Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, научная работа
Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).
На настоящий момент наиболее актуальной является задача инвестирования пенсионных активов, капитализация НПФ. Сегодня развитие пенсионного сектора зависит от достаточного количества доходных финансовых инструментов, покрывающих уровень инфляции.
Поэтому финансовая политика государства строится на увеличении реального содержания пенсионных накоплений и достижений макроэкономической стабилизации в стране. Пенсионные резервы позволяют обеспечить прирост производства товаров и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни самих пенсионеров.
Ведется разработка новых
подходов в управлении пенсионными
активами. Уделяется большое внимание
обеспечению достаточным
В перспективе развитие национального
фондового рынка будет связано
с дальнейшим формированием инфраструктуры
регионального финансового
В конце 2006 года Агентством по
финансовому надзору был
Эти правила направлены на снижение рисков инвестирования пенсионных фондов. Это важно, так как речь идет в первую очередь о деньгах вкладчиков.
В перспективе в рамках
реализации государственных программ,
включая программу по созданию «электронного»
правительства, ожидается законодательное
развитие работы по переходу к предоставлению
доступных электронных
Подводя итоги прошедшего
периода реформирования пенсионной
системы, можно утверждать, что пенсионная
система оказывает все большее
позитивное влияние на социальную сферу,
а также играет значительную роль
в функционировании экономики республики.
В настоящее время
2.1 Пенсионные реформы В
Пенсионная реформа в Республике Казахстан.
Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» вступил в действие 1 января 1998 года. В обществе отношение к нему было неоднозначное. С одной стороны, рыночники - приветствовали введение нового Закона, с другой стороны постепенная передача важнейшей социальной функции в частные руки, в бывшей коммунистической стране, породило непримиримых противников. Действительно, впервые в странах бывшего СССР и восточного блока, в девятой по площади территории страны в мире, и в самой большой стране Центральной Азии произошел переход от старой солидарной к новой обязательной системе пенсионного обеспечения. С 1 января 1998 года все официально работающие граждане Казахстана стали отчислять 10% от доходов в накопительные пенсионные фонды, получив также возможность осуществлять добровольные пенсионные взносы.
Каковы же основные особенности пенсионной реформы в Казахстане?
1.
Произошло поэтапное
4.
В соответствии с новым
пенсионным законом был
создан государственный
а). Открытые Пенсионные Фонды - вкладчиком открытого пенсионного фонда может стать любой гражданин Казахстана. Размер минимального уставного капитала равен 180 миллионов тенге (на 1 апреля 2000 это составляет примерно 1,35 миллиона долларов США).
б). Корпоративные Пенсионные Фонды – вкладчиком этого фонда могут быть только работники предприятий - учредителей фонда. Минимальный уставный капитал -50 миллионов тенге или 350 тысяч $ США
Это показатели нового размера
уставного капитала, который
был увеличен на 100% для открытых
и на 150% для корпоративных
пенсионных фондов. Сформировать
новый уставный капитал
5. Пенсионные фонды не могут сами инвестировать пенсионные активы. Они передают это право компаниям по управлению пенсионными активами (КУПА), юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, созданным в форме закрытых акционерных обществ. Уставный капитал компании по управлению пенсионными активами составляет 150 миллионов тенге (около 1,1 миллиона долларов США).
Компании по управлению пенсионными активами могут инвестировать пенсионные активы в следующие инвестиционные инструменты:
1. Государственные ценные бумаги -не менее 50 %
2. Муниципальные ценные бумаги -не более 5 %
3. Ценные бумаги, выпущенные международными банками -не более 10 %
4. Корпоративные акции -не более 30 %
5. Корпоративные облигации -не более 5 %
6. Банковские депозиты -не более 10 %
7. Иностранные корпоративные ценные бумаги - не более 5 %
Доходы пенсионных фондов
Пенсионные активы Накопительных Пенсионных Фондов хранятся в банках – кастодианах, в соответствии с кастодиальным договором в режиме кастодиального счета. Кастодиан может обслуживать несколько пенсионных фондов. Пенсионный фонд, компания по управлению пенсионными активами и банк кастодиан заключают между собой тройственный договор. Уже имеются факты, когда именно пенсионные фонды меняли себе партнеров по тройственному договору.
На конец марта мы имеем следующую картину.
Число накопительных пенсионных фондов – 16, из них 1 – государственный (Государственный Накопительный Пенсионный Фонд).
7
компаний по управлению
9
банков имеют кастодиальную
Суммарные пенсионные активы всех фондов составляют более 70 миллиардов тенге (это немного более 500 миллионов долларов США), следует признать, что 50, 2 % - пенсионные активы государственного пенсионного фонда и это одна из наших проблем. Количество вкладчиков всех пенсионных фондов составляет около 3 100 000 человек (это около 50 % работоспособного населения страны), из них 56 % - вкладчики государственного фонда, по добровольным пенсионным взносам открыто около 11000 индивидуальных пенсионных счетов. Инвестировано активов на сумму 57 миллиардов тенге (немного более 400 000 долларов), из них около 94 % в государственные ценные бумаги (из которых 80% размещены в евробонды) и это тоже серьезная проблема пенсионной системы Казахстана. Оставшиеся 6,4 % разделены следующим образом:
2,2 % - корпоративные акции и облигации,
2,3 % - банковские депозиты,
0,5 % - муниципальные ценные бумаги,
0,4 % - акции иностранных эмитентов.
Пенсионные фонды осуществляют пенсионные выплаты, но пока это небольшие суммы и составляют всего несколько десятков миллионов долларов.
Ассоциация
пенсионных фондов была создана в
конце 1997 года перед началом пенсионной
реформы. Сегодня Ассоциация ПФ
является полноправным участником
пенсионной системы Казахстана, в
нее входит 11 из 15 негосударственных
пенсионных фондов, 3 из 7 компаний по управлению
пенсионными активами. Главной
задачей Ассоциации из всех стоящих
перед ней является защита, лоббирование
и продвижение интересов
Большое значение в своей работе
мы уделяем налаживанию связей с
зарубежными организациями, изучению
зарубежного опыта. К сожалению,
в этом вопросе мы испытываем
серьезный дефицит. Поэтому особенно
ценным для нас оказался визит
в Чили в 1996 году, где мы получили
много информации и реальную возможность
познакомиться с работой
Сегодня в новой
В то же время нас очень интересует опыт других стран, в которых функционируют пенсионные фонды и наша делегация, в которой также присутствует Президент пенсионного фонда «Казахмыс» – член Ассоциации пенсионных фондов, один из лидеров в нашей стране - господин Т. Абылканов, искренне благодарна господам Педро Короне – Президенту ФИАП и Мариано Рабадану – Президенту ИНВЕРКО и другим организаторам Ассамблеи, за предоставленную возможность общения с коллегами, изучения опыта других стран и установления перспективных контактов и знакомств.
2.2 Анализ современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан. Отличительной особенностью казахстанской пенсионной системы является характерная структура, состоящая из трех уровней:
Первый уровень - государственный. В соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», наряду с накопительной пенсионной системой, сохранилась и солидарная пенсионная система. Обязательные пенсионные взносы в солидарную пенсионную систему включены в единый социальный налог, удерживаемый у работодателей. Солидарная пенсионная система предусматривает пенсионное обеспечение состоявшихся пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998 года составил не менее шести месяцев.