонды являются крупнейшими  финансовыми институтами. Финансовые ресурсы пенсионных фондов - это  огромный потенциал, который является стратегически важным как для  государства, так и для отдельных  предприятий 

2 . Развитие пенсионной системы  Республики Казахстан

В Казахстане совершенствуется пенсионная система в сторону  гарантирования ее стабильности. В  настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей  в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает  систему обеспечения пенсионеров  и прилагает все усилия, чтобы  каждый гражданин был уверен, что  его пенсии будет достаточно для  достойной жизни. Сегодня стоит  задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных  пенсионных фондов для роста экономики  и повышения доходов вкладчиков.

Социальное развитие государства  независимо от реализуемой модели экономического развития оценивается по уровню жизни  пенсионеров. В различных странах  проблема социального обеспечения  решается на уровне государства, которое  несет непосредственную и прямую обязанность перед пенсионерами. Последовательно осуществляемые в  Казахстане социальноэкономические реформы на протяжении ряда лет обусловили ряд позитивных сдвигов. Сегодня в республике создана эффективно действующая пенсионная система, позволившая поднять уровень жизни пенсионеров.

Развитие экономики любой  страны неразрывно связано с эффективностью реализации мер по пенсионной защите населения, поскольку социальная стабильность здесь играет ключевую роль. Необходимость  поддержки категорий населения, находящихся в пенсионном возрасте, обусловливается прежде всего обеспечением социальных гарантий в рамках открытого  общества. Пенсионная система Казахстана одновременно выполняет две функции. Вопервых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Вовторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономики.

В целом за истекшее время  пенсионное обеспечение в республике претерпело существенные изменения. Пенсионная система Казахстана одновременно выполняет  две функции. Вопервых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Вовторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономикиНакопительная пенсионная система обладает рядом преимуществ, среди которых можно выделить заметную роль пенсионных фондов в развитии фондового рынка, поскольку фонды вкладывают свои финансовые средства на долгосрочную перспективу, с учетом обеспечения интересов вкладчиков.

В соответствии с высокой  ролью пенсионной системы в части  обеспечения социальных гарантий, роста  экономики, Казахстан одним из первых из стран СНГ и Балтии еще в  январе 1998 года приступил к реализации пенсионной реформы, в результате которой  появилась пенсионная система, основанная на трех составляющих – солидарной, накопительной и добровольной.

Президент Республики Казахстан  в своих программных документах постоянно отмечает важность проводимых преобразований в социальной сфере, акцентируя внимание на ее пенсионной составляющей. Н. А. Назарбаев не раз  подчеркивал, что опыт республики в  развитии пенсионной реформы вызывает большой интерес мирового сообщества. По оценкам международных экспертов, пенсионная система нашей страны отличается своей уникальностью  не только среди стран СНГ, но и  на международном уровне.

Действующая в настоящее  время система социальной защиты в Республике Казахстан характеризуется  преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия. Пенсионная система Республики Казахстан призвана обеспечивать государством материальную поддержку каждого  гражданина, достигшего законно установленного возраста или состояния, препятствующего  трудовой деятельности.

В Казахстане реформы в  пенсионной системе осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. В июне 1997 года был  принят закон «О пенсионном обеспечении  в РК», в соответствии с которым  были заложены основы функционирования новой системы пенсионного обеспечения. Как было отмечено выше, наряду с  накопительной пенсионной системой была сохранена и действовавшая  ранее солидарная пенсионная система  со всеми обязательствами государства  перед пенсионерами.

Одним из преимуществ проводимой пенсионной реформы в республике явилось внедрение и развитие накопительной пенсионной системы, направленной на создание рыночной инфраструктуры и коренного улучшения модели социального обеспечения. В накопительной  системе пенсия граждан формируется  за счет накопленных средств, которые  являются собственностью вкладчиков. При выходе на пенсию накопленные  сбережения выплачиваются вкладчикам с индивидуальных пенсионных счетов.

В соответствии с законом  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» была введена система  добровольных взносов, за счет которых  формируется дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов  работающих и работодателей. Таким  образом, каждый гражданин в Казахстане имеет дополнительную возможность  увеличить свои пенсионные накопления.

Сегодня все фонды в  Казахстане имеют добровольные пенсионные счета, количество которых уже превышает 40 тысяч. Это свидетельствует о  доверии населения к накопительной  пенсионной системе.

Пенсионная система Казахстана развивается очень динамично. Сегодня  пенсионные фонды обладают мощным капиталом, который используется в экономике  республики.

Так, по состоянию на 1 июня 2007 года активы в накопительной пенсионной системе Казахстана превысили 1 триллион тенге и достигли 10% от произведенного внутреннего валового продукта страны.

При этом благоприятной предпосылкой можно считать неуклонную динамику роста пенсионных накоплений. Если в 2006 году суммарный прирост пенсионных накоплений по республике составлял 10-13 миллиардов тенге в месяц, то уже  за 2007 год – 13-15 миллиардов тенге. Зарегистрированное в республике среднемесячное увеличение пенсионных активов указывает, что  пенсионные фонды являются одним  из основных инвесторов на фондовом рынке, а на рынке корпоративных ценных бумаг занимают большую долю.

В республике также произошло  увеличение чистого инвестиционного  дохода до 270 миллиардов тенге. Увеличение данного показателя является одним  из факторов успешного развития пенсионной системы в стране.

Пенсионные взносы инвестируются  в финансовые инструменты в целях  обеспечения роста пенсионных накоплений и, что очень важно, их защиты от инфляции. В настоящее время преодолена тенденция, когда инфляция поглощала  пенсионные накопления. Так, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ за период апрель 2006 – апрель 2007 года составил 9,14% при уровне инфляции за этот период 7,7%. В этой связи можно констатировать, что на сегодняшний день решена одна из важных задач по защите накоплений вкладчиков.

Приведенные статистические данные позволяют утверждать, что  реформа накопительной пенсионной системы успешно проведена. Уже  тот факт, что объем произведенного ВВП в 2006 году составил 10,1 триллиона  тенге, и 10% из них – это объем  суммарных пенсионных активов, свидетельствует  о состоятельности пенсионной системы  и стабильном росте пенсионных активов. Постоянный рост пенсионных активов  также указывает на рост заработной платы и благосостояния казахстанцев.

Развитие накопительной  системы напрямую зависит от выгодного  размещения пенсионных активов в  различные финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует  дополнительных объектов вложений. Это  особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в  проекты. Кроме того, они выполняют  стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные  пенсионные фонды в Казахстане сегодня  являются реальным институтом, владеющим  такими большими финансовыми средствами.

Информация о работе Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан