Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, научная работа

Описание работы

Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).

Файлы: 1 файл

моя научная.docx

— 246.81 Кб (Скачать файл)

Все вышеперечисленные причины  обусловили смещение инвестиционных приоритетов  НПФ в сторону более консервативных. У такого вынужденного умеренно-консервативного  подхода к инвестированию существуют как положительные, так и отрицательные  стороны. Положительным моментом является то, что значительная часть пенсионных активов находится в виде надежных инструментов, слабо подверженных ценовым  колебаниям на фондовом рынке. Негативной же стороной является низкая доходность ГЦБ и ограничивающий эффект на ликвидность  НПФ.

Количество активов, находящихся  на депозитах банков второго уровня, в течение года менялось то в сторону  увеличения, то в сторону уменьшения. На 1 ноября 2009 года доля вкладов банков составляла 11,82 %, уменьшившись таким  образом с начала года на 2,98 %. В  пределах 4-6 % составляет доля активов, инвестированных в государственные  бумаги иностранных эмитентов, аффинированное золото и производные ценные бумаги.

Таким образом, большая часть пенсионных активов продолжала находиться в  высокорискованных инструментах - акциях, пусть хоть и "голубых фишек". Это бумаги таких иностранных  компаний, как Газпром, Сбербанк России, Лукойл, JP Morgan, и местных - КазМунайГаз, Казахтелеком, Казакоммерцбанк, БТА  Банк и другие. Известно, что бумаги этих компаний упали в 5-6 раз, потянув  за собой доходность пенсионщиков.

Правительством в рамках антикризисной  программы был разработан четкий перечень инвестиционных проектов, для  финансирования которых НПФ будут  предложены инфраструктурные облигации. Контроль за использованием денег будет  осуществлять правительство и фонд "СамрукКазына".

Помимо участия в государственных  проектах был предпринят еще ряд  антикризисных мер для НПФ. В  частности, в мае и августе 2009 года в правила инвестирования были внесены поправки, ужесточающие инвестиционные возможности НПФ. Так, инфраструктурные облигации были исключены из перечня  ликвидных активов из-за того, что  данный финансовый инструмент имеет  высокий уровень риска. В связи  с этим также был пересмотрен  коэффициент кредитного риска по данным финансовым инструментам и повышен  с 20 % до 100 %. Скорее всего, эта мера была связана с печальным опытом пенсионных фондов, купивших облигации "Досжан Темиржолы" и "БатысТранзит", по которым был объявлен дефолт.

Также из списка безрисковых инструментов были исключены операции Репо в связи  с тем, что при осуществлении  операций покупки ценных бумаг фондом на рынке автоматического Репо на условиях их обратной продажи существует вероятность того, что контрагент может оказаться неплатежеспособен. Повысили и коэффициент кредитного риска по данным финансовым инструментам - с 20 % до 100 %.

Кроме того, были введены ограничения  на следующие виды финансовых инструментов, доля которых не должна превышать  в портфеле 5 % (раньше ограничений  не было): безрейтинговые корпоративные  облигации, паи интервальных паевых фондов, а также производные инструменты: фьючерсы, опционы, свопы, форварды, базовым  активом которых являются финансовые инструменты, имеющие рейтинговую  оценку ниже "ВВ-" по международной  шкале агентства "Standard & Poor's" или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых  агентств.

Таким образом, все эти ужесточения  направлены, во-первых, на то, чтобы  фонды стали избавляться от корпоративных  облигаций и не приобретать их в будущем, во-вторых, не открывать  депозиты в банках второго уровня (поскольку они по закону относятся  к высокорискованным инструментам), в-третьих, не поддерживать государственные  программы через инфраструктурные облигации и не участвовать в  операциях репо.

Пенсионные фонды выдвинули  свои предложения по срочным антикризисным  мерам. Например, звучала идея о том, чтобы фонд "СамрукКазына" выкупил  у пенсионных фондов сроком на год 15-20 % акций, находящихся в портфелях  НПФ, по курсу их котировок на биржах на 1 июля 2009 года, и передал их в  Фонд стрессовых активов. После того, как фондовые рынки стабилизируются  и акции достигнут уровня их стоимости  на 1 июля 2009 года, НПФ выкупят эти  активы по цене продажи или по рыночной цене на момент выкупа.

На объем выкупленных акций  из портфелей НПФ Фонд национального  благосостояния "СамрукКазына" может  выпустить облигации для размещения среди НПФ, то есть таким образом  можно произвести замещение убыточных  активов НПФ на инструменты, которые  на этот период будут приносить пусть  небольшой, но гарантированный доход  по пенсионным накоплениям вкладчиков НПФ.

В ближайшее время не ожидается  кардинальных изменений в инвестиционной деятельности пенсионных фондов, однако консервативные акценты могут усилиться. Причина - недавно принятое постановление  АФН об ограничении инвестирования пенсионных активов в бумаги иностранных  эмитентов. С 1 января 2011 года инвестировать  в иностранные ценные бумаги можно  будет менее 40 % пенсионных и собственных  активов, а в бумаги с рейтингом  ниже "АА-" - менее 10 %. Первая часть  этого ограничения не сильно отразится  на деятельности НПФ, так как на данный момент доля иностранных бумаг не составляет даже 30 % в портфеле любого фонда. Что касается ограничений  инвестирования с учетом рейтинга эмитента, то эта мера может иметь некоторые  негативные последствия, и участниками  пенсионного рынка она была воспринята неоднозначно. Во-первых, для соблюдения этого ограничения некоторым  фондам придется сократить свои существующие инвестиции, что может ограничить потенциал роста их доходности. Во-вторых, это лишает НПФ возможности расширить  круг инвестиций в целях диверсификации своего портфеля. А если высокие  риски инвестирования в бумаги казахстанских  эмитентов сохранятся, то по исчерпании 10-процентного лимита вложений в  иностранные бумаги с рейтингом  ниже "АА-" НПФ от безысходности  опять будут инвестировать средства в ГЦБ РК, так как доходность высокорейтинговых инструментов, номинированных в иностранной валюте, с учетом ожидаемой ревальвации будет, скорее всего, ниже, чем по казахстанским  ГЦБ. Получается, что АФН своим  стремлением минимизировать риски  НПФ может ограничить их свободу  действий и потенциал роста доходности.

В то же время инвестиционный портфель НПФ может скоро пополниться  инфраструктурными облигациями. Как  недавно прозвучало в заявлении  бывшего министра экономики Бахыта Султанова, средства НПФ будут привлекаться на инфраструктурные проекты под  госгарантии и субсидированные  ставки. После дефолта "Досжан темир  жолы" НПФ имеют печальный опыт инвестирования в инфраструктурные облигации, но при наличии гарантий эти инструменты выглядят для  институциональных инвесторов вполне привлекательными, так как обеспечивают их длинными надежными инструментами, дефицит которых на рынке довольно ощутим.

Пенсионными активами могут управлять  как сами фонды, так и управляющие  компании. Например, фондом "Грантум" управляет компания "GRANTUM Asset Management" - обе компании являются дочерними  организациями Казкоммерцбанка, управляющая  компания "Жетысу" инвестирует  активы НПФ "УларУмит" и "Коргау" и т.д.

В целях стимулирования ООИУПА и  НПФ, самостоятельно управляющих пенсионными  активами, приобретать долгосрочные ценные бумаги, Агентством принято  постановление от 26 марта 2005 года № 109 "Об утверждении Правил оценки финансовых инструментов, находящихся  в инвестиционных портфелях накопительных  пенсионных фондов", которое предусматривает  изменение методики учета финансовых инструментов и признания доходов  по ним в портфеле пенсионных активов  НПФ.

Постановлением Правления Агентства  от 26.11.05 г. № 408 в новой редакции утверждены Правила осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными  активами. Данные правила предусматривают  установление порядка, согласно которому происходит осуществление операций хеджирования по финансовым инструментам, в которые разрешено осуществлять инвестирование пенсионных активов, перечень и предел использования инструментов хеджирования. Также этими Правилами  предусмотрено расширение перечня  финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов, снижены лимиты по ГЦБ. Кроме того, в отношении  рейтинговых оценок иностранных  негосударственных ценных бумаг  предусмотрено, что за счет пенсионных активов могут быть приобретены  акции, эмитент которых имеет  рейтинг. В отношении рейтинговых  оценок паев инвестиционных фондов установлены  пороговые значения рейтинговой  оценки, по соответствующим рейтинговым  шкалам агентства Standard & Poor's (не ниже "BBBm", либо "BBBf").

Постановлением Правления Агентства  от 26.11.05 г. № 416 внесены изменения  и дополнения в постановление  Правления Национального Банка  Республики Казахстан от 21.04.03 г. № 138 "Об утверждении типовых договоров  о пенсионном обеспечении за счет обязательных, добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносов  и определения объема информации об акционерах накопительного пенсионного  фонда, организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, и  банка-кастодиана", направленные на расширение формата обязательной ежегодной  информации НПФ о ежемесячных  инвестиционных доходах (убытках), ежемесячных  взносах и суммах комиссионного  вознаграждения.

Постановлениями Правления Агентства  № 412 и № 413 от 26 ноября 2005 года разработанными во исполнение пункта 4 статьи 31 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении" от 20 июня 1997 года № 136-I, которые вступают в действие с 1 января 2006 года, внесены поправки в Правила  о пруденциальных нормативах для  накопительных пенсионных фондов, направленные на установление порядка возмещения отрицательной разницы в случае, когда показатель номинальной доходности накопительного пенсионного фонда  по пенсионным активам на конец календарного года составляет величину, меньшую  установленного минимального значения доходности, а также срок зачисления и порядок расчета суммы денег, которая должна быть зачислена ООИУПА на расчетный счет накопительного пенсионного  фонда при возмещении данной отрицательной  разницы.

В целях установления условий и  порядка выдачи лицензии, а также  требований к созданию и обеспечению  безопасности функционирования автоматизированной информационной системы накопительных  пенсионных фондов, формирования системы  управления рисками, должны быть разработаны  Правила лицензирования деятельности по привлечению пенсионных взносов  и осуществлению пенсионных выплат, а так же разделение критериев  требований к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля на базовые и дополнительные.

Весь прошлый период Ассоциация пенсионных фондов регулярно требовала  скорейшего принятия Закона "О секъюритизации", который, как надеялись финансисты, должен был решить все проблемы накопительных  пенсионных фондов. Минувшей осенью этот закон был принят. Как оказалось, он ничего не меняет. Для того, чтобы  закон заработал, нужны нормативные  документы, которых в настоящее  время просто нет. Не регламентированы ни создание компании по управлению выделенными  активами, ни операции с бумагами такой  компании Один из инициаторов его  принятия считает, что для регистрации  специальных компаний с выделенными  активами (SPV) требуется специальная  экономическая зона, своего рода "оффшор" внутри республики, где их учредители могли бы получить налоговые и  другие льготы. Такой площадкой, по мнению некоторых финансистов, должен был стать Региональный финансовый центр в Алматы. Однако в процессе обсуждения концепции РФЦА контролирующие органы выступили против предоставления льгот эмитентам. В итоге идея финансового центра свелась к  созданию торговой площадки, где будут  торговаться бумаги, уже выпущенные на других биржах [24, c 64-66].

По мнению экспертов такая схема  будет нежизнеспособной. Кроме того, АФН должно дать разрешение пенсионным фондам покупать эти ценные бумаги. Должны быть внесены изменения в  список разрешенных к инвестированию инструментов, с точно обозначенной нормой инвестирования.

Существуют также проблемы с  двойным налогообложением эмитентов  в Казахстане, которое делает выход  на фондовый рынок слишком дорогим. Поэтому казахстанские эмитенты, в том числе и компании, созданные  по схеме секъюритизации активов, могут  просто не прийти на эту площадку.

С целью дальнейшего усовершенствования государственного регулирования деятельности накопительной пенсионной системы  в феврале 2006 года Правлением Агентства  приняты постановления: "Об утверждении  Правил выдачи, отзыва согласия на приобретение статуса крупного участника открытого  накопительного пенсионного фонда", "Об утверждении Правил применения принудительных мер к крупному участнику  открытого накопительного пенсионного  фонда", "Об утверждении Правил выдачи накопительному пенсионному  фонду разрешения на создание или  приобретение дочерней организации, а  также разрешения на значительное участие  в уставном капитале юридических".

Практически с первого дня пенсионной реформы одной из основных проблем  стал хронический дефицит сверхнадежных  и высоко ликвидных финансовых инструментов.

Для пенсионных фондов входящих в  первую пятерку финансовых институтов, по величине активов это проблема стоит особенно остро. В том, что  около двух миллиардов долларов активов, накопительных пенсионными фондами, лежат без движения, причина - неразвитость ценных бумаг. Прежде всего, следует  отметить отсутствие на рынке облигаций  с длинными сроками погашения, что  не позволяет управляющим осуществлять ряд стратегий управления активами пенсионных фондов.

В течение нескольких лет неуклонно  уменьшается доля сектора государственных  ценных бумаг. Так, если в 1999 году сектор ГЦБ находился на второй месте  после валютного сегмента, и его  доля равнялась 36,5 %, то по итогам одиннадцати  месяцев 2009 года он занимает четвертое  место в структуре биржевых сделок.

Доля операций в структуре биржевого  рынка составляет 6,4 % (или 1,8 млрд. долларов). Столь заметное снижение показателя объясняется тем, что стабильное поступление налогов от сырьевых компаний позволило в последние  годы исполнять государственный  бюджет с профицитом, что, в свою очередь, снижало стимулы государство  осуществлять заимствование на внутреннем рынке.

Недостаток финансовых инструментов - прямая забота государства. В этом направлении уже делаются некоторые  шаги. Готовится нормативно правовая база для эмиссии новых долгосрочных бумаг со сроком погашения от 15 до 20 лет без возможности досрочного погашения. Кроме того, их доходность будет привязана к инфляции.

Информация о работе Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан