Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, научная работа

Описание работы

Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).

Файлы: 1 файл

моя научная.docx

— 246.81 Кб (Скачать файл)

На настоящий момент наиболее актуальной является задача инвестирования пенсионных активов, капитализация  НПФ. Сегодня развитие пенсионного  сектора зависит от достаточного количества доходных финансовых инструментов, покрывающих уровень инфляции.

Поэтому финансовая политика государства строится на увеличении реального содержания пенсионных накоплений и достижений макроэкономической стабилизации в стране. Пенсионные резервы позволяют  обеспечить прирост производства товаров  и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и  услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни  самих пенсионеров.

Ведется разработка новых  подходов в управлении пенсионными  активами. Уделяется большое внимание обеспечению достаточным количеством  доходных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, ассортимент  которых сможет удовлетворить спрос.

В перспективе развитие национального  фондового рынка будет связано  с дальнейшим формированием инфраструктуры регионального финансового центра Алматы, а через него и роли Казахстана в финансовой жизни Центральноазиатского региона. При этом фонды получат  возможность работать на торговой площадке этого регионального финансового  центра.

В конце 2006 года Агентством по финансовому надзору был представлен  новый подход регулирования пенсионных фондов. Наиболее актуальным вопросом для пенсионных фондов как институциональных  инвесторов стали новые правила  инвестирования пенсионных активов. С 1 января 2007 года инвестиционный портфель пенсионных фондов должен содержать 70% ценных бумаг наиболее успешных и  стабильных казахстанских компаний, котирующихся на международном рынке.

Эти правила направлены на снижение рисков инвестирования пенсионных фондов. Это важно, так как речь идет в первую очередь о деньгах  вкладчиков.

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное  развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая  отдаленные регионы, на основе электронной  карточки. В качестве одного из ее базовых  приложений планируется предусмотреть  электронные услуги по пенсионному  обеспечению граждан. Внедрение  электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам  с вкладчиками, так и упрощения  процедуры перевода накоплений между  фондами.

Подводя итоги прошедшего периода реформирования пенсионной системы, можно утверждать, что пенсионная система оказывает все большее  позитивное влияние на социальную сферу, а также играет значительную роль в функционировании экономики республики. В настоящее время казахстанская  модель пенсионного обеспечения  является лучшей на постсоветском пространстве. Важным аспектом новой пенсионной системы  можно также отметить прозрачность финансовой деятельности пенсионных фондов. В целом пенсионная реформа, проведенная  в республике, явилась важным шагом  на пути создания рыночной модели пенсионной системы, повышения благосостояния казахстанцев в соответствии с социально  ориентированной политикой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Пенсионные реформы В Республике  Казахстан

Пенсионная   реформа  в  Республике   Казахстан.

 

Закон  Республики  Казахстан      «О  пенсионном  обеспечении  в  Республике  Казахстан»  вступил  в  действие  1  января  1998 года.  В  обществе  отношение  к  нему  было  неоднозначное.  С  одной  стороны, рыночники - приветствовали  введение  нового  Закона, с другой  стороны  постепенная  передача  важнейшей  социальной  функции  в  частные  руки,  в  бывшей  коммунистической  стране,  породило  непримиримых  противников. Действительно, впервые в странах  бывшего  СССР  и  восточного  блока, в  девятой по  площади  территории  страны  в  мире,  и   в  самой  большой  стране  Центральной  Азии  произошел  переход  от  старой  солидарной    к  новой  обязательной  системе  пенсионного  обеспечения.   С  1  января  1998 года  все  официально  работающие  граждане  Казахстана  стали  отчислять  10% от  доходов  в  накопительные  пенсионные  фонды, получив  также  возможность  осуществлять  добровольные  пенсионные  взносы.

Каковы  же  основные  особенности  пенсионной  реформы  в  Казахстане?

1.  Произошло  поэтапное  увеличение  возраста  выхода  на  пенсию. Если  в              постсоветском  Казахстане  до  1998 года  пенсионный  возраст   был  55 и 60 лет  у  женщин  и  мужчин   соответственно, то  с  1  января  1998 года  он  повысился  до  58 и 63  лет  соответственно  у  женщин  и  мужчин. Сегодня этот возраст   составляет  соответственно  57 и  62 года.       

  1. С 1 января были ликвидированы льготные пенсии, сохранявшиеся еще с советских времен.
  2. Все  граждане,  достигшие  пенсионного  возраста  до 1 января  1998  года, будут   получать пенсию  по  старым   условиям  из  солидарной  системы. Граждане,  которые  достигнут  пенсионного  возраста  после 1 января 1998 года, будут  получать  две  пенсии: одну  по  солидарной  системе,  но  не  в полном  размере, а  в  размере  пропорциональном  трудовому  стажу  на  дату  1  января  1998 года  и  вторую  из  накопительного  пенсионного  фонда  адекватную пенсионным накоплениям. Граждане, которые  начали трудовую деятельность после 1 января  1998 года полностью попадают под новый пенсионный  закон,  и  будут получать  пенсию  только  из  накопительных  пенсионных  фондов.

4.   В  соответствии  с  новым   пенсионным  законом  был   создан  государственный  накопительный  пенсионный фонд (ГНПФ) и разрешено  создание  негосударственных   накопительных  пенсионных  фондов. При этом  гражданин Казахстана  может  стать  вкладчиком  любого  пенсионного  фонда   по  своему  добровольному выбору  и  может менять  фонд, но  не более 2 раз в год. Негосударственные  пенсионные  фонды  создаются   в  виде  закрытых  акционерных   обществ  и  могут  быть  2  типов:

 

   а).  Открытые Пенсионные Фонды  -  вкладчиком  открытого  пенсионного  фонда  может  стать  любой   гражданин  Казахстана. Размер  минимального  уставного  капитала   равен   180 миллионов тенге  (на 1 апреля  2000 это  составляет  примерно  1,35  миллиона  долларов  США).

   б).  Корпоративные  Пенсионные  Фонды – вкладчиком   этого  фонда могут быть только  работники   предприятий - учредителей фонда.  Минимальный уставный капитал  -50 миллионов тенге или 350 тысяч  $ США 

         Это  показатели  нового  размера   уставного капитала, который   был увеличен на 100% для открытых  и  на  150% для  корпоративных   пенсионных  фондов. Сформировать  новый  уставный капитал необходимо  до 1 августа  2000  года.   

5.     Пенсионные  фонды   не  могут сами  инвестировать   пенсионные  активы. Они  передают  это  право  компаниям  по  управлению  пенсионными  активами (КУПА), юридическим лицам, профессиональным  участникам  рынка ценных  бумаг, созданным в форме закрытых акционерных обществ. Уставный капитал компании  по  управлению  пенсионными активами  составляет  150  миллионов тенге (около 1,1 миллиона  долларов США).  

Компании  по  управлению  пенсионными  активами  могут  инвестировать  пенсионные активы  в следующие  инвестиционные  инструменты:

  1. Государственные  ценные  бумаги -не менее  50 %

  2. Муниципальные  ценные  бумаги -не более    5 %

  3. Ценные бумаги, выпущенные международными  банками -не более   10 %   

   4. Корпоративные  акции  -не  более   30 %

    5. Корпоративные  облигации -не  более     5 %

    6. Банковские  депозиты  -не более   10 %

    7. Иностранные  корпоративные   ценные  бумаги  -  не более     5 %          

         Доходы пенсионных фондов формируются  за счет комиссионных  вознаграждений  за свою деятельность, но не  выше предельной величины, устанавливаемой  Комитетом по регулированию деятельности  накопительных  пенсионных фондов  Министерства труда и социальной  защиты населения  Республики  Казахстан. Комитет является новым,  специально созданным  государственным  органом для контроля и регулирования  накопительных  пенсионных  фондов. Размер  комиссионных  вознаграждений  пенсионных  фондов составляет 1% от пенсионных  взносов  и  10%  от  инвестиционного дохода. Из этих средств пенсионный  фонд   выплачивает  комиссионное  вознаграждение  компании  по  управлению  пенсионными  активами. Доход от инвестирования  собственных   средств  пенсионного  фонда   полностью  принадлежит   самому  фонду. 

Пенсионные  активы  Накопительных Пенсионных Фондов хранятся  в  банках – кастодианах, в соответствии с кастодиальным  договором в режиме  кастодиального счета. Кастодиан может обслуживать  несколько пенсионных  фондов. Пенсионный фонд, компания по управлению пенсионными  активами и  банк кастодиан заключают  между собой тройственный договор. Уже имеются  факты, когда именно пенсионные фонды меняли себе  партнеров  по  тройственному  договору.

 

На  конец марта мы  имеем  следующую  картину.

Число  накопительных пенсионных фондов – 16, из них 1 – государственный (Государственный  Накопительный Пенсионный Фонд).

7 компаний по управлению пенсионными  активами, при  этом  ГНПФ сам  управляет пенсионными активами.

9 банков имеют кастодиальную лицензию.

Суммарные пенсионные  активы всех фондов составляют более 70 миллиардов  тенге (это немного  более 500 миллионов долларов США), следует  признать,  что  50, 2 % - пенсионные  активы  государственного  пенсионного  фонда   и  это одна  из  наших  проблем. Количество вкладчиков всех пенсионных фондов составляет   около 3 100 000 человек (это около 50 % работоспособного  населения страны), из них 56 % - вкладчики  государственного фонда, по добровольным пенсионным  взносам открыто около 11000 индивидуальных  пенсионных  счетов. Инвестировано  активов  на  сумму  57 миллиардов тенге (немного  более 400 000 долларов), из них  около 94 %  в  государственные ценные бумаги (из которых 80% размещены в евробонды) и это тоже серьезная проблема пенсионной  системы  Казахстана. Оставшиеся 6,4 % разделены следующим  образом:

2,2 %    - корпоративные акции  и облигации,

2,3 %    - банковские  депозиты,

0,5 %    - муниципальные ценные  бумаги,

0,4 %    - акции иностранных   эмитентов.

Пенсионные  фонды осуществляют пенсионные выплаты, но пока это небольшие суммы и  составляют  всего  несколько  десятков миллионов  долларов.

Ассоциация  пенсионных фондов была создана  в  конце 1997 года перед началом  пенсионной  реформы.  Сегодня Ассоциация ПФ является  полноправным  участником пенсионной системы Казахстана, в  нее входит 11 из 15 негосударственных  пенсионных фондов, 3 из 7 компаний по управлению пенсионными активами.  Главной  задачей  Ассоциации  из всех стоящих  перед  ней  является  защита, лоббирование и продвижение интересов негосударственных  пенсионных фондов. Особенно это актуально  в  условиях  нестабильной  экономики  и несовершенной, часто  меняющейся  законодательной базы. Имеется  прецедент, когда  государство  хотело  законодательно  уменьшить  размер  комиссионного  вознаграждения, а именно отменить 1% комиссии от пенсионных взносов. Ассоциация пенсионных фондов выступила  по этому  вопросу в Парламенте  Казахстана  и  в средствах  массовой  информации.  К вопросу было привлечено  внимание всех  участников  пенсионной  системы,  и  в результате нам  удалось отстоять  свою точку  зрения  и  Парламент отклонил  предложение  Правительства.

Большое значение в своей  работе мы уделяем налаживанию связей с  зарубежными  организациями, изучению зарубежного  опыта. К  сожалению,  в этом  вопросе  мы  испытываем  серьезный  дефицит. Поэтому особенно  ценным  для нас  оказался визит  в Чили в 1996 году, где мы получили много информации и  реальную возможность  познакомиться с работой пенсионных фондов. Мы   благодарны  господину  Педро Короне,  Президенту   ФИАП за гостеприимство и  внимание, которое он  оказал  нашей  делегации  во время визита. В июне прошлого  года  Ассоциация  пенсионных фондов  Казахстана  инициировала, организовала  и  провела  в г. Алматы Первую Казахстанскую Международную конференцию  на  которой присутствовали гости  из 15 государств, в том числе из Чили, Перу, Сальвадора, США, Финляндии  и  8  государств  бывшего  СССР.

  Сегодня  в  новой  накопительной   пенсионной  системе  Казахстана  имеются   проблемы, которые необходимо  решать, и в то же время, можно  сказать, что пенсионная  реформа  в Казахстане  состоялась. У нас   появился  собственный  опыт   перехода  от  солидарной  системы   к  накопительной  пенсионной  системе,  и мы  готовы  пригласить  в  Казахстан заинтересованные  стороны и более подробно  рассказать  и показать работу наших пенсионных  фондов и Ассоциации  пенсионных  фондов  и  ответить  на  любые   вопросы.

В то же время нас очень интересует опыт других стран, в которых  функционируют  пенсионные фонды и наша делегация, в которой также  присутствует Президент пенсионного фонда  «Казахмыс» – член Ассоциации пенсионных  фондов, один  из  лидеров  в  нашей  стране - господин   Т. Абылканов,  искренне  благодарна  господам  Педро Короне – Президенту ФИАП   и   Мариано  Рабадану – Президенту  ИНВЕРКО и другим  организаторам  Ассамблеи, за предоставленную возможность  общения  с  коллегами, изучения опыта  других стран и установления перспективных  контактов и   знакомств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан. Отличительной особенностью казахстанской пенсионной системы является характерная структура, состоящая из трех уровней:

Первый уровень - государственный. В соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», наряду с накопительной  пенсионной системой, сохранилась и  солидарная пенсионная система. Обязательные пенсионные взносы в солидарную пенсионную систему включены в единый социальный налог, удерживаемый у работодателей. Солидарная пенсионная система предусматривает  пенсионное обеспечение состоявшихся пенсионеров и тех граждан, чей  трудовой стаж на 1 января 1998 года составил не менее шести  месяцев.

Информация о работе Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан