Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является комплексный анализ организации работы Комитета казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания, а также рассмотрение возможностей совершенствования деятельности органов казначейства, внесением предложения в некоторые пути совершенствования деятельности органов казначейства, связанных с исполнением местного бюджета.
Объектом дипломного исследования являются органы казначейства РК.

Содержание работы

Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджета РК и местных бюджетов органами казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
2.3 Казначейская система исполнения местного бюджета на примере Южно-Казахстанской области
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
3.1 Анализ мирового опыта функционирования Казначейства
3.2 Пути совершенствования казначейской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 191.15 Кб (Скачать файл)

– сосредоточение средств бюджетной системы РК в НБ РК;

– условия для сохранности бюджетных средств при возникновении риска потери средств местных бюджетов;

– исполнение всех бюджетов бюджетной системы РК с использованием принципа единого счета бюджета;

– возможность получения достоверной и своевременной информации об оборотах сектора государственного управления;

– необходимое качество, оперативность, прозрачность и полноту информации не только о финансовых потоках, но и об остатках средств в бюджетной системе РК, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в области денежно-кредитной политики;

– условия для добросовестной конкуренции кредитных организаций.

Кроме того, при существующей кадровой проблемы в финансовой системе, органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК осуществляют обучение специалистов сельских поселений организации бюджетного процесса и бюджетного учета, проводят с ними семинары по вопросам бюджетного законодательства в целом, и исполнения бюджетов поселений в частности, в рамках единой для всей страны методологии бюджетного учета и принципа единства бюджетной системы РК.

Как и  при многих новых начинаниях, при  внедрении нового порядка кассового  обслуживания исполнения бюджетов органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК столкнулись с рядом проблем, которые требуют решения.

В части  основных проблем в процессе кассового  обслуживания исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов необходимо отметить следующее:

– недостаточная техническая готовность финансовых органов, плохое качество связи;

– отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов и утвержденных администраторов неналоговых поступлений, а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами поступлений в местные бюджеты;

– отсутствие регистрации в налоговых органах отдельных местных органов, имеющих самостоятельные бюджеты;

– несовершенное программное обеспечение; и др.

 

2.2 Система  управления финансовыми ресурсами  регионов

 

Наиболее  значимым стало наделение муниципальных  образований полномочиями по решению  вопросов местного значения и соответственно собственными финансовыми ресурсами.

Муниципальными  образованиями приняты собственные  нормативные акты, определяющие ведение  бюджетного процесса.

По состоянию  на 1 января 2013 года все муниципальные образования заявили о самостоятельном исполнении соответствующих бюджетов. На сегодняшний день все муниципальные образования зарегистрировали свои уставы, им присвоен код БИН.

Порядок кассового обслуживания исполнения республиканского и местных бюджетов территориальными органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК, утвержденный Приказом Комитета Казначейства Министерства финансов РК от 22.03.2007 №1н (далее – Порядок 1н), вступивший в силу с 1 января 2008 года, разработан Комитета Казначейства Министерства финансов РК в целях реализации статей 166.1 и 215.1 Бюджетного кодекса РК и устанавливает порядок кассового обслуживания операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

На руководителей  органов Комитета Казначейства Министерства финансов РК области легла персональная ответственность за проведение всех организационных мероприятий, которые позволили реализовать в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса РК функцию по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов в установленные Законом сроки и в соответствии с Порядком 1н.

По состоянию  на 1 января 2013 года органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК области осуществляли кассовое обслуживание исполнения областного бюджета, бюджетов городов Туркестан и Кентау, а также 10 районов, 923 получателя средств республиканского бюджета и 2024 получателя средств местных бюджетов, было открыто 3284 лицевых счета получателей средств республиканского и местных бюджетов.

В целях  реализации Порядка 1н проведены  следующие мероприятия:

– совместно с администрацией области и с Департаментом финансов ЮКО, проведены совещания-семинары с отделениями по районам и городам ЮКО Комитета Казначейства Министерства финансов РК и финансовыми органами муниципальных образований по изучению положений Порядка 1н. Совещания-семинары проходили на базе пилотных центров Отделений. В результате совещаний-семинаров были выявлены и рассмотрены вопросы и наиболее острые проблемы перехода на новый порядок кассового обслуживания;

– с администрацией ЮКО, а также со всеми администрациями муниципальных образований заключены соглашения об осуществлении органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК отдельных функций по исполнению бюджета области и местных бюджетов при кассовом обслуживании исполнения соответствующих бюджетов;

– со всеми финансовыми уполномоченными органами ЮКО подписаны Регламенты о порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом, уполномоченным органом и органом Комитета Казначейства Министерства финансов РК при кассовом обслуживании исполнения соответствующего бюджета;

– осуществлен переход на работу в режиме функционирования единого казначейского счета Комитета Казначейства Министерства финансов РК по ЮКО, открытого на балансовом счете №40201 «Средства бюджетов»;

– отдельно для каждого местного бюджета в НБ РК по ЮКО открыто 797 лицевых счетов на балансовом счете №40204 «Средства местных бюджетов», в том числе 676 – Комитета Казначейства Министерства финансов РК. Счета, ранее открытые Отделениям в кредитных организациях, расчетно-кассовых центрах, закрыты;

– в Центре-КС в тестовом режиме была отработана схема кассового обслуживания исполнения краевого и местных бюджетов в соответствии с Порядком 1н, подготовлены и сформированы выходные формы из программного комплекса. В результате проделанной работы органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК были готовы к переходу с 1 января 2008 года на кассовое обслуживание в соответствии с Порядком 1н.

Порядок 1н предлагает два варианта кассового  обслуживания. В ЮКО вопрос выбора варианта не был актуален, так как с 2000 года уже была выбрана схема и наработан опыт кассового обслуживания с открытием в органах Комитета Казначейства Министерства финансов РК лицевых счетов распорядителям и получателям средств соответствующего бюджета.

Основными проблемами при реализации в ЮКО с 1 января 2008 года Закона были:

– отсутствие технической возможности в большинстве сельских и городских поселений подготовки и обработки расчетно-платежных документов. Решение данной проблемы в большей степени взял на себя Комитет;

– отсутствие специалистов по программному обеспечению в финансовых органах и администрациях;

– отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных сельских поселений;

– не предоставление в необходимый срок отдельными финансовыми (уполномоченными) органами сводных реестров главных распорядителей, распорядителей, получателей средств местного бюджета и изменения к ним.

Следует отметить, что наибольший массив вопросов возник у финансовых органов и  администрации по кассовым поступлениям, поскольку Порядок 1н позволяет  проводить и учитывать на едином счете бюджета, открытого органу Комитета Казначейства Министерства финансов РК для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, не только операции по поступлению и возврату собственных доходов бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату бюджетных средств, выделенных на возвратной основе и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

В процессе работы обсуждались, уточнялись и отрабатывались с финансовыми органами и администрациями  такие вопросы, как работа администратора поступлений с кодом доходов  «Невыясненные поступления, зачисляемые  в бюджет» и оформление соответствующих  расчетно-платежных документов; порядок  осуществления и учета операций по кассовым выплатам из республиканского бюджета и местных бюджетов с доведением органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК до администраторов бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам; представление в установленные сроки оперативных и ежемесячных отчетов по кассовым поступлениям и кассовым выплатам из бюджета.

Несмотря  на возникавшие трудности и проблемы с 1 января 2008 года органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК перешли на кассовое обслуживание исполнения областного и 797 бюджетов муниципальных образований в соответствии с Порядком 1н, а опыт работы 2-х месяцев позволил более детально уточнить отдельные вопросы, обозначить проблемы и найти пути их решения.

С февраля 2007 года в рамках реализации положений Порядка 1н органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК области осуществляют учет субсидий и субвенций, полученных из республиканского бюджета, контроль за использованием которых возложен на органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК. Данный учет позволил получить оперативную информацию по поступлению и остатку средств.

С введением  нового порядка кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов многократно увеличился документооборот в органах Комитета Казначейства Министерства финансов РК, что указало на необходимость автоматизации технологического процесса.

Для организации  электронного документооборота с клиентами, финансовыми органами ЮКО, муниципальных образований была внедрена система электронного документооборота, которая позволяет осуществлять импорт необходимых платежных документов, получение выписок, обмен информационно-справочной информацией в электронном виде.

Комитета  Казначейства Министерства финансов РК в ЮКО была проведена работа по внедрению электронного обмена документами с финансовыми органами края, распорядителями и получателями средств краевого и местных бюджетов посредством ППО СЭД. В настоящее время отработан электронный обмен информацией между Управлением и Комитетом по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета. Полученный опыт позволил ускорить переход на электронный обмен информацией между финансовыми органами, распорядителями, получателями средств бюджетов и органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК области.

В целях  развития системы электронного документооборота органов Комитета Казначейства Министерства финансов РК с главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами, Управлением и его отделениями были составлены планы-графики внедрения СЭД по всем бюджетополучателям до конца года, уточнен список и количество организаций, отказавшихся или не готовых к внедрению в 2008 году, так же был уточнен перечень организаций, планирующих решить свои технические проблемы в 2009 году. Для отделений установлена форма отчетности по итогам внедрения СЭД.

Управлением и отделениями проведена работа по разъяснению необходимости организации  электронного документооборота.

Из 3,5 тысяч  бюджетополучателей, обслуживающихся  в органах казначейства края, в 2008 году перешли на систему электронного документооборота 3,0 тысячи бюджетополучателей или 85%.

Основной  проблемой, мешающей эффективному внедрению  СЭД, остается необходимость предоставления подтверждающих документов на бумажных носителях с учетом того, что органы казначейства края осуществляют санкционирование расходов бюджетов всех уровней.

Однако  следует отметить, что проблемой  в решении этого вопроса остается отсутствие в районах высокоскоростных каналов связи, позволяющих эффективно работать в современных прикладных программных продуктах на современном  оборудовании, а также отсутствие возможности представления по СЭД  получателями средств бюджетов документов, служащих основанием платежа и подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателя средств.

В настоящее  время проведена работа по переходу на Инструкцию «О порядке кассового  обслуживания территориальными органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», утвержденную Приказом Комитета Казначейства Министерства финансов РК от 30.12.2007 г. №19н.

Указанный порядок был введен в действие по истечении трех месяцев со дня  его утверждения после доработки  программных продуктов, необходимых  для его реализации. Но следует отметить, что опыт работы с указанными средствами органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК уже наработан. В соответствии с Распоряжением администрации ЮКО от 30.12.2009 г. №978-Р органам Федерального казначейства края предоставлено право на открытие лицевого счета на балансовом счете №40603 «Счета организаций, находящихся в государственной  собственности. Некоммерческие организации» в соответствии с Указаниями НБ РК от 28.06.2008 №1459-У.

Приказом  комитета утвержден Порядок открытия (закрытия) и ведения органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными областными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Начиная с 2008 года, Управлением и Отделениями проводится работа по открытию и ведению счетов по учету средств, полученных областными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По состоянию на 1 января 2013года в органах Комитета Казначейства Министерства финансов РК в ЮКО открыто 117 внебюджетных лицевых счетов получателям средств обастного бюджета.

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы