Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является комплексный анализ организации работы Комитета казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания, а также рассмотрение возможностей совершенствования деятельности органов казначейства, внесением предложения в некоторые пути совершенствования деятельности органов казначейства, связанных с исполнением местного бюджета.
Объектом дипломного исследования являются органы казначейства РК.

Содержание работы

Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджета РК и местных бюджетов органами казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
2.3 Казначейская система исполнения местного бюджета на примере Южно-Казахстанской области
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
3.1 Анализ мирового опыта функционирования Казначейства
3.2 Пути совершенствования казначейской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 191.15 Кб (Скачать файл)

Особенно  эта проблема актуальна на муниципальном  уровне в условиях ограниченного  набора данных в отношении муниципальных  образований не только поселенческого, но и районного уровня.

Очевидно, что для эффективного использования  полномочий по формированию и распределению  межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям необходим определенный перечень показателей по всем муниципалитетам, характеризующий уровень развития экономики, демографические, климатические, половозрастные и другие особенности конкретной территории. Целесообразно расширить возможности использования и повысить качество и полноту налоговой отчетности, формируя ее по каждому муниципальному образованию.

В связи  с проведением работы в области  разграничения полномочий между  органами государственной власти и органами местного самоуправления в Бюджетном кодексе РК, предусмотрена норма об обязательном ведении реестров расходных обязательств на всех уровнях системы, с представлением реестров и сводов реестров муниципальных образований в Министерство финансов РК.

Исходя  из этого, Министерство Финансов Республики Казахстан разрабатывает порядок формирования, ведения и распространения единой информационной базы, характеризующей состояние и качество управления республиканским бюджетом и местными бюджетами, обеспечит свободный доступ к этой базе через сеть Интернет.

Кроме того, будут разработаны единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной  власти в целях составления региональных и муниципальных показателей  их социально-экономического развития по одинаковой методологии и достижения их согласованности с показателями федерального уровня.

Необходимо  также ввести в практику публичные  ежегодные отчеты органов государственной  власти и органов местного самоуправления и разработать рекомендации по их составлению, в частности, по показателям  эффективности деятельности. Публичные  ежегодные отчеты органов государственной  власти и органов местного самоуправления должны включать результаты деятельности органов управления за прошедший  год и планы повышения эффективности  управления региональными и муниципальными финансами на предстоящий период.

Указанные отчеты будут содействовать органам  государственной власти и органам  самоуправления, населению и другим заинтересованным лицам в осуществлении  контроля за эффективностью деятельности органов управления за прошедший  период, анализа соответствия затраченных  средств, значимости предоставленных  населению бюджетных услуг и  результатов выполнения целевых  бюджетных программ, а также проведения сравнения по аналогичным показателям  с другими территориями.

В связи  с проводимой бюджетной реформой и смещением акцентов в бюджетном  процессе с «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление  результатами» возникла потребность  в осуществлении независимой  экспертизы деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления (таб.3).

 

Таблица 3. Сравнительная характеристика управления затратами

Управление затратами (1991–2000 гг.)

Управление результатами (с 2008 г.)

– сбалансированность бюджета

– денежное исполнение

– казначейство

– целевое использование средств в соответствии с планом

– методика распределения финансовой помощи

– разделение уровней бюджетной системы

– среднесрочное планирование

– бюджетирование по целям и результатам

– реорганизация бюджетных учреждений

– учет и отчетность по международным стандартам


 

В Республике Казахстан функции по независимой экспертизе частично исполняют контрольно-счетные палаты, имеющие статус органов государственного контроля. Главной функцией является контроль за исполнением бюджета, анализ отклонений бюджета от установленных показателей, обнаружение и предоставление нецелевого использования бюджетных средств, определение эффективности и целесообразности их расходования. В то же время контрольно-счетные органы не осуществляют оценку результативности и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Между тем, переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует не только контроля за правильностью расходования бюджетных  средств, но и оценки результативности их использования в бюджетном  году и при завершении каждой бюджетной  программы.

По решению  законодательного (представительного) органа государственной власти или  представительного органа муниципального образования эту функцию могли  бы выполнять также независимые  аудиторские фирмы.

Задачи  повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций независимой экспертизы в области расходования бюджетных  средств путем подтверждения  финансовой отчетности органов исполнительной власти с выражением независимого экспертного  мнения относительно его достоверности, а также экспертизы систем внутреннего  контроля и результативности управления государственными и муниципальными финансами.

Государство может достигнуть максимальной эффективности  или уровня развития, когда оно  будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации  власти, что дает эффективная вертикаль  власти и развитое местное самоуправление.

Стратегической  целью бюджетной реформы является следование общераспространенному  пути – ее либерализация, предоставление региональным и местным властям  реальной бюджетной самостоятельности. Реальная децентрализация бюджетной  системы страны представляется более  действенной, чем любое ужесточение  прямого государственного контроля за региональными и местными финансами. Улучшение ситуации в экономике зависит не только от состояния межбюджетных отношений. Однако бюджетное регулирование, наряду с другими направлениями реформы социально-экономического развития Республики Казахстан, создает необходимые посылки для успешного решения существующих проблем.

Органами  Комитета Казначейства Министерства финансов РК ведется постоянная напряженная работа, направленная на решение возникающих проблем, на совершенствование взаимодействия с финансовыми органами с целью обеспечения качественного исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов.

Новая задача поставлена перед нами на 2012–2014 годы: обеспечение внедрения Порядка кассового обслуживания территориальными органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В части  основных проблем, затрудняющих процесс  кассового обслуживания исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, в настоящее время можно выделить следующие:

– нарушение принципа подведомственности при распределении бюджетных средств и как следствие включение получателя средств соответствующего бюджета в Сводный реестр распорядителей и получателей средств бюджета дважды, а то и трижды как подведомственное учреждение разных распорядителей средств бюджета. Ведение Сводного реестра распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета для финансовых органов пока не является инструментом для приведения в актуальное состояние сведений, содержащихся в реестре.

– отсутствие порядка предоставления и использования средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, выделенных распорядителям и получателям средств соответствующих бюджетов в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенции.

– остается проблемой отнесение расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов РК исходя из их экономического содержания, и как следствие нарушения отдельными финансовыми органами, бюджетными учреждениями положений приказа Министерства Финансов РК от 21.12.2008 №152 н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РК».

Указанные проблемы необходимо решать уже сегодня, чтобы учесть их при составлении  проектов соответствующих бюджетов на следующий финансовый год.

Перспективы управления общественными  финансами в последнее время  – одна из самых обсуждаемых тем. Для ЮКО с его низким уровнем жизни населения при высоком спросе на бюджетные услуги, с его слабой экономикой, не позволяющей мобилизовать в областном и местных бюджетах достаточный объем собственных доходов для финансирования передаваемых расходных полномочий, становится очевидной необходимость структурных преобразований в системе управления общественными финансами, а также внедрения передовых механизмов предоставления бюджетных услуг, которые позволят более эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и снизить зависимость региона от помощи из федерального бюджета.

В этих условиях разработана Концепция  реформирования региональных финансов ЮКО, основной целью которой является создание условий для устойчивого социально-экономического развития ЮКО путем повышения эффективности управления региональными финансами и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Реформировать бюджетный процесс и управление расходами, для чего потребуются наряду с усовершенствованием нормативно-правовой базы в области бюджетного и налогового законодательства создать методику планирования временных кассовых разрывов, кроме того, потребуются перевод части госучреждений, предоставляющих бюджетные услуги, в негосударственную форму, для чего необходимо утвердить перечень бюджетных услуг, которые могут оказываться негосударственными предприятиями. Формализовать процедуры планирования и осуществления бюджетных закупок.
  2. Внедрить механизмы бюджетирования, ориентированного на результат.
  3. Использовать среднесрочное финансовое планирование при определении основных параметров регионального и местных бюджетов.
  4. Создать условия для развития доходной базы бюджета.
  5. Усовершенствовать межбюджетные отношения и др.

В различных зарубежных странах  существуют различные системы управления государственными расходами. Главной  целью создания данных систем является содействие оптимальному управлению государственными ресурсами. Органами, на которые возлагаются  функции по управлению государственными финансами, во многих странах являются казначейства.

В связи с тем, что в настоящее  время все уровни бюджетной системы  РК в основном охвачены казначейским контролем, главным перспективным направлением в области управления общественными финансами, позволяющим обеспечить комплексный подход к решению поставленных целей и задач, по моему мнению, должно стать создание такой ситуации, при которой органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК будут выступать в качестве ведущего института, на основе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками.

В связи с этим, необходимо ускорение  реорганизации региональных финансовых органов в направлении унификации механизмов исполнения бюджетов с помощью  использования казначейских технологий при управлении финансами территориального уровня.

В условиях дефицита бюджета ЮКО перевод исполнения областного и местных бюджетов на кассовое обслуживание органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК дает возможность администрации ЮКО и администрациям муниципальных образований использовать такие преимущества казначейской системы, как контроль за целевым использованием бюджетных средств, сокращение банковского пробега между счетами соответствующих бюджетов и бюджетополучателями, а также получение оперативной информации об остатках средств на их счетах, с учетом полного внедрения в финансовой системе края системы электронного документооборота. Положительным результатом взаимодействия органов Комитета Казначейства Министерства финансов РК и финансовых органов всех уровней стало значительное сокращение нецелевого использования бюджетных средств, а также задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.

Таким образом, переход на казначейскую систему сегодня становится одним  из важнейших инструментов управления бюджетным процессом. Он позволяет  перейти к планомерному, осмысленному и законному использованию средств  регионального и местных бюджетов, объективно оценивать состояние финансовой системы в каждый момент.

Кроме того, при казначейском исполнении бюджета предусмотрено использование  единого программного продукта всеми  участниками бюджетного процесса, что  позволяет работать в едином информационном пространстве и автоматизировать всю  бухгалтерскую отчетность. А это  позволяет принимать более выверенные управленческие решения на всех уровнях  власти.

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы