Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа
В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.
При этом следует ожидать следующие результаты:
- Интегрированный и единый для
всей страны подход к отбору
и обучению персонала и
- Централизованное управление работы со звонками приведет к большей упорядоченности в работе с налогоплательщиками;
- Персонал станет нацеленным
на оптимальное сочетание
В дальнейшем следует стремиться к
созданию классификации звонков
на три уровня, /11/ два из которых
будут определяться по номеру и по
дополнительно выбранному номеру, и
это будет являться кратким описанием
поступившего звонка. То есть во время
звонка, перед отвечающим на звонок,
на экране сразу появляется краткая
информация о клиенте, а также
форма для перевода звонка (при
необходимости). Переключение звонков
будет производиться в
Австралийская телефонная служба была разработана для реализации внедрения и поддержки The New Tax System. Штат данной службы по всей Австралии составляет 1 368 сотрудников в 10 территориальных центрах. Обслуживается 5 «линий бизнеса»:
- крупный бизнес и
- малый бизнес;
- индивидуальный бизнес;
- услуги;
- акцизы;
- информационные технологии.
Количество звонков в день от 20 000 до 30 000. В то время как в реестре предприятий Австралии числится 30 000 крупных налогоплательщиков, в том числе 15 000 головных предприятий. 20 млрд. долларов США составляет сбор от крупных налогоплательщиков (15% от общей суммы поступлений в бюджет). /8, с.54/
В Австралии, что показательно для Республики Казахстан, данный проект находится во внимании общественных организаций. На улицах, во всевозможных буклетах и т.п. рекламируется данная система подачи декларации. К примеру, Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защите прав потребителей ведет контроль за ценами на товары и услуги для того, чтобы они не отразились на австралийцах. Эта комиссия также проводит разъяснительную работу с налогоплательщиками, организовала телефонную «горячую линию».
Выделено 500 млн. долл. США для оказания помощи малым и средним предприятиям, общественным предприятиям и просветительским организациям для подготовки их к введению The New Tax System /1, с.92/. Издаются и публикуются руководства, рекомендации, пояснения по работе с данной системой, с регистрационными формами, декларациями и т.д. Это обусловлено тем, что правильная организация работы и полученная информация стоят дорого и оправдывают затраты.
2.4 Анализ и современное состояние нарушений, выявленных при осуществлении налогового законодательства
Наиболее характерными
нарушениями налогового законодательства
при определении
В ходе проведения документальных проверок работниками налогового комитета по г. Семипалатинску за 2004 год наложено 137 финсанкций, что на 28 финсанкций, или на 25,7% больше, чем в 2003 году.
В процессе проверок выявлены факты несоблюдения пункта 2 статьи 235 Налогового кодекса РК: хозяйствующими субъектами, которые не являются плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг) выписаны счет-фактуры с НДС. За выписку фиктивных счет-фактур протокола об административном нарушении комитетом направлены в судебные органы. В соответствии со статьей 211 КоАП РК привлечены к административному взысканию в виде штрафа в размере 200% от суммы НДС, включенные в счет-фактуры: по 7 актам проверок, где сумма доначисленного налога превышал 2000 МРП, для дальнейшего контроля направлены материалы в ДФП, получены ответы по 5 актам об отсутствии состава налогового преступления, по 2 актам срок не наступил.
Также проводится совместная работа по розыску руководителей предприятий для проведения встречных проверок: за 2004 год направлено 37 запросов ДФП по розыску руководителей предприятии (таблица 7). Получены ответы на запросы по 30 предприятиям, не получен ответ на запрос по 7 предприятиям.
Таблица 2.1.
Взаимодействие Налогового комитета с уполномоченными органами
Показатели |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
Отклонение (+,-) | ||
2003/2002 |
2004/2002 |
2004/2003 | ||||
Количество актов переданных в ДФП, где сумма налога превышает 2000 МРП |
5 |
17 |
18 |
12 |
2 |
1 |
Количество направленных запросов в ДФП для розыска руководителей предприятий для проведения встречных проверок |
16 |
28 |
37 |
12 |
11 |
9 |
Количество направленных запросов ТУ в целях подтверждения факта выпуска груза |
14 |
21 |
26 |
7 |
12 |
5 |
Как видно из таблицы, в
2004 году по сравнению с
Отделом аудита физических лиц за 2004 г. произведено 172 налоговых проверки, из них 135 документальных проверок, 34 хронометражных обследования, 3 рейдовые проверки.
Из 135 документальных проверок произведено: 107 - комплексных (в т. ч. 1 по письму НК г. Семипалатинску, 1- по письму ДФП по г. Семипалатинску), 26 встречных проверок, 2 тематические проверки, в т.ч. 1 - у физического лица на основании постановления следователя СУ ДФП по г. Семипалатинску о назначении налоговой проверки (предписание № 797 от 29.07.2004 года).
Произведено 34 хронометражных обследования, из них: 7- у юридических лиц, в 5 случаях наблюдалось увеличение среднемесячного дохода от реализации товаров, работ, услуг по сравнению с предыдущими месяцами; 27-у физических лиц (одно хронометражное обследование производил налоговый комитет по г. Семипалатинску), в 22 случаях установлено увеличение среднемесячного дохода. Согласно журнала регистрации актов хронометражных обследований в программе ИНИС в период с 01.01.2003 г. по 30.11.2003 г. составлено 39 актов хронометражного обследования, в том числе 6 актов хронометражных обследований, произведенных в 2002 году. Причиной составления актов хронометражного обследования в текущем году является сбой программы ИНИС в декабре 2002 году. Дополнительно уплачено налогов по представленным корректирующим декларациям в сумме 560,1 тыс. тенге.
Предоставили корректировочные декларации и уплатили соответствующие суммы налогов (индивидуальный подоходный и социальный) 12 индивидуальных предпринимателей.
В 2004 году по произведенным 3-м рейдовым проверкам начислены административные штрафы на общую сумму 26,2 тыс. тенге в соответствии с п. 1 ст. 205 КоАП РК.
По результатам произведенных
документальных проверок
По сравнению с 2002 годом, в 2003 году количество произведенных документальных проверок увеличилось на 35 проверок.
Привлечены к административной ответственности 25 физических лиц и 1 юридическое лицо. По индивидуальному подоходному налогу по доходам, облагаемым у источника выплаты, за 2004 год проверено 107 индивидуальных предпринимателей, у 5 налогоплательщиков установлены нарушения. За 2003 год охвачено документальными проверками 57 индивидуальных предпринимателей, у 6 из которых установлены нарушения.
По результатам проверок физических лиц за 2004 год доначислено налога в сумме 164,4 тыс. тенге, пени – 35,5 тыс. тенге, которые полностью взысканы в бюджет. Уменьшено 1,3 тыс. тенге. За 2003 год начислено налога в сумме 9,2 тыс. тенге, пени – 1,1 тыс. тенге.
Основной причиной расхождений данных индивидуальных предпринимателей с данными проверки является неправильное определение налогооблагаемой базы. Например:
ИП Сланевскому В.В. доначислено налога 50,6 тыс. тенге – ст. 146 Кодекса РК «О налогах…», пени - 1,7 тыс. тенге - п. 3 ст. 46 Кодекса РК «О налогах…».
ИП Садвакасову К.А. доначислено 106,8 тыс. тенге налога, пени – 33,1 тыс. тенге, нарушение ст. 29 Закона РК «О налогах…».
По индивидуальному подоходному налогу по доходам, не облагаемым у источника выплаты, охвачено проверками в 2004 году 109, установлены нарушения у 18 индивидуальных предпринимателей, 1 физического лица. В 2003 году было охвачено проверками 87, установлены нарушения у 35 индивидуальных предпринимателей.
В 2004 году по результатам документальных проверок доначислено всего 1861,3 тыс. тенге, в том числе налога 1758,3 тыс. тенге, взыскано 577,8 тыс. тенге. Из них 1053,1 тыс. тенге налогов, 47,7 тыс. тенге пени доначислено физическому лицу, уменьшено пени в результате перепроверки на 3,2 тыс. тенге. По результатам проверок уменьшено налога на 2,2 тыс. тенге.
В 2003 году доначислено всего 291,1 тыс. тенге, в том числе налога – 274,9 тыс. тенге, взыскано 269,9 тыс. тенге.
Задолженность прошлых лет составляет 3441,4 тыс. тенге, взыскано 0,6 тыс. тенге. По упрощенной декларации, в отчетном периоде проверено 52 индивидуальных предпринимателя, по результатам документальных проверок установлены 2 нарушения - неполное отражение полученных доходов, нарушение ст. 80 Кодекса РК «О налогах…». Доначислено 38,9 тыс. тенге, в том числе налога 32 тыс. тенге, взыскано 17,7 тыс. тенге.
В 2003 году был проверен
1 индивидуальный предприниматель, нарушений
не установлено. В общеустановленном
порядке на 01.10.2004 г. охвачено проверками
за отчетный период 40 индивидуальных предпринимателей,
у 16 установлены нарушения. В аналогичном
периоде прошлого года произведено
82 документальных проверок, выявлено нарушений
33. По результатам проверок за 2004
год доначислено 721,6 тыс. тенге, в
том числе налогов 673,2 тыс. тенге,
взыскано 560,1 тыс. тенге. Задолженность
на конец отчетного периода
В 2003 году сумма доначисленных налогов по данному коду составила 256,7 тыс. тенге, из них взыскано 235,5 тыс. тенге.
Наиболее характерными нарушениями налогового законодательства /12/ являются неполное отражение полученных доходов, необоснованное отнесение на затраты документально не подтвержденных расходов (ст. 14 п. 1 Закона «О налогах…), неправильное определение налогооблагаемого дохода (ст. 79 Кодекса РК «О налогах…»), а также несвоевременная уплата налога (нарушение ст. 165 и п.2 ст. 168 Кодекса РК «О налогах…).
По имущественному доходу,
состоит на учете и привлечено
к уплате 1 физическое лицо, произведена
проверка у 1 физического лица. Доначислено
индивидуального подоходного
По налогу на добавленную стоимость, охвачено проверками за 2004 год 133 индивидуальных предпринимателя, у 15 установлены нарушения. На 01.10.2003 г. охвачено проверками 62 индивидуальных предпринимателей, у 25 установлены нарушения. По результатам проверок отчетного периода доначислено 1205 тыс. тенге, в том числе налога 983,2 тыс. тенге. Задолженность на конец отчетного периода составила 463,3 тыс. тенге. В аналогичном периоде 2003 года доначислено и взыскано налога на сумму 2052,4 тыс. тенге.
Основной причиной доначислений является неполная уплата сумм налога в результате неправильного определения размера облагаемого оборота, а также неправильное отнесение в зачет сумм НДС (ст. 64 Закона РК «О налогах…»).
По социальному налогу, проверка произведена у 107 индивидуальных предпринимателей, у 22 установлены нарушения. По сравнению с 2003 годом в 2004 году количество индивидуальных предпринимателей, охваченных проверками, увеличилось на 50 человек. В результате проверок за 2004 год доначислено 523,6 тыс. тенге, из них налогов – 445,6 тыс. тенге; взыскано 340,5 тыс. тенге. Задолженность составляет 183,1 тыс. тенге. В 2003 году доначислено налога на сумму 293,9 тыс. тенге, взыскано 196,4 тыс. тенге.
Основной причиной доначислений является занижение налогооблагаемой базы для исчисления налога (нарушение ст. 11, 14 Закона РК «О налогах…»). /13/
По плате за загрязнение окружающей среды, проверены 107 индивидуальных предпринимателей, у 1 установлено нарушение, доначислено и взыскано платежа в сумме 0,9 тыс. тенге (ст. 463 Кодекса РК «О налогах…»), пени – 0,3 тыс. тенге - п. 3 ст. 46 Кодекса РК «О налогах…».
По результатам документальных проверок в 2004 году начислены штрафы согласно Закона РК «О налогах…» 27 индивидуальным предпринимателям на сумму 159,8 тыс. тенге, взыскано 97,9 тыс. тенге, начислено 1 индивидуальному предпринимателю 8694,3 тыс. тенге– поступления от безлицензионной деятельности.
Привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РК 25 физических лиц на общую сумму 499 тыс. тенге, из них взыскано 376,8 тыс. тенге. Из них 5 индивидуальных предпринимателей освобождены от административной ответственности на основании ст. 67, 68 КоАП РК.
В целях снижения недоимки проделана следующая работа:
На основании
ст. 22 «О взаимодействии органов налоговой
службы с другими государственными
органами» Налогового кодекса РК
«О налогах и других обязательных
платежах в бюджет», а также во
исполнение Приказа НК МФ РК № 26 от
14.02.2003 г. «Об утверждении Порядка
взаимодействия органов налоговой
службы и финансовой полиции РК по
выявлению, предупреждению, пресечению
правонарушений и преступлений в
сфере экономической