Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является комплексный анализ организации работы Комитета казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания, а также рассмотрение возможностей совершенствования деятельности органов казначейства, внесением предложения в некоторые пути совершенствования деятельности органов казначейства, связанных с исполнением местного бюджета.
Объектом дипломного исследования являются органы казначейства РК.

Содержание работы

Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджета РК и местных бюджетов органами казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
2.3 Казначейская система исполнения местного бюджета на примере Южно-Казахстанской области
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
3.1 Анализ мирового опыта функционирования Казначейства
3.2 Пути совершенствования казначейской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 191.15 Кб (Скачать файл)

В части исполнения бюджета по расходам Казначейство Испании уста-навливает обязательный график месячных или квартальных выплат, оставляя за собой исключительное право — откладывать выплаты по некоторым категориям расходов. Решения о взятии обязательств, проверке и оплате принимаются бюджетными единицами в рамках, установленных Казначейством. Платежные поручения выписываются ГДК, который также ведет надзор за фактическим выделением средств. Контроль осуществляют отраслевые департаменты с учетом бюджетных ассигнований и графика наличных выплат. Объем, сроки и условия любого государственного заимствования определяет Генеральный директорат казначейства. Ценные бумаги выпускаются с использованием Центрального банка в качестве агента, однако внешнее или иное заимствование осуществляется непосредственно ГДК. Казначейство обладает широкими полномочиями по регулированию вторичного рынка государственных ценных бумаг.

На Канцелярию заместителя секретаря  по финансам (СФ) возложены функции  контроля за расходами и организации учета. СФ контролирует общее исполнение бюджета. Он готовит скользящий финансовый план на месячной основе и определяет бухгалтерские стандарты. За внутренний контроль и аудит СФ отвечает через своих финансовых контролеров. Бюджеты региональных автономных правительств и местных органовгосударственного управления не контролируются. Однако оба этих уровня зависят от государственных трансфертов и на них распространяются действующие правила заимствования. 
В Испании также имеется государственная информационная система за которую отвечает Министерство финансов через СФ. Все без исключения правительственные операции должны проходить через систему, которая регистрирует шесть различных этапов исполнения бюджета: бюджетные ассигнования, взятие обязательства, проверка, платежное требование, платежное поручение и фактическое выделение средств. Подготовка бюджета также проходит через систему. В ней формируются все виды официальных учетных данных и подготавливаются все виды статистических отчетов. Она обеспечивает различные уровни информации в диалоговом режиме для бюджетных учреждений и руководства МФ. Существует связь с отраслевыми департаментами и далее с бюджетополучателями.

Функции казначейства в США выполняет непосредственно Министерство финансов, который подчиняется напрямую Президенту. Другими учреждениями, задействованными в бюджетном процессе, являются административно-бюджетное управление (АБУ), отвечающее за подготовку бюджета, и Главное бюджетное управление (ГБКУ), отвечающее за ряд учетных и аудиторских функций. Налоговое управление и Таможенное управление являются частью Министерства финансов. 
Министерство финансов контролирует все поступления и выплаты по своему генеральному счету в Федеральном резервном банке в Нью-Йорке. а также контролирует банковские счета правительства. Министерство финансов собирает все налоги и таможенные пошлины и обеспечивает централизованный сбор платы за пользование и услуги для некоторых учреждений. Для сбора поступлений используется банковская система. Контроль за решениями о расходовании средств осуществляют отраслевые департаменты. Расходы оплачиваются Министерством финансов по запросу бюджетополучателя в пределах бюджетных ассигнований и доли департамента. В качестве платежных средств используются чеки или чаще электронные переводы. Структура ассигнований контролируется как Министерством финансов, так и АБУ. Также как и в большинстве стран, Министерство финансов США, выполняя функции казначейства, контролирует выпуск и учет государственных ценных бумаг и решает вопросы объема, сроков и структуры размещаемых на аукционах выпусков. Оно использует федеральный резерв для поддержки в проведении аукционов.

Министерство финансов США отвечает за бухгалтерский учет, подготовку инструкций для учреждений, получение  их запросов и подготовку ежемесячных  отчетов и годовых финансовых ведомостей, функцию внутреннего  контроля и аудита выполняют генеральные  инспекторы в отраслевых департаментах. Федеральное правительство осуществляет надзор лишь за программами штатов и местными программами, которые  финансируются за счет федеральных  средств.

В США налажена четкая координация  между Министерством финансов и  Бюджетным департаментом. Министерство финансов готовит оценку бюджетных  поступлений и участвует в  выработке макроэкономической основы. АБУ готовит смету расходов и  сводит воедино бюджет, представляемый Президентом конгрессу, а также  курирует вопросы учета на уровне департаментов. Министерство финансов осуществляет управление денежными потоками и учет долговых обязательств. Между системой Министерства финансов и системами отраслевых департаментов происходит обмен информацией в диалоговом режиме.

Анализ государственного финансового  устройства различных стран показал, казначейство различных государств, как правило, активно принимает участие в функционировании финансовой системы и управлении бюджетными потоками.

Очевидно, что нет принципиального  отличия в методах организации национальных казначейств. Это отличие выражается в основном в их структуре. В одной стране функции казначейства выполняются одними государственными учреждениями, в другой — другими, но эти функции всегда присутствуют, и нет разницы, кто их исполняет.

 

 

3.2 Пути  совершенствования казначейской  системы РК

 

В очередном послании Президента Республики Казахстан – Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося  государства» от 14 декабря 2012 года был  сделан акцент на бюджетную политику. В Послании отмечено, что «мы должны вооружиться новым принципом бюджетной политики – тратить только в пределах своих возможностей и сократить  дефицит до максимально возможного минимума. Необходимо наращивать резервы на черный день, обеспечив их сохранность в долгосрочной перспективе; отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую. Бюджет государства должен быть сфокусирован на продуктивных с точки зрения долгосрочной перспективы общенациональных проектах, таких как, например, диверсификация экономики и развитие инфраструктуры.        

 Необходимо  жестко отбирать объекты для  инвестиций на предмет их целесообразности  и отдачи. Важно помнить, что  даже самые современные объекты  становятся бременем для бюджета,  если требуют расходов на поддержание,  но не приносят доходов и  не решают проблем граждан страны»[1].

Поэтому требуется понимание важности проводимых изменений и своевременного принятия необходимых мер по реализации концепции реформирования бюджетного процесса.

Вновь образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов необходимо уделить особое внимание решению проблемы сбалансированности местных бюджетов.

Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для  максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами  в соответствии с приоритетами государственной  политики.

Согласно  постановлению Правительства РК от 22 мая 2012 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:

  • реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
  • выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  • совершенствование среднесрочного финансового планирования
  • совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривалось  приближение бюджетной классификации  к требованиям международных  стандартов с учетом изменений структуры  и функций федеральных органов  исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана  счетов бюджетного учета, основанного  на методе начислений и обеспечивающего  учет затрат по функциям и программам. В настоящее время реформирование в данном направлении осуществляется.

Второе  и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных  для администраторов бюджетных  средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое – основное – направление предполагает формирование и включение в бюджетный  процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление  предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета  в соответствии с требованиями и  условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Подготовка  проектов региональных бюджетов на последующие  годы должна осуществляться с учетом бюджетного законодательства, которое  станет прочной основой для стабильного, не подтвержденного ежегодным изменениям распределения налогов между  уровнями бюджетной системы. Это  повысит качество среднесрочного бюджетного планирования и ответственность  регионов за реализуемую бюджетную  политику.

Реформирование  предполагает корректировку действующей  системы распределения финансовой помощи регионам из республиканского бюджета. Процедура формирования и распределения межбюджетных трансфертов должна стать более прозрачной.

Принимая  во внимание расширение полномочий органов  государственной власти, усиление их ответственности за реализацию возложенных  социальных обязательств, необходимо повысить эффективность финансовой помощи, предоставляемой из республиканского бюджета. Особое значение в этих условиях приобретает предоставляемая на условиях со финансирования финансовая помощь, которая позволит создать стимулы для исполнения регионами социальных обязательств, обеспечить соблюдение ими государственных стандартов, улучшить состояние региональных финансов.

Для развития деловой активности, укрепления финансового положения регионов следует особое внимание уделить инвестиционной составляющей финансовой помощи, направляемой на развитие инфраструктуры регионов. В связи с этим необходимо определить единые подходы к распределению разрозненных ныне источников инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития.

Что касается казначейского исполнения бюджетов, то здесь следует отметить, что  все планы и задачи направлены на качественное и эффективное исполнение возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

С 1 января 2008 года вступил в действие Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК (таб. 2), который обеспечивает:

 

 

Таблица 2. Сравнительная характеристика систем управления регионами

Сложившаяся система

Новая система (с 2008 года)

– несоответствие бюджетной сети полномочиям;

– многоуровневая иерархия и дисперстность сети;

– противоречивость статуса бюджетных учреждений;

– сметное финансирование;

– государство – производитель услуг;

– годовой бюджет;

– «финансирование» расходов;

– целевое использование – соответствие плану

– отказ от избыточной сети;

– оптимизация структуры сети;

– изменение статуса бюджетных учреждений;

– новые организационно-правовые формы;

– нормативно-подушевое финансирование и социальный заказ;

– государство-регулятор, организатор и заказчик услуг;

– многолетний финансовый план;

– исполнение обязательств;

– целевое финансирование – ориентированное на результат


 

  • ведение единообразного учета операций со средствами бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке бюджетам из республиканского бюджета;
  • проведение и учет на едином счете местного бюджета, открытому органу Комитета Казначейства Министерства финансов РК для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, кассовых операций по поступлению и возврату не только собственных доходов соответствующего бюджета, но и операций по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе, и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

Приоритетным  направлением совершенствования бюджетной  политики как государства в целом, так и в регионах является повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов. Представление прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Прозрачность  облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной  власти и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

Открытая  информация о финансовом состоянии  государственных и муниципальных образований, планах и результатах управления государственными и муниципальными финансами должна быть достоверной, прозрачной, своевременной и полной. В получении указанной информации заинтересованы не только те органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности.

В настоящее  время в открытом доступе на регулярной основе публикуются отдельные элементы статистической информации о состоянии  региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов.

Вместе  с тем отсутствует полная картина  функционирования секторов общественных финансов на региональном уровне, равно как и единая методологическая основа для сбора, обработки и предоставления такого рода информации.

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы