Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, научная работа

Описание работы

Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).

Файлы: 1 файл

моя научная.docx

— 246.81 Кб (Скачать файл)

Второй уровень - обязательно  индивидуальный. В накопительной  системе пенсионного обеспечения  каждый гражданин формирует индивидуальные пенсионные накопления за счет перечисления пенсионных взносов, удерживаемых в  обязательном порядке в размере 10 % от дохода, подлежащего выплате в виде оплаты труда. Соответственно, пенсионные выплаты граждан, достигших пенсионного возраста, будет формироваться за счет накопленных средств, которые являются собственностью вкладчиков.

Третий уровень - добровольно  индивидуальный. В соответствии с  Законом  «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан» введено  понятие добровольных пенсионных взносов  и добровольных профессиональных пенсионных взносов, за счет которых может формироваться  дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов работающих и работодателей.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Казахстан  на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" было сказано: «С этого года мы начинаем реализацию трехлетней программы углубления социальных реформ, направленную на формирование трехуровневой системы социального  обеспечения, идеология которой  проста. Во-первых, это базовые социальные выплаты, гарантированные государством. Во-вторых, обязательное социальное страхование. И, наконец, добровольные накопления граждан, которые в будущем будут превращены в социальные платежи. Эти три  источника создадут необходимые  условия для достойного обеспечения  старости наших граждан…» (2005 г.).

Трехуровневая структура  системы пенсионного обеспечения  является гарантией сохранности  пенсионных накоплений.

В ходе проведения пенсионной реформы появились новые участники  системы пенсионного обеспечения  – это накопительные пенсионные фонды (НПФ); организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными  активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.

Схема взаимодействия этих субъектов при обеспечении накопительной  пенсией будущих пенсионеров  представлена на рисунке 2.

Накопительные пенсионные фонды подразделяются на открытые и  корпоративные. Отличительной особенностью первых является прием обязательных  и  добровольных  пенсионных взносов  от вкладчика независимо от места  работы и жительства получателя. Согласно Закону «О пенсионном обеспечении в  РК» учредителями и акционерами  открытого накопительного пенсионного  фонда могут быть юридические  и физические лица – резиденты  Республики Казахстан, нерезиденты, имеющие  определенный рейтинг одного из рейтинговых  агентств, прямо или косвенно владеющие  не более чем 25 процентами акций. На 1 января 2010 года функционировало 14 накопительных  пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке  уменьшилось до 13.

 



 







 


 

 










 

 

  Рисунок 2 - Взаимодействие  участников накопительной пенсионной

системы Республики Казахстан 

 

  Примечание - Разработан  автором

 

Участниками накопительной  пенсионной системы на 1 января 2010 года являются более 7,8 млн. человек, а их пенсионные накопления составляют 1,9 трлн. тенге (12,7 млрд. долларов США), а на 1 ноября 2010 года наблюдается рост по обоим показателям соответственно – 7,9 млн. человек и 2,2 трлн. тенге  (рисунок 3).

 

 

  Рисунок 3 – Динамика  роста участников накопительной  пенсионной

системы и пенсионных накоплений за 1999 - 2009 годы

 

Примечание - Разработан автором

 

Развитие накопительных  пенсионных фондов в Республике Казахстан  стало возможным в результате  реформирования  системы  пенсионного  обеспечения. В

этой связи эволюционные процессы НПФ происходили на фоне развития самой накопительной пенсионной системы, которые условно можно  разделить на 4 этапа.

Первый   этап   (1998-2001 годы)  можно  назвать   периодом   формирования накопительной  пенсионной системы и ее институтов.

Второй этап (2002-2004 годы) - период становления и развития был нацелен на решение задач  по сохранности пенсионных накоплений и развития добровольных пенсионных схем.

Третий этап (2005-2007 годы) можно назвать самым динамичным в развитии НПФ и НПС, поскольку  к концу 2007 г. они достигли своего десятилетнего рубежа, итоги которого представлены в достаточно значимых цифровых показателях.

Четвертый этап (2008г. - настоящее  время) - период дестабилизации экономической  ситуации в стране в условиях негативного  влияния мирового финансового кризиса.

В настоящее время пенсионные фонды являются одним из основных инвесторов на фондовом рынке, что подчеркивается среднемесячным увеличением пенсионных активов.

В макроэкономическом плане, исходя из постулата, что пенсионный сектор взаимосвязан с общим состоянием национальной экономики, представляется вполне логичным рассмотреть его  показатели относительно ВВП страны (таблица 3).

 

Таблица 3 - Динамика относительных  показателей, характеризующих роль пенсионного сектора в экономике

 

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

ВВП млрд. тенге (по данным Агентства  по статистике)

 

5870,1

 

7453,0

 

10139,5

 

12849,8

 

16052,9

Отношение пенсионных накоплений к ВВП (в %)

 

11,0

 

12,2

 

11,9

 

11,0

 

11,6

Отношение пенсионных взносов к ВВП (в %)

 

8,7

 

9,2

 

9,0

 

9,2

 

9,3

Отношение «чистого»

инвестиционного дохода к ВВП (в %)

 

2,6

 

3,4

 

3,3

 

2,3

 

3,0

Отношение совокупного капитала фондов к ВВП (в %)

 

0,2

 

0,3

 

0,3

 

0,4

 

0,5

           Примечание - Составлена автором


 

 Так, например, на 01.01.2010 года отношение пенсионных накоплений  к ВВП составило 11,6 %, что больше на 0,6 % по сравнению с 1.01.2006 года.

Темпы роста количества вкладчиков по обязательным, добровольным и добровольным профессиональным пенсионным взносам в сравнении с соответствующим  периодом прошлых лет представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Показатели количества вкладчиков по обязательным,                     добровольным и добровольным профессиональным пенсионным                   взносам за 2004 - 2009 годы 

                                                                                               на конец периода

 

Годы

Количество вкладчиков по обязательным пенсионным взносам

Количество вкладчиков по добровольным пенсионным взносам

Количество вкладчиков по добровольным профессиональным

пенсионным взносам

кол-во человек

темп прироста

(в %)

кол-во человек

темп прироста

(в %)

кол-во человек

темп прироста

(в %)

2004

6 974 437

13,1

30 157

10,2

2 764

19,2

2005

7 613 369

9,2

32 336

7,2

3 297

19,2

2006

8 537 712

12,1

32 978

2,0

3 752

13,8

2007

9 223 712

8,0

40 904

24,0

3 848

2,6

2008

9 613 112

4,2

41 499

1,5

4 030

4,7

2009

7 732 128

-19,6

41 682

0,4

4 076

1,1

Примечание – Составлена автором


Как видно из таблицы 4, максимальный рост количества вкладчиков по обязательным пенсионным взносам  наблюдается в 2004 году (13,1 %), а наименьший – в 2009 году (-19,6 %).

В  2008 году  в  результате  обесценения ряда финансовых инструментов уровень доходности пенсионных активов  казахстанских НПФ существенно  снизился. В условиях высокой напряженности на фондовых рынках особо обострилась проблема дефицита финансовых инструментов, что создает угрозу финансовой устойчивости НПФ.

По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении накопительных пенсионных фондов и ООИУПА составил 1860,5 млрд. тенге, увеличившись за 2009 год на 440,0 млрд. тенге или на 31,0 %.

Следует отметить, что  в период с 2004 по 2009 годы наблюдается  неравномерная динамика темпов роста  пенсионных накоплений, о чем свидетельствует  таблица 5.

 

Таблица 5 - Темпы роста  пенсионных взносов и пенсионных накоплений            вкладчиков накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан за 2004-2009 годы

 

Наименование показателя

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Сумма пенсионных взносов

(в млрд. тенге)

 

380,1

 

512,4

 

683,9

 

912,1

 

1 184,7

 

1488,8

- прирост (в млрд. тенге)

128,3

132,3

171,5

228,2

272,6

304,1

- темп прироста пенсионных  взносов (в %)

 

50,9

 

34,8

 

33,4

 

33,3

 

29,9

 

25,7

Сумма пенсионных накоплений

(в млрд.тенге)

484,0

648,6

909,7

1208,1

1420,5

1860,5

- прирост (в млрд. тенге)

115,7

164,6

261,1

298,4

212,4

440,0

- темп прироста пенсионных  накоплений (в %)

 

31,4

 

34,0

 

40,3

 

32,8

 

17,6

 

31,0

Примечание - Составлена автором  по данным АФН

 

 

Впервые с начала функционирования НПС Казахстана в 2008 году зафиксировано  самое резкое снижение темпов их роста (17,6 %), что вызвано существенным сокращением инвестиционного дохода НПФ, связанным с нестабильностью на мировых финансовых рынках. Среднемесячное увеличение пенсионных активов за период с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года составило 36,7 млрд. тенге. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам (К2) за последние 60 месяцев на 1 ноября 2010 года составил 41,67%, но накопленный уровень инфляции намного превышает значение К2 и за аналогичный период  составил 61,31%. Таким образом, в реальном выражении, то есть за вычетом инфляции доходность по пенсионным накоплениям сложилась отрицательной.

Правительством Республики Казахстан определены основные задачи в системе пенсионного обеспечения, которые заключаются в реализации государственной политики в области  накопительной пенсионной системы, обеспечении устойчивой деятельности накопительных пенсионных фондов в  целях сохранности пенсионных накоплений населения, защите интересов вкладчиков (получателей) накопительных пенсионных фондов.

Казахстанским законодательством  установлено, что государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.

Внесенные изменения и  дополнения в казахстанское пенсионное  законодательство были разработаны  с учетом практических результатов  пенсионной реформы и направлены на обеспечение гарантий финансовой устойчивости накопительных пенсионных фондов, сохранности пенсионных накоплений вкладчиков. В этих целях мерой  государственного регулирования НПФ  является лицензирование деятельности субъектов пенсионной системы (накопительные  пенсионные фонды, ООИУПА, банки-кастодианы).

По состоянию на 1 января 2010 года лицензии на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат имеют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют 75 филиалов и 48 представительств в регионах республики. Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами имеют 14 юридических лиц, из них 10 фондов имеют лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами: АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», АО «Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана», АО «Накопительный пенсионный фонд «БТА Казахстан», АО «НПФ «Капитал», АО «Накопительный пенсионный фонд «Казахмыс», АО «Открытый накопительный пенсионный фонд «Отан», АО «Евразийский накопительный пенсионный фонд», АО «Открытый накопительный пенсионный  фонд «АМАНАТ КАЗАХСТАН», АО «Накопительный пенсионный фонд «НефтеГаз-ДЕМ» и АО «Накопительный пенсионный фонд «РЕСПУБЛИКА».

Информация о работе Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан