Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:32, научная работа

Описание работы

Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).

Файлы: 1 файл

моя научная.docx

— 246.81 Кб (Скачать файл)

Пенсионные фонды, осознав на примере 2005 года проблемы инвестиционной деятельности, должны были объединиться и по примеру  банковской системы создать свой собственный фонд страхования. Закон, предусматривающий создание такого фонда, был принят полтора года назад, но фонда нет.

Данный вопрос носит макроэкономический характер и решается на государственном  уровне.

В ближайшее время Правительство  должно принять меры, которые обеспечат  для инвесторов постоянное превышение дохода по ГЦБ над уровнем инфляции, что позволит сохранить и приумножить  пенсионные накопления населения, будет  приложен дополнительный инструментарий для инвестирования и расширены  квоты по ныне существующим. Есть положительное  понимание, что государственные  ценные бумаги будут выпускаться  независимо от дефицита или профицита  бюджета и по ним будет обеспечена положительная реальная доходность, превышающая уровень инфляции. Согласно поручению Президента РК, государственными органами планируется выпуск проектных  ценных бумаг, гарантированных государством.

Несмотря на трудные условия, один из главных итогов прошлого года - стабильность накопительной системы. Общая тенденция  падения доходности на финансовом рынке  отразилась на всех НПФ, но наиболее успешные НПФ и КУПА, управляющие их активами, оперативно ориентировались на рынке, используя принципы инвестиционной политики, основанной на сбалансированности риска и доходности.

Специалисты прогнозируют дальнейший рост пенсионных накоплений вкладчиков, как за счет пенсионных взносов, так  и инвестиционного дохода.

Новые инвестиционные стратегии, например, вложение пенсионных активов в акции, своевременная реструктуризация портфеля в связи с укреплением тенге, говорят о продвинутой инвестиционной политике и верных решениях в достижении главных задач пенсионной системы - сохранение и приумножение пенсионных накоплений вкладчиков и инвестирования национальной экономики. Успех пенсионной системы в Казахстане будет зависеть от решения вышеизложенных проблем, а также от сложного комплекса  факторов. Важнейшие из них - стабильность экономического развития и банковской системы, надежность инвестиционных механизмов, гарантирующий высокий уровень  ликвидности ценных бумаг.

 

3.1. Основные направления совершенствования накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики Республики Казахстан. Автор обосновывает необходимость стратегического планирования развития системы пенсионного обеспечения. Стратегическое планирование, исходя из прогнозируемых макроэкономических показателей и целей реформирования пенсионной системы,  позволило бы определить основные направления и долгосрочные ориентиры ее совершенствования и в течение нескольких десятилетий обеспечить ее стабильное функционирование и поступательный рост уровня пенсионного обеспечения.

При разработке стратегических подходов развития пенсионной системы  следует  исходить из неизбежности поиска путей защиты населения от тех социальных и финансовых рисков, с которыми оно столкнулось в  результате формирования рыночной экономики  и возникновения рынка труда. Инструментом защиты от таких социальных рисков способна стать только система  обязательного пенсионного страхования. Именно такая модель организации  пенсионного обеспечения в стране могла привести к снижению непосредственных финансовых расходов государства на социальную защиту населения.

Проведенный анализ позволил определить основные пути решения проблем  по совершенствованию накопительной  пенсионной системы в условиях модернизации экономики:

- разработка долгосрочной государственной программы развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан;

- активизация участия индивидов в формировании пенсионных накоплений и выборе направлений их инвестирования в негосударственных пенсионных фондах;

- с целью повышения коэффициента замещения введение тарифа для работодателя в пользу работников в размере пяти процентного обязательного пенсионного взноса от фонда оплаты труда на индивидуальный пенсионный счет вкладчика в пенсионном фонде (опыт ЮАР);

- взимание подоходного  налога с физических лиц не  с суммы пенсионных выплат  при достижении пенсионного возраста, а с общей суммы дохода работника,  до  удержании пенсионного взноса  с целью увеличения суммы пенсионных  накоплений;

- выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг с доходностью не ниже уровня инфляции;

- дальнейшее развитие  государственно-частного партнерства,  реализация   инфраструктурных  проектов по индустриально-инновационному  развитию, несырьевому сектору экономики,  нефтехимической промышленности, энергетики, сельского хозяйства, строительства  железных дорог путем выпуска  инфраструктурных облигаций под  гарантии Правительства;

- выпуск муниципальных  облигаций областными акиматами  под осуществление проектов по  строительству муниципального  жилья,  региональных автомобильных дорог  и др. проектов аналогично мировой  практике;

- при достаточности пенсионных накоплений предоставить возможность использования части пенсионных накоплений населению в качестве залога при получении кредита на проведение жизненнонеобходимых медицинских операций, для обучения детей в высшей школе (опыт Малайзии);

- развитие фондового  рынка Казахстана,  повышение  информированности населения и  эмитентов (юридических лиц) о  возможности получения дополнительных  финансовых источников путем  выпуска облигационных займов  под низкие проценты и более  долгие сроки, нежели краткосрочные  и дорогие банковские кредиты  с целью развития реального  сектора экономики, формирования  новых рабочих мест и уменьшения  безработицы;

- необходимо осуществлять выпуск облигационных займов обеспеченных залогом;

- расширение спектра  высоколиквидных финансовых инструментов  на Казахстанской фондовой бирже,  проведение первичного размещения  акций крупными акционерными  обществами внутри страны;

- создание комитета инвесторов по контролю за деятельностью эмитентов.

В условиях модернизации экономики необходимо обязать национальные компании разместить десятипроцентный пакет акций на фондовый рынок  Казахстана, рекомендовать компаниям  ввести штатных специалистов по ценным бумагам и выпуску эмиссии, информировать  эмитентов (юридических лиц) о способах функционирования пенсионной системы, финансовых инструментах  и возможности  получения дешевых и длинных  финансовых источников путем выпуска  акции и облигации под низкие процентные ставки не ниже уровня инфляции и более длительные сроки. Это  приведет к тому, что все акционерные  общества в стране смогут размещаться  на Казахстанской бирже.

Доступность долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов является важнейшим условием модернизации и диверсификации экономики. Система  государственного регулирования при  инвестировании пенсионных накоплений должна обеспечивать высокую эффективность  существующих механизмов перевода пенсионных сбережений в инвестиции и создание благоприятных условий для работы новых финансовых механизмов, что  приведет к соответствующему существенному  увеличению инвестиций и росту пенсий.

Прогнозирование будущих  пенсионных накоплений предполагает использование  многофакторной модели. При  разработке данной модели прогнозирования мы использовали концепцию, интегрирующую два подхода  к формированию пенсионных накоплений - жизненный цикл индивида и перераспределение  между поколениями (рисунок 5).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

Рисунок 5 - Динамика пенсионных накоплений  в течение

жизненного цикла индивида

 

Примечание - Разработан автором

 

При моделировании прогноза потенциальных пенсионных накоплений мы учитываем также вероятность  использования вкладчиком пенсионного  фонда и системы добровольных пенсионных отчислений.

Рекомендуемая модель учитывает  перераспределение части семейного  дохода в пользу индивида в период до начала им самостоятельной трудовой деятельности (Y0); получение индивидом в период его жизненного цикла наследства (B0); текущий доход от трудовой (предпринимательской) деятельности (YL); доход от финансовых активов (YA), вложенных в накопительные пенсионные фонды; наследство оставленное (Bt+1). Исходя из этих условий совокупное накопленное богатство индивида (Wt) определяется:

,

где

t  – возраст индивида;

tn – время начала трудовой деятельности индивида;

tp – время выхода индивида на пенсию;

td – время кончины индивида;

e  – экспонента;

r  – процентная ставка.

Уравнение предполагает, что увеличение пенсионных накоплений и дохода от инвестиционной деятельности пенсионных фондов, перечисляемый на счет вкладчика, в период жизненного цикла индивида происходит экспоненциально. Кроме того, допускается, что индивид  начинает формировать пенсионные  активы с началом трудовой деятельности.

Таким образом, особенности  формирования пенсионных накоплений в  Республике Казахстан, обусловленные  действием внешних и внутренних факторов в стране, позволят осуществить  поддержание достойного уровня жизни  не только пенсионеров нашего государства  с учетом их стажа и заработков, но и всего населения Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы пенсионных фондов  РК

 

 Проблема №1 (текущая): Мировой финансовый кризис и  его влияние на пенсионный  рынок Казахстана

Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008 года, проявились и на состоянии  отечественного пенсионного сектора. Вторая «волна» мирового финансового  кризиса, вызванная банкротством крупнейших мировых финансовых институтов и  спровоцировавшая усиление волатильности  на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое негативное влияние  в той или иной степени на состоянии  практически всех сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние  годы, а в некоторых случаях  даже снижение.

Портфели казахстанских  НПФ, равно как и зарубежных, проявили высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых, так и на внутреннем фондовых рынках.

Так, впервые с начала функционирования накопительной пенсионной системы Казахстана в сентябре 2008 года было зафиксировано снижение пенсионных накоплений, что объясняется сокращением  инвестиционного дохода в связи  с волатильностью на финансовых рынках и связанным с этим отрицательным  трендом рыночных котировок на ценные бумаги, находящиеся в инвестиционных портфелях НПФ. Так, котировки на ценные бумаги казахстанских эмитентов, в том числе БВУ, на фоне нарастания негативных ожиданий в отношении  стабильности финансового сектора  и усиления волатильности фондовых, товарных рынков упали практически  до своих минимальных исторических значений.

По отношению к пенсионному  фонду «Республика» можно сказать, что на работу фонда финансовый кризис не оказал значительного влияния, так  как в сравнении с остальными фондами данный фонд, единственный, постоянно находился на передней планке в рейтинге по коэффициенту номинального дохода и даже более  того умудрялся практически постоянно  поддерживать свой высокий уровень  Кна отметке, превышающей также и уровень накопленной инфляции за 12 месяцев. Динамика коэффициента номинального дохода по фондам и накопленного уровня инфляции представлена в Приложении №1.

3.2 Проблема №2 (постоянная): Повальная необразованность людей,  фактических и потенциальных  вкладчиков пенсионных фондов

С момента реформирования пенсионной системы Казахстана и  по настоящее время самая большая  проблема, которая присутствовала всегда и, возможно, в будущем изживет  себя, это проблема необразованности людей в понятии организации  пенсионной системы и ее предназначении. Большинство работающего населения  не имеет даже понятия о необходимости  пенсионных накоплений, так как вследствие некоторых негативных моментов, таких  как создание и последствия окончания  деятельности всем печально известной  корпорации АО «МММ», а также сомнительной деятельности АО « Валют – Транзит  Банка» сказалось практически на всеобщем мнении, что любая организация, принимающая вклады населения, не гарантирует  в свою очередь, сохранность данных вкладов. Поэтому, только при условии  всеобщего обхвата территории Казахстана пенсионными фондами на предмет  обучения пенсионной грамотности населения, может происходить дальнейшее совершенствование  пенсионной системы в целом. На практическом примере данной дипломной работы видно, что пенсионный фонд «Республика» с этой проблемой столкнулся лицом  к лицу, так как многие менеджеры  пенсионных фондов, в попытке продвинуть свой фонд, даже не задумываются о грамотности  человека в области пенсионного  законодательства. В большинстве  случаев оказывалось, что только с приходом на пенсионный рынок НПФ  «Республики» люди начали вникать и  осознанно выбирать действительно  тот фонд, который им импонирует.

Информация о работе Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан