Пути укрепления финансового положения организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении теоретических основ проведения анализа финансового состояния предприятия, применении данных теоретических методик на практике, а также в разработке предложений по совершенствованию финансового положения предприятия.

Содержание работы

Перечень условных обозначений и терминов 4
Введение 5
1. Основное содержание и методологические подходы к оценке финансового положения субъектов хозяйствования 9
1.1. Понятие, содержание и задачи анализа финансового положения предприятия 9
1.2. Информационная основа финансового анализа 12
1.3. Особенности аналитического процесса и приемы анализа финансового состояния предприятия 14
1.4. Анализ существующих методик оценки финансового положения предприятия 17
2. Анализ финансового состояния ОАО «Белшина» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белшина» 30
2.2. Методика анализа финансового положения ОАО «Белшина» 33
2.3. Оценка имущественного потенциала предприятия 35
2.4. Оценка финансовой устойчивости ОАО «Белшина» 40
2.5. Оценка финансовой ликвидности, платежеспособности и деловой активности 46
2.6. Оценка рентабельности и прибыльности ОАО «Белшина» 53
3. Резервы и направления улучшения финансового состояния ОАО «Белшина» 55
3.1. Определение возможных резервов улучшения финансового состояния предприятия 55
3.2. Активизация инвестиционной деятельности как направление укрепления финансового положения ОАО «Белшина» 60
3.3. Рекомендации по разработке финансовой политики предприятия 65
3.4. Использование информационных технологий на предприятии 68
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложения 81

Файлы: 1 файл

Финансовое положение.doc

— 1.72 Мб (Скачать файл)

В 2005 году большая часть продукции  ОАО «Белшина» уходила на экспорт, в последующие годы ситуация не изменилась – рынок Республики Беларусь не стал преобладать по доле продаж.

Страны дальнего зарубежья являются одним из приоритетных направ-лений  предприятия в области реализации. ОАО «Белшина» прилагает все  усилия, направленные на закрепление  «позиций» на данном рынке: завоевание новых рынков сбыта (в результате маркетинговых исследований, участия в международных выставках и рекламных компаниях); усовершенствование технологического процесса (использование импортных пресс-форм в производстве шин); увеличение объема экспорта за счет улучшения качества продукции; расширение ассортимента шин, поставляемых на рынки дальнего зарубежья для увеличения валютных средств.

География экспорта в страны дальнего зарубежья довольно обширная, продукция  поставляется практически во все  регионы мира: Америка, Европа (Западная и Восточная), Азия. Основными торговыми партнерами остаются: Англия, Болгария, Голландия, Ирак, Куба, Литва, Пакистан, Польша, Чехия, Швеция.

За 2004-2007 годы были налажены внешнеторговые связи с такими странами, как: Гонконг, Китай, Монголия, Никарагуа, Португалия, Сингапур. На рынки этих стран поставляются шины для грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники, а также постоянно ведется работа по расширению ассортимента продукции в данные страны, поиск новых партнеров, заинтересованных в продукции ОАО «Белшина».

Основными потребителями продукции предприятия внутри республики являются предприятия Министерства промышленности, Министерства сель-ского хозяйства и Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также коммерческие организации и частные потребители. Основные потребители шин: Минский тракторный завод и автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод, Гомельский завод сельскохозяйственных машин, Могилевский завод транспортного машиностроения, Бобруйский завод по выпуску машин для агрокомплекса.

ОАО «Белшина» - одно из крупнейших предприятий Европы по произ-водству шинной продукции, а по сверхкрупногабаритным шинам в странах СНГ предприятие является монополистом.

Для рынка шин характерен высокий  уровень конкуренции со стороны  российских компаний, а также «Мишлен» (Франция), «Бриджстоун» (Япония), «Гудьер» (США), «Континенталь» (Германия).

Для сохранения своих позиций на рынке ОАО «Белшина» постоянно  расширяет номенклатуру продукции, повышает ее качество, совершенствует технологию, разрабатывает и внедряет новую продукцию, проявляет гибкость в работе с покупателями, и предприятие делает упор на увеличение производства цельнометаллокордных шин.

К конкурентным преимуществам сильных  сторон деятельности ОАО «Белшина»  можно отнести значительный производственный потенциал, высокую квалификацию персонала, гибкость предприятия, способность быстро реагировать на желание заказчика, разнообразие номенклатуры.

Относительно персонала комбината  можно отметить следующее.

Среднесписочная численность работающих на ОАО «Белшина» по итогам 2007 года составила 12339 человека, из них промышленно-производственного персонала 12215 человек. Производство укомплектовано квалифицированным персоналом с большим опытом работы.

Коэффициент оборота по приему работников показывает, что в 2006 году из каждых 100 рабочих - 1 новый, в 2007 году - 6 новых, незнакомых со специ-фическими условиями работы. Для освоения работы на новом производстве им потребовалось определенное время, в течение которого они работали с низкой производительностью труда, а предприятие несло затраты на их подготовку и повышение квалификации.

Динамика основных финансово-экономических  показателей ОАО «Бел-шина» за последние годы представлена в таблице  Б.1 Приложения Б к дипломной работе.

Как видно из таблицы, на протяжении всего анализируемого периода неуклонно росли темпы роста объемов производства (в сопоставимых ценах): в 2005 г. – 130,6 %, в 2006 г. – 124,4 %, в 2007 г. – 144,8 %.

 

В 2007 году существенно увеличился объем производства продукции в  натуральном выражении – на 16,7 % (с 3052,2 до 3563,4 тыс. шин в год), в 2006 году по сравнению с 2005 годом темп роста объемов производства составил лишь 95,4 %.  Причем в 2006 году было снижено производство легковых шин. Однако в 2007 году производство именно этих видов шин было увеличено в связи с требованиями рынка.

Производственные мощности предприятия  в 2007 году были сущест-венно увеличены. Коэффициент использования производственных мощнос-тей на протяжении всего исследуемого периода неуклонно рос, что свиде-тельствует о том, что приобретаемое оборудование было полностью задей-ствовано в производстве шин, самый низкий уровень показателя наблюдается в 2005 году – 68,4 %.

Выручка от реализации продукции в 2006 г. увеличилась с 453 830,4 млн. руб. до 642 896 млн. руб. или на 41,7 %, в 2007 году темп роста выручки от реализации продукции был равен 198,5%. Прибыль от реализации продукции в 2007 году увеличилась в 4,8, а в сравнении с 2005 годом – в 11,0 раз. Рентабельность реализованной продукции в 2006 году была 11,6 %, а в 2007 году увеличилась почти в 3 раза и составила – 32,3 %.

В целом, приведенные данные свидетельствуют  о том, что финансово-хозяйственная  деятельность предприятия в 2005-2007 годах  была эффектив-ной, так как наблюдается  рост всех основных финансовых показателей  деятельности предприятия.

В 2007 году финансово-хозяйственная  деятельность предприятия была наиболее эффективной: достигнуты рост объемов  производства в натуральном выражении, рост товарной продукции предприятия, снижение затрат на рубль ТП, рост объемов  продаж, существенное увеличение выручки и прибыли от реализации продукции, достигнут высокий уровень рентабельности.

2.2. Методика анализа финансового положения ОАО «Белшина»

Финансовый анализ деятельности ОАО «Белшина» будет произведен по методике, представленной на рисунке В.1 Приложения В и включающей:

- анализ оценки имущественного положения предприятия;

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ ликвидности и платежеспособности;

- оценка эффективности деятельности организации.

На первом этапе мною будет проведена оценка имущественного потенциала предприятия. Выводы об имевших место качественных изменениях имущественного потенциала предприятия, их прогрессивности будут сделаны на основе показателей, характеризующих: а) структуру внеоборотных и оборот-ных активов; б) состояние и возобновление основных фондов. Расчетные формулы и содержание показателей приведены в таблице В.1 приложения В.

Анализ структурных изменений  имущества предприятия будет прово-диться в относительных показателях, характеризующих долю какого-либо вида активов в общем итоге баланса или в группе однородных активов. То есть при определении соотношения оборотного и внеоборотного капитала их величины относятся к валюте баланса; при рассмотрении отдельных элементов оборот-ных и внеоборотных средств - к величине соответствующего (I или II) раздела баланса.

Изменение удельного веса внеоборотных и оборотных активов позволяет  оценить степень «перегрузки» основными  средствами. Увеличение доли вне-оборотного капитала и, соответственно, уменьшение доли оборотных средств, отрицательно сказывается на маневренности имущества предприятия. Вместе с тем данное явление можно оценивать как положительное в случае увеличения оборачиваемости оборотного капитала.

Анализ финансовой устойчивости предприятия. Финансовая устойчи-вость предприятия определяет долгосрочную (в отличие от ликвидности) стабильность. Данный показатель характеризует финансовое положение с точки зрения достаточности и эффективности использования собственного капитала.

Согласно общепринятой концепции внеоборотные активы должны формироваться в основном за счет собственного капитала (СК) и частично за счет долгосрочных пассивов (ДП). Из общей величины СК часть его направ-ляется на формирование оборотного.  Остальная часть собственного капитала направляется на формирование внеоборотных активов. Таким образом, оборотные активы покрываются собственными оборотными средствами и краткосрочными пассивами (КП).

Анализ финансовой устойчивости предприятия  включает анализ показателей, которые  представлены в таблице В.2 приложения В.

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия. Величина пред-приятия, состав активов с точки зрения ликвидности и платежеспособности в значительной степени определяют финансовое состояние субъекта хозяйствования.

Ликвидность - это способность предприятия в любой момент осущест-влять необходимые платежи. Ликвидность наиболее полно характеризуется сопоставлением активов того или иного уровня ликвидности с обязательствами той или иной степени срочности. Методика расчета показателей, характери-зующих ликвидность и платежеспособность предприятия, содержание показа-телей и их оптимальное значение представлены в таблице В.3 приложения В.

Анализ показателей эффективности  функционирования организации. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности, ха-рактеризующих уровень прибыльности (убыточности) деятельности. Показа-тели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций и представлены в таблице В.6 приложения В.

2.3. Оценка имущественного потенциала предприятия

Финансовое состояние предприятия  и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят. 

Сведения об источниках и размещении капитала содержатся в балансе предприятия. Составим рабочую таблицу Г.1 Приложения Г для расчета показателей изменения структуры средств предприятия и источников их формирования.

Горизонтальный анализ структуры  средств предприятия показывает, что абсолютная их сумма за период 2005-2007 гг. возросла на  421769 млн.руб. или на 67,7% (1044887 / 623118 * 100%). Если бы не было инфляции, то можно бы-ло бы сделать вывод, что предприятие значительно повысило свой экономи-ческий потенциал. В условиях же инфляции, (индекс потребительских цен в  2006  году составил 106,6%, в 2007 году – 112,1%) этого сказать нельзя, поскольку основные средства, остатки незавершенного капитального строи-тельства периодически переоцениваются с учетом индекса цен. Вновь посту-пившие запасы отражены по текущим ценам, ранее оприходованные запасы – по ценам, действующим на  дату их поступления. Поэтому трудно привести все статьи актива баланса в сопоставимый вид и сделать вывод о реальных темпах прироста их величины. Тем не менее, рост активов акционерного общества за 2005-2007 гг. следует признать значительным.

Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общей  валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому  виду активов.

Данные таблицы Г.1 показывают, что структура активов ОАО «Белшина» за период 2005-2007 гг. изменилась. Распределение средств между основным и оборотным капиталом на начало периода составляет 84,3 и 15,7% соответст-венно. К концу анализируемого периода произошли существенные изменения в структуре капитала. Удельный вес внеоборотных активов уменьшился до 69,0%, при соотвествующем росте оборотных – до 31,0% или в два раза. Прирост внеоборотных активов составил 195070 млн.руб. или 37,1% (720474/525404*100), а оборотных -  226699  млн.руб. или 2,32 раза (324413 / 97714 * 100).

Вследствие разницы в динамиках роста, произошло перераспределение средств в сторону более мобильной их части - оборотных средств. Данную динамику следует признать положительной, поскольку, имеющее место изменение структуры активов говорит об увеличении ликвидности, а следова-тельно платежеспособности предприятия.

Следует обратить внимание на то, что  удельный вес самой ликвидной  части активов акционерного общества  - денежных средств на расчетном  счете, возрос с 3726 млн.руб. до 28709 млн.руб. или 7,7 раза. Соответственно, возрос и  их удельный вес в структуре активов – с 0,6% до 3,1%.

В целом, структура оборотных средств показывает соотношение запасов и затрат, денежных средств-финансовых вложений и дебиторской задолженности  как:

44,4 – 4,3 – 28,1 %  на 1.01.2006;

40,2 – 4,3 – 28,1 %    на 1.01.2007;

40,2 – 6,3 - 39,4 %      на 1.01.2008.

Такое соотношение типично для  предприятий шинной промышленности деятельности, требующих значительных запасов сырья и материалов и работающих с отсрочкой платежа за отгруженную продукцию.

 Обращает на себя внимание значительный рост удельного веса дебитор-ской задолженности в структуре оборотных активов предприятия. Это можно трактовать на фоне значительного роста объемов производства в последние два года, как маркетинговый ход для увеличения объемов реализации вследствие смягчения условий оплаты по поставляемой акционерным обществом продукции.

Целесообразно также по данным таблицы 2.2 определить реальные активы, характеризующие производственный потенциал предприятия. К ним относятся основные средства по остаточной стоимости, производственные запасы и незавершенное производство. В нашем случае они составили 506237 млн.руб. на начало 2006 года или 81,2% к общей сумме капитала, на начало 2007 года – 517782 млн.руб. или 76,5 % к общей сумме капитала и 788929 млн.руб. или 75,5%. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о снижении производственного потенциала в относительных показателях.

Информация о работе Пути укрепления финансового положения организации