В конце 2009 года Президент Казахстана
Н.А. Назарбаев сделал официальное
заявление о выходе финансовой системы
республики из кризиса. Негативное воздействие
глобального кризиса отразилось
на деятельности пенсионных фондов длительным
снижением инвестиционного дохода,
но пенсионные накопления вкладчиков
продолжали расти. Согласно данным Агентства
Республики Казахстан по регулированию
деятельности финансового рынка
и финансовых организаций, на 1 января
2009 года они составили 1 триллион 824,2
млрд. тенге. Из них 477,4 млрд. тенге, то есть
26 % от общего объема накоплений - чистый
инвестиционный доход, заработанный фондами
для своих вкладчиков. Накопительная
пенсионная система Казахстана еще
раз доказала, что пенсионные вклады
- это надежные долгосрочные инвестиции.
Одним из наиболее проблемных вопросов
накопительной пенсионной системы
(далее - НПС) в течение ряда лет
являлось наличие у 2,5 миллиона вкладчиков
двух и более счетов. В апреле-июле
минувшего года дублирование счетов
вкладчиков было устранено. Это было
необходимо как для упрощения
обслуживания вкладчика, упорядочения
базы данных по вкладчикам и обеспечения
достоверной статистики по системе,
так и для внедрения новых
технологий, соответствующих международным
стандартам финансовых услуг. В течение
2009 года был введен механизм реализации
государственных гарантий по сохранности
суммы внесенных вкладчиками
пенсионных взносов. Уже существует
реальный механизм обязательств, согласно
которому все фонды обеспечат
вкладчикам средневзвешенную доходность
по НПС. Разрабатываются дополнительные
меры защиты инвесторов - держателей долговых
ценных бумаг. В ближайшей перспективе
работа по совершенствованию пенсионной
системы будет продолжена в соответствии
с практическими результатами ее
деятельности и уроков кризисного периода.
Последней новостью пенсионной сферы
стал выход в канун нового 2010 года
постановления Правительства Республики
Казахстан от 25 декабря 2009 года № 2186
"О повышении размеров пенсионных
выплат из Государственного центра по
выплате пенсий с 1 января 2010 года".
С 1 января 2010 года пенсии из солидарной
системы повышаются на 25 %. Те, кто
получали 35 тысяч тенге, будут получать
43 750 тенге. Увеличен размер базового демогранта
на 9 %. Теперь он равняется 5 981 тенге. В
соответствии с постановлением Правительства
Республики Казахстан от 4 июля 2003 года
№ 661 "Об утверждении Правил осуществления
пенсионных выплат из пенсионных накоплений,
сформированных за счет обязательных
пенсионных взносов, добровольных профессиональных
пенсионных взносов из накопительных
пенсионных фондов, и методики осуществления
расчета размера пенсионных выплат
по графику" вкладчики пенсионных
фондов со средним уровнем накоплений,
получавшие в 2009 году 296 250 тенге, в новом
году с увеличением размера выплат
получат 370 320 тенге. Суммы приводятся
без вычета индивидуального подоходного
налога, который в НПС удерживается
у источника выплаты. Меры, предлагаемые
для совершенствования пенсионного
обеспечения. В Концепции развития
финансового сектора Республики
Казахстан на 2007-2011 годы, одобренной
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 25 декабря 2006 года № 1284,
в разделе 4.2.
Накопительные пенсионные фонды, в
п.3 Основные меры указано: "В целях
повышения уровня социальной защиты
населения, особенно в отношении
работников, занятых в отраслях промышленности
с повышенным уровнем риска для
жизни, предполагается рассмотреть
возможность введения обязательных
профессиональных пенсионных взносов".
Это предложение вошло также
в План мероприятий по реализации
Концепции развития финансового
сектора Республики Казахстан на
2007-2011 годы, утвержденный постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 30 апреля 2007 года № 346: "Введение обязательных
профессиональных пенсионных взносов
в отношении работников, занятых
в отраслях промышленности с повышенным
уровнем риска". План предусматривает
также реализацию положения о
создании условий уплаты всеми работодателями
добровольных и добровольных профессиональных
пенсионных взносов в пользу своих
работников, а не только по ограниченному
перечню профессий. Особый интерес
представляет пункт, согласно которому
будут предоставляться льготы при
выплате пенсионных накоплений, сформированных
за счет добровольных и добровольных
профессиональных пенсионных взносов
по срокам накоплений.
Сегодня в республике действуют
пять источников пенсионного обеспечения.
Это солидарные пенсии, базовые демогранты
и три вида выплат из накопительной
пенсионной системы за счет пенсионных
накоплений. Солидарная пенсия существовала
в советские времена. Все, кто
до 1 января 1998 года проработал хотя бы
полгода, имеют право на пенсию из
старой системы, т.е. государственного
бюджета. Солидарная пенсия зависит
от стажа работы и постоянно индексируется
в соответствии с уровнем инфляции
и государственной программой пенсионного
обеспечения. Скажем, те, кто уходили
на пенсию в январе 2007 года и получали
12 000 тенге, с января 2009 года получили
уже 26 572 тенге. Базовые демогранты -
это прибавка к пенсии, которая
выплачивается из бюджета. В народе
ее называют президентской. Эта пенсия
вначале составляла 3 000 тенге. Сейчас
увеличилась до 5 487 тенге. Демогранты
выплачиваются в равном размере
всем пенсионерам без исключения.
Накопительная пенсионная система
предусматривает три источника
пенсионного обеспечения: накопления,
сформированные за счет обязательных
пенсионных взносов, добровольных пенсионных
взносов и добровольных профессиональных
пенсионных взносов. Обязательные пенсионные
взносы ежемесячно перечисляет работодатель
на индивидуальный пенсионный счет работника.
Накопления за счет обязательных взносов
- это основные ресурсы жизнеобеспечения
работника после выхода на пенсию.
Их величина зависит от каждого работника:
здесь имеют значение размер заработной
платы, регулярность и длительность
периода перечисления обязательных
пенсионных взносов. Есть вкладчики, у
которых пенсионные накопления составляют
весьма значительную сумму. Но до сих
пор много и тех, кто, имея постоянные
доходы, в течение многих лет вообще
не являются вкладчиками пенсионного
фонда. К сожалению, это люди, которые
не заботятся о своей безбедной
старости. Добровольные пенсионные взносы
каждый может вносить сам, или
их вносит работодатель. Каждый по мере
возможности может вносить пенсионные
взносы для себя и своих родных.
Однако счетов, где копятся добровольные
взносы, не много. Добровольные профессиональные
пенсионные взносы работодатели вносят
за своих сотрудников, занятых на
вредных производствах или при
особо тяжелых условиях труда. Поскольку
работодатели могут это делать добровольно,
то в НПС на 1 декабря 2009 года всего
4 072 индивидуальных пенсионных счета,
на которых копятся добровольные
профессиональные взносы. Это мизерная
цифра, если учесть, сколько в казахстанском
перечне производств, связанных
с риском для здоровья и жизни
работников. Им охвачено 33 направления,
в каждом из которых десятки и
сотни профессий. При этом перечень
весьма значителен не только в известных
всем горнодобывающей, нефтегазовой, металлургической,
химической, атомной, энергетической,
строительной и других отраслях, но
в легкой и пищевой промышленностях,
кино - и копировальном производстве
и даже привычных нам общих
профессиях. Некорректно было бы сравнивать
сегодня количество пенсионных счетов,
на которые поступают добровольные
профессиональные пенсионные взносы,
с огромной армией работников, осуществляющих
свою деятельность во вредных и тяжелых
условиях труда. В настоящее время
ожидавшие своего решения очередные
проблемы НПС находятся на стадии
разработки в Министерстве труда
и социальной защиты населения Республики
Казахстан (далее - МТСЗН). Вопрос о том,
чтобы сделать профессиональные
взносы обязательными, не раз обсуждался
представителями МТСЗН и другими
участниками НПС. Особый интерес
представляет пункт Плана мероприятий
по реализации Концепции развития финансового
сектора Республики Казахстан на
2007-2011 годы, согласно которому по срокам
накоплений намечено предоставлять
льготы при выплате пенсионных накоплений,
сформированных за счет добровольных
и добровольных профессиональных пенсионных
взносов. Разработчики изучают опыт
других стран с многоуровневыми
системами пенсионного обеспечения.
Там значительную часть выплат составляют
солидарные пенсии, которые пенсионеры
получают по принципу солидарности поколений.
К примеру, в Малайзии и Сингапуре,
помимо отчислений, удерживаемых у
самого работника, работодателями уплачиваются
всем работникам обязательные взносы
в размере 12-13%. Эти дополнительные
отчисления дают вкладчикам Малайзии
и Сингапура возможность досрочно
использовать 30 % своих накоплений на
приобретение или строительство
жилья, обучение, лечение и т.д. В
Чили и других странах, применяющих
НПС, обязательные взносы работодатели
уплачивают в размере 10 % в соответствии
со списком профессий с тяжелыми
условиями труда. В Чили и перенявших
их опыт странах Латинской Америки
и Восточной Европы каждые пять лет
повышенных взносов дают возможность
работникам выйти на пенсию раньше
на два года. Вопрос о пенсионном
обеспечении касается всех. За рубежом
работодатели не уклоняются от выплаты
для своих работников добровольных
профессиональных взносов, предусмотренных
законодательством. В некоторых
западных странах работодатели делают
это добровольно для работников,
занятых не только на вредном или
тяжелом производстве. Необходимо,
чтобы социальная ответственность,
социально-этичное поведение и
в Казахстане стали нормой. При
разработке казахстанской модели НПС
предполагалось, что существующих сегодня
пяти видов отчислений будет достаточно,
чтобы жить, не нуждаясь в поддержке
государства. В нашей пенсионной
системе введение добровольных профессиональных
взносов практически не повлияло
на сумму накоплений граждан. Потому
введение обязательных профессиональных
пенсионных взносов (далее - ОППВ) было
бы целесообразно ускорить. По расчетам
актуариев, с учетом макроэкономических
показателей в республике, даже при
введении ОППВ одних пенсионных накоплений
для обеспечения граждан в
преклонном возрасте недостаточно. Пенсионные
накопления - это надежный и очень
прозрачный капитал, на который не обращают
никаких взысканий. Принцип НПС:
сколько накопил, столько получил.
Именно поэтому делать пенсионные накопления
необходимо смолоду. Но что делать,
когда в силу разных причин, таких
как невысокая заработная плата,
кризис, безработица и пр., при
выходе на пенсию вкладчику не будет
хватать на жизнь его пенсионных
накоплений? Быть материально зависимым
тяжело в любом возрасте,
особенно в старости. Если в Казахстане
пять источников пенсионного обеспечения,
то в зарубежной практике есть еще один
очень важный источник. Чтобы не снизить
уровень благосостояния в старости, иностранцы
становятся рантье. То есть в период активной
трудовой деятельности стараются заработать
хорошие средства. Из этих средств они
делают вложения в акции, облигации, недвижимость
и т.д. В итоге большинству пожилых людей
на Западе доступны многие блага. Будут
ли они доступны и нам зависит от нашего
отношения к собственному будущему [25,
c.46-49].
В настоящее время размещение ГЦБ,
эмитированных Минфином, производится
через институт первичных дилеров.
Однако рассматривается вопрос об отмене
института первичных дилеров, что
в свою очередь представит доступ
на первичный рынок пенсионным фондам
и позволит им самостоятельно участвовать
в торгах согласно своим интересам,
которые зачастую не совпадают с
интересами первичных дилеров - банков.
Чтобы хоть как-то решить проблему острого
дефицита инструментов на рынке, были
пересмотрены нормы инвестирования
активов по видам инструментов.
Перечень финансовых инструментов,
в которые можно инвестировать
пенсионные активы, нужно расширять.
Установленный норматив 30 % в части
финансовых инструментов нерезидентов
(ценные бумаги иностранных государств
и корпоративные ценные бумаги иностранных
элементов) недостаточен.
В настоящее время ценные бумаги
российских эмитентов рассматриваются
как ценные бумаги нерезидентов Казахстана
и в силу недостаточно высокого рейтинга
не могут приобретаться за счет пенсионных
активов. Возможно, введение невысокого
норматива - не более 5-10 процентов финансовых
инструментов этих стран - частично сняло
бы остроту нехватки доходных ценных
бумаг. Шаги в этом направлении уже
принимались. Национальный Банк РК рассмотрел
возможность выхода на Казахстанский
рынок российских компаний, которые
будут выпускать ценные бумаги в
форме казахстанских депозитных
расписок [26, c.3].
Еще одним важным направлением в
решении проблем дефицита финансовых
инструментов стало появление в
Казахстане нового финансового инструмента
- агентских облигаций. Они должны
стать квазигосударственными ценными
бумагами, имеющими сопоставимые с
ГЦБ инвестиционные качества. Выпускаются
агентские облигации крупными государственными
финансовыми институтами, созданными
с целью реализации инвестиционной
политики. В настоящее время в
Республике Казахстан статус финансового
агентства имеют два финансовых
института: АО "Банк развития Казахстана"
и АО "Казахстанская ипотечная
компания". В соответствии с налоговым
законодательством Республики Казахстан
доходы от операций с агентскими облигациями
не облагаются налогом у источника
выплаты. По этой причине тормозится
процесс развития этого сегмента
рынка за счет использования инвестиционных
возможностей пенсионной системы. Наличие
льготы ограничивает преимущества агентских
облигаций, поскольку номинальный
доход равен фактическому вне
зависимости от инструмента, то есть
больший риск покрывается большей
ставкой, как следствие, управляющие
пенсионными активами предпочитают
более рисковые, но более доходные
инструменты.
Предпринимаемые меры позволяют снизить
на время остроту проблемы, но не
могут изменить ситуацию кардинально.
Для этого необходимо расширять
набор привлекательных инструментов.
Реальный доход из ситуации - развитие
корпоративного рынка ценных бумаг.
Акции крупных компаний сосредоточены
между стратегическими инвесторами
и государством, при этом акционеры
не спешат разбивать пакет на других
инвесторов. Будущее корпоративного
рынка - в развитии облигаций и
акций средних компаний. Этому
препятствуют объективные причины:
требование прозрачности к финансовой
отчетности, связанные с выпуском
расходы и малый объем эмиссий
- до одного миллиарда тенге, который
не привлекает инвесторов. В 2009 году было
только 24 выпуска облигаций общим
объемом 67 миллиардов тенге, из них
всего пять эмиссий были до одного
миллиарда тенге. Малые и средние
компании предполагают обращаться за
кредитами в банки второго
уровня, поэтому как это обходится
дешевле. Если бы рынок акций активизировался,
у пенсионных фондов появилась бы
возможность получать доход не только
за счет дивидендов, но со временем, возможно,
и за счет изменения курсовой стоимости
акции.
Активизация рынка акций способствовала
бы созданию рыночного механизма, позволяющего
обеспечить переток денег из финансового
в реальный сектор экономики и
решить еще одну проблему - инвестирование
за счет пенсионных активов реального
сектора экономики Казахстана. Изначально
одной из главных целей пенсионной
реформы было инвестирование накапливаемых
в пенсионных фондах пенсионных взносов
в отечественную производственную
сферу, как это делается в отечественную
производственную сферу, как это
делается в большинстве стран, где
работают аналогичные пенсионные системы.
Именно ради этого фактора многие
страны пошли на серьезные расходы,
поиски и трудности кардинального
изменения своих пенсионных систем.
Казахстан трудности и расходы
введения новой пенсионной системы
понес в полном объеме, а плюсами
и достоинствами этой системы
пока не воспользовался. Реальный сектор
за счет пенсионных активов инвестируется
очень слабо.
Укрепление тенге по отношению
к доллару США стало новым
негативным фактором, поскольку у
большинства из них пенсионные активы
были вложены не в тенговые, а
в долларовые инструменты. Если с
момента возникновения накопительной
пенсионной системы доллар постоянно
укреплялся по отношению к тенге,
то соответственно, эмитенты выпускали
ценные бумаги, привязанные к доллару.
В 2006 году произошел значительный разворот
тенденции стоимость доллара. Он
начал обесцениваться как по отношению
к евро, так и по отношению к
тенге и российскому рублю. Потери
НПФ в 2006 году составили примерно
80 млн. долларов (исходя из восьми процентной
девальвации долларовых активов, которых
у фондов было порядка 1 млрд. долларов
в валютных бумагах).
Вследствие неликвидности казахстанского
фондового рынка, то есть при резко
падающем долларе пенсионные фонды
не могут оперативно реализовать
все свои долларовые активы и перейти
на тенговые ценные бумаги, потому что
не смогут найти спрос на эти бумаги.
Необходим механизм валютного хеджирования,
чтобы обезопасить пенсионные активы
от подобных неприятностей. Агентство
по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций
планирует внести необходимые поправки
в законодательство, что бы фонды
могли защитить свои инвестиции в
валютные бумаги от рисков, связанных
с изменениями курса.
Для решения проблем профессионализма
менеджмента в управлении инвестиционным
портфелем и анализе современных
финансовых инструментов необходимо использование
актуальной оценки, нашедшей широкое
применение в мировой практике страхования
и пенсионного обеспечения.
В зарубежной практике при организации
пенсионного фонда, его управлении
необходимо стремиться сбалансировать
суммы взносов с учетом накопительных
средств с ожидаемыми выплатами
пенсий и операционными расходами
фонда. Для того, что бы знать, способен
ли пенсионный фонд отвечать перед
получателями по своим обязательствам,
в развитых странах периодически
проводят актуальное оценивание. В
этих странах актуарное обслуживание
пенсионных фондов выделилось в самостоятельный
вид деятельности и осуществляется
высококвалифицированными специалистами
- актуариями. Российское пенсионное законодательство
определяет необходимость актуарного
оценивания принятых фондом обязательств
перед участниками, порядка формирования
пенсионных ресурсов и актуарное
оценивание инвестиционной политики фондов
и управляющих, а также предусматривает
методику осуществления актуарных
расчетов. Фонды обязаны ежегодно
по итогам финансового года проводить
актуарное оценивание результатов
деятельности по негосударственному пенсионному
обеспечению.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию
с актуарным оцениванием в
Казахстане.
Несмотря на то, что актуарий является
неотъемлемой частью пенсионной системы
в зарубежной практике, в нормативно
- правовых актах, регулирующих деятельность
казахстанских накопительных пенсионных
фондов, отсутствует требование об
обязательной актуарной оценке способности
пенсионных фондов отвечать по своим
обязательствам. Для сравнения, в
законе Республики Казахстан "О негосударственных
добровольных пенсионных фондах" от
3 июня 1996 года в статье 27 было отмечено,
что финансовый отчет должен быть
заверен актуарием, подтверждающим
достаточность собственных средств
фонда для страхования гарантий
по выполнению обязательств фонда перед
получателями. Рассмотренные нами ранее
проблемы, доказывают необходимость
включения актуарных расчетов в
Правила негосударственных накопительных
пенсионных фондов. Для данного процесса
необходима законодательная база, регулирующая
деятельность актуариев. Это придаст
новый импульс в развитии и
укреплении накопительной пенсионной
системы.