Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:17, дипломная работа
Целью дипломного исследования является комплексный анализ организации работы Комитета казначейства и его территориальных органов по формированию и исполнению местного бюджета и его экономического содержания, а также рассмотрение возможностей совершенствования деятельности органов казначейства, внесением предложения в некоторые пути совершенствования деятельности органов казначейства, связанных с исполнением местного бюджета.
Объектом дипломного исследования являются органы казначейства РК.
Введение
1. Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета: теоретический и практический аспекты
1.1 Сущность казначейского исполнения бюджетов
1.2 Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений
2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджета РК и местных бюджетов органами казначейства
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета
2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов
2.3 Казначейская система исполнения местного бюджета на примере Южно-Казахстанской области
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
3.1 Анализ мирового опыта функционирования Казначейства
3.2 Пути совершенствования казначейской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Казначейская
система исполнения местного
бюджета на примере Южно-
Управление Казначейства Министерства финансов РК по ЮКО является органом Комитета Казначейства Министерства финансов РК и находится в непосредственном подчинении Министерству финансов Республики Казахстан.
Казначейская система призвана навести строгий порядок в расходовании бюджетных средств, что пришлось не по душе далеко не всем руководителям бюджетных организаций.
Управление свою работу осуществляло в соответствии с Правилами кассового обслуживания исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов территориальными органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК утвержденными Приказом Минфина РК от 19 апреля 2000 года №46-н, которые применялись до 01 января 2008года.
С 01 января 2008года кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов в Управлении организовало в соответствии с приказом Комитета Казначейства Министерства финансов РК от 25 марта 2007 года №1н о «Порядке кассового обслуживания исполнения республиканского бюджет и местных бюджетов территориальными органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК». [8]
Из предложенных вышеуказанным Порядком двух вариантов кассового обслуживания Управление уже на протяжении 6-ти лет работает по второму, то есть с открытием лицевых счетов распорядителям и получателям средств бюджета.
В соответствии с этим же приказом, Отделением подписано Соглашение с администрацией области, в рамках которого разделены полномочия. Неотъемлемой частью этого Соглашения является Регламент «О порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом и Управлением при кассовом обслуживании исполнении бюджета», который подписан с Департаментом финансов по ЮКО.
На балансовых счетах Управления, открытых для в НБ РК по ЮКО открыто 12 счетов (№40204) городам и районам и 1 счет – бюджету области.
По состоянию на 01.01.2012 на балансовых счетах открыто 23 лицевых счета 22 учреждениям, финансируемым из местных бюджетов, 18 лицевых счета 16 учреждениям по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, финансируемым за счет средств областного бюджета.
Бюджет и механизм исполнения такого бюджета предполагает усиленный контроль за целевым и эффективным использованием средств получателями, который и возложен на Управление.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, на стадии предварительного и текущего контроля, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке открытия и ведения органами Комитета Казначейства Министерства финансов РК лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов республиканского бюджета, утвержденной приказом Минфина РК от 31 декабря 2007 года №142н.
Учет
поступлений в бюджетную
Комитета Казначейства Министерства финансов РК на основании законодательно утвержденных нормативов отчислений ежегодно формирует и направляет в свои территориальные органы перечень видов поступлений в бюджетную систему РК, подлежащих учету и распределению между бюджетами бюджетной системы РК на соответствующий финансовый год.
На постоянной основе осуществляется мониторинг доходов республиканского бюджета, местных бюджетов (администраторы) на наличие нормативных правовых актов, закрепляющих за ними полномочия по администрированию соответствующих поступлений.
На органы Комитета Казначейства Министерства финансов РК в области формирования доходной части бюджетов возложено выполнение следующих основных задач:
Согласно статье 218 Бюджетного кодекса РК исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
Классификацией доходов бюджетов РК является группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РК, которая основывается на законодательных актах Республики Казахстан, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Для учета поступающих доходов местных бюджетов открываются лицевые счета на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов».
В течении 6 лет работы, приоритетной задачей, при переходе на казначейскую систему исполнения районного бюджета, являлось выполнение установленного задания Управлением и администрацией ЮКО по направлению на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы собственных доходов областного бюджета, которое доводилось вышестоящими организациями.
Осуществляя таким образом совместный контроль в этом направлении, в области нет задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.
В связи с тем, что в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, то в платежном документе налогоплательщика необходимо наличие реквизита кода БИН поселения.
Успешная реализация законов, во многом зависела от эффективности работы налоговых и иных контролирующих органов – администраторов доходов, организации их взаимодействия и информационного обмена.
В процессе реформирования сталкиваются со многими проблемами, главной из которых является недостаток финансовых средств на осуществление полномочий.
Так, в существующих условиях область была вынуждена искать выход из сложившийся ситуации. В частности, было принято решение о замене дотации на норматив отчислений по налогам.
Принимая данное решение, администрация шла на определенный риск, который связан с нестабильностью налогового законодательства и отсутствием данных о налоговой базе области.
Однако эта мера дала администрации области рычаги, позволившие позитивно влиять на исполнение доходной части бюджета. Проводится инвентаризация плательщиков, ведется работа по регистрации неоформленного должным образом, а соответственно, и не облагаемого налогом имущества.
Одним из основных направлений деятельности администрации по сбору налогов стала работа с недоимщиками. В ЮКО создана комиссия по совершенствованию системы платежей и расчетов, которой за год удалось снизить задолженность сельхозтоваропроизводителей почти вдвое.
Причиной возникновения данной проблемы является нерациональная реорганизация налоговых органов – создание межрайонных инспекций, обслуживающих 3–4 района, состоящих из нескольких десятков поселений.
Однако усилия, предпринимаемые администрацией по увеличению поступлений в доход областного бюджета, невозможно оперативно отслеживать недоимку, что, в свою очередь, исключает индивидуальную работу с налогоплательщиками.
Особенно остро стоит проблема с собираемостью налога на доходы физических лиц, доля которого составляет более 52% консолидированного бюджета области. Контроль за его сбором практически не осуществляется. Аналогично складывается ситуация с налогами, плательщиками которых являются физические лица – транспортным, земельным, на имущество. Необходимость возврата налоговых инспекций на территорию каждого района доказана временем и является одним из условий полноценной реализации реформы.
Кроме того, необходимо поддержать начинания в работе с налоговыми агентами по наиболее полному поступлению в бюджет налога на доходы физических лиц, для чего разработать на государственном уровне комплекс мероприятий по легализации заработной платы, выплачиваемой в «конвертах» и соответственно не облагаемой ИПН.
Отсутствует должный контроль за правильностью начисления и уплаты налога на имущество организаций. В связи с банкротством сельхозпредприятий и приходом инвесторов во вновь созданных предприятиях осуществляется сделки с имуществом без государственной регистрации и без постановки на балансовый учет, что влечет за собой необоснованное уменьшение налогооблагаемой базы.
Снижение
численности предпринимателей, уплачивающих
единый налог на вмененный доход,
свидетельствует о
Реализация
данного порядка финансирования
полномочий усложняет межбюджетные
отношения, искусственно завышает объем
местных бюджетов, замедляет процесс
прохождения средств и
Успех реформирования межбюджетных отношений в рамках закона №131-ФЗ в значительной мере зависит от реальной заинтересованности администрации в формировании доходной части местных бюджетов, как за
Рисунок 1. Распределение расходов областного бюджета
счет развития
собственной налоговой базы, так
и путем усиления администрирования
местных налогов. Но администратором
местных налогов является налоговая
служба, а налоговые органы мало
уделяют внимания увеличению собираемости
местных налогов. В связи с
этим целесообразно функции
Еще одной острой проблемой, с которой столкнулись бюджеты поселений, является поступление земельного налога, исчисленного на основе кадастровой оценки стоимости земли. Введение в действие гл. 31 Налогового кодекса РК является преждевременным, не учитывающим положение дел в регионах. Объектом налогообложения может быть только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. На сегодняшний день доля земельных участков, отвечающих требованиям Налогового кодекса РК, очень мала. Кроме того, отсутствует нормативно закрепленный механизм воздействия органов местного самоуправления на собственников земельных участков и землепользователей в понуждении их проведения работ по межеванию земельных участков и постановке на кадастровый учет. Ситуация осложнена еще и тем, что органы местного самоуправления поселений были обязаны предоставить в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления земельного налога, по форме, утвержденной Минфином РК. Но указанная форма не была утверждена. Информация, подготовленная органами местного самоуправления по иной форме, налоговыми органами не принимается. Предоставление информации по установленной форме потребовало значительных дополнительных финансовых затрат и времени, что привело к несвоевременному начислению земельного налога и, следовательно, несвоевременному поступлению средств в местные бюджеты, что ставит под угрозу исполнение расходных обязательств поселений, так как земельный налог является их основным доходным источником.
Подобная ситуация сложилась не только в ЮКО, которые оказались заложниками неурегулированности нормативных актов. Гл. 31 Налогового кодекса РК необходимо было вводить поэтапно, учитывая ситуацию, складывающуюся на местах.
Большой проблемой для муниципальных образований является изношенность материальной базы, необходимой для исполнения законодательно закрепленных полномочий. В первую очередь это касается капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений учреждений бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура), а также административных зданий самих органов. Все это в полной мере относится и к оснащению учреждений и организаций, финансируемых из местных бюджетов, в первую очередь, органов местного самоуправления, современными средствами связи, без которых невозможно на требуемом уровне оперативно взаимодействовать с органами государственной власти в части управления финансовыми ресурсами.
Еще более
проблематичным для подавляющего большинства
муниципальных образований
Аналогичная ситуация складывается и по коммунальным сетям, в первую очередь водопроводам, аварийное состояние которых требует колоссальных затрат.
В условиях недостатка средств областного бюджета на оказание помощи муниципальным образованиям для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, и учитывая социальную остроту указанных проблем необходимо рассмотреть возможность оказания соответствующей помощи из республиканского бюджета.
Недостаток финансовых средств обостряет еще одну из проблем органов местного самоуправления. В соответствии с требованиями действующего законодательства в процессе разграничения полномочий происходит передача имущества из государственной собственности в собственность муниципальных образований. В 2011–2012 гг. в собственность области передано имущество на общую сумму почти 443 млн. тенге. В состав переданного имущества вошло 193 объекта недвижимости, а также 50 учреждений образования, здравоохранения, культуры и 2 унитарных предприятия.
Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджета страны и ее основные принципы