Санкции на налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Файлы: 1 файл

др санкции налог.docx

— 137.84 Кб (Скачать файл)

- по камеральному контролю - уведомление  об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

- по остальным видам налогового  контроля - уведомление об устранении  нарушений налогового законодательства.

При этом указанные уведомления  органом налоговой службы должны быть направлены в следующие сроки:

- уведомление о начисленной  сумме налогов и других обязательных  платежей в бюджет по результатам  налоговой проверки - не позднее  5 рабочих дней со дня принятия  решения по акту налоговой  проверки;

- уведомление об устранении  нарушений, выявленных по результатам  камерального контроля, - не позднее 2 рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности;

- уведомление об устранении  нарушений налогового законодательства - не позднее 5 рабочих дней со дня их выявления.

Новые формы налогового контроля позволяют  в более полном объеме получать информацию о количестве физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, их местонахождении, видах деятельности и местах ее осуществления, об имеющихся объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.

В том, что  налоговый контроль нужен, сомнений быть не может, т.е. каждый налогоплательщик должен стремиться к тому, чтобы  выполнить свои налоговые обязательства  в полном объеме и своевременно. Налоговый контроль всегда осуществляется в налоговых отношениях, построенных по модели «власти и подчинения», где контролирующий субъект является государственным органом, наделенным соответствующими властными полномочиями. /9/ Поэтому ни отдельный гражданин, ни трудовой коллектив, ни даже профсоюз субъектами налогового контроля выступать не могут.

По этим же причинам не являются налоговым  контролем аудиторские проверки, несмотря на то, что они приобрели  весьма широкое распространение.

Аудиторы  могут осуществлять проверки всякого  рода налоговых вопросов по заказам тех же самых налогоплательщиков, однако эти проверки не будут выражать собой налоговый контроль, поскольку аудитор (аудиторская организация) не является государственным органом и отношение между ним как субъектом проверки и налогоплательщиком носят не налогово-правовой, а гражданско-правовой характер. Гражданско-правовая природа отношений между аудитором и проверяемым объектом не меняется и в том случае, когда аудиторская налоговая проверка является не инициативной (т.е. проводимой по желанию самого проверяемого объекта), а обязательной (т.е. проводимой в силу требования закона).

В связи  с этим следует различать налоговый  контроль как разновидность финансовой деятельности государства и всякого  рода налоговые проверки (проверки ведения налоговых дел на проверяемом  объекте), которые производятся на гражданско-правовой основе.

С позиций  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов, финансовый контроль подразделяют на:

- контроль, осуществляемый органами представительной власти;

- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

- судебный  контроль /10, с.71/.

Переводя  данные положения на собственно налоговый  контроль, можно отметить, что в силу специфических особенностей нашей республики, где Парламент не обладает какими-либо значительными контрольными полномочиями (то же самое можно сказать и про маслихаты), налоговый контроль представительных органов не получил достаточного распространения и реально он может иметь место разве что при утверждении отчета Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, где Парламент может коснуться вопроса о сборе налогов в связи с анализом исполнения доходной части бюджета.

В основном же налоговый контроль реализуется  через деятельность органов исполнительной власти, а конкретней — через деятельность органов налоговой службы государства.

Однако  нельзя отрицать существования судебного  налогового контроля.

Суд выступает  в качестве органа налогового контроля при рассмотрении следующих дел: о взимании налоговой задолженности с неисправных налогоплательщиков по заявлениям налоговых органов; при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на действия налоговых органов (например, в случае необоснованного приостановления расходных операций по банковскому счету налогоплательщика); при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерных действий работников налоговой службы; при обжаловании налогоплательщиками решений органов налоговой службы о привлечении этих налогоплательщиков к финансово-правовой или административно-правовой ответственности; при рассмотрении уголовных дел, связанных с нарушением налогоплательщиками налогового законодательства либо с неправомерными действиями работников органов налоговой службы, образующими состав преступления.

Во всех указанных случаях суд дает оценку поведения лиц (ответчиков, правонарушителей и т.д.) с точки зрения соответствия этого поведения налоговому законодательству, т.е. хотя и не прямо, но осуществляет налоговый контроль.

В зависимости  от характера налогового отношения, в рамках которого осуществляется налоговый  контроль, его можно подразделить на материальный и организационный.

Предметом материального налогового контроля, который осуществляется в рамках материального налогового правоотношения, выступает исполнение налогового обязательства, т.е. полнота и своевременность уплаты налога, а также сопутствующих этому исполнению элементов (ведение учета объекта налогообложения, правильное исчисление налогооблагаемой базы и т.п.).

Предметом организационного налогового контроля, который осуществляется в рамках организационного налогового правоотношения, выступает исполнение налоговых обязанностей организационного порядка.

Таким образом, органы налоговой службы, используя все формы налогового контроля, обеспечивают полноту поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Новые формы налогового контроля позволяют  в более полном объеме получать информацию о количестве физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, их местонахождении, видах деятельности и местах ее осуществления, об имеющихся объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля. Правильное применение на практике органами налоговой службы установленных форм налогового контроля обеспечит результативность налоговой политики государства и успешного налогового администрирования.

 

 

 

2.3 Организация налогового  регулирования в зарубежных странах

 

 

 

Для налоговых органов Республики Казахстан в организации контрольно-экономической  работы представляет большой  интерес  зарубежный опыт. Так, на наш взгляд, наиболее интересной является система  контроля налоговых поступлений  на принципах их моделирования, получившая наибольшее распространение в Соединенных  Штатах Америки. Налоговые органы этой страны имеют широкие права в  области налогового контроля. Вместе с тем, действует билль о правах налогоплательщика, который может  обжаловать действия налоговых органов  в суде в течение 21 дня.

Налоговые службы США контролируют поступление доходов в региональном и отраслевом разрезе в сравнении  с предшествующими периодами. Это  позволяет проанализировать поступление  доходов в динамике. Подобная схема  дает возможность отслеживать отклонения в величине поступающих доходов. При их обнаружении вступает в  действие механизм более углубленного конкретного анализа причин расхождения.

В США используется модель контроля налоговых поступлений, разработанная  компанией Barents Group USA. Эта модель позволяет  получать ежемесячные прогнозы налоговых  поступлений по отдельным видам  налогов на основе заранее заданных годовых итогов. Кроме того, она  предусматривает возможность сопоставлять фактические месячные поступления  с прогнозными поступлениями  и с поступлениями за соответствующий  период прошлого года. Вместе с тем, на основе модели проводятся корректировки  месячных и годовых сумм налогов  с учетом уже поступивших фактических  налогов.

В модель входят следующие модули: модуль базы данных; модуль базовых  прогнозов; модуль мониторинга и  отчетов; модуль модификации прогнозов; модуль дополнительных свойств модели контроля налоговых поступлений /8, с.92/.

Первый модуль формирует данные о реальных ежемесячных налоговых  поступлениях с учетом изменений  действующего законодательства и различий в инфляционных тенденциях, а также  в сравнении с аналогичными поступлениями  за прошлые годы. Информационные ряды этого модуля служат исходной базой  для построения последующих элементов  модели.

В модуле базовых прогнозов отражаются тенденции поступлений реальных налогов и помесячный прогноз  налоговых поступлений (его базовые  оценки составляются в двух вариантах: с учетом инфляции и законодательных  изменений).

Третий модуль является центральным  звеном системы контроля налоговых  поступлений. Его назначение – выявление  отклонений налоговых сборов от прогнозов.

Четвертый модуль выполняет функции  мониторинга, который информирует  аналитиков о любых отклонениях  поступлений отдельных налогов  от прогнозов. При выявлении причин таких отклонений определяется их возможное  воздействие на помесячные налоговые  поступления в будущем, что ставит перед политиками необходимость  пересмотра годовых бюджетных проектировок.

Пятый модуль используется в целях  учета непредвиденных факторов, которые  могут выявляться на протяжении прогнозного  года (изменение налоговых ставок, административные изменения и т.д.). При этом перед аналитиком стоит  задача ответить на вопрос, не приведут ли эти факторы: а) к устойчивому  изменению налоговых поступлений, что потребует пересмотра годового прогноза; б) к временному изменению, которое повлияет на распределение  в сроках налоговых поступлений, что не отразится на годовом прогнозе; в) к временному отклонению, которое  отразится на годовом прогнозе, но не повлияет на помесячные поступления  в будущем.

Важнейшую роль в системе контроля поступления налогов играет научно обоснованная разработка ежемесячных  прогнозов, которые составляются на базе модели налоговых поступлений. Ежемесячные прогнозы координируются с контрольными цифрами, заложенными  в годовом бюджете. При значительных расхождениях между прогнозами и  реальными поступлениями налогов  выявляют причины этих расхождений  и проводят соответствующую корректировку, как прогнозных значений, так и  годовой суммы налога. После составления  корректировок строится ежемесячный  мониторинг с целью отслеживания процесса поступления налогов. Очевидно, что модель контроля налоговых поступлений  обладает огромным объемом информации и поэтому ее основное назначение – составление отчетов о налоговых  поступлениях для заинтересованных государственных ведомств.

Следует отметить, что в настоящее  время в Казахстане подобные методы налогового контроля не находят должного применения в связи с тем, что  меняется налоговая система страны, с одной стороны, и присутствует значительная инфляция, с другой. Налоговые  органы Казахстана до сих пор находятся  в стадии становления. Практически  каждый год происходят существенные коренные изменения, как в организационной  структуре налоговых органов, так  и в налоговом законодательстве страны.

В качестве улучшения организации  работы налоговых органов в Республике Казахстан можно разработать  телефонную службу подачи налогоплательщиками  деклараций, по опыту уже имеющейся  такой службы в Австралии. Это  позволит подавать декларации по телефону при помощи естественного языка. Но для работы с данной системой, на наш взгляд, следует приглашать только тех налогоплательщиков, которые  зарекомендовали себя как «чисто подающие налоговую отчетность»  и не имеющие проблем с налоговым  законодательством. Преимущества этой системы:

- Обеспечение  быстрого  возврата  налогов;

- Бесплатное оформление декларации;

- Простота использования (просто  ответы на вопросы по телефону, подача большинства деклараций  занимает 10 минут);

- Легкость доступа. Система при  этом должна работать 7 дней в  неделю, 24 часа в сутки; 

- Отсутствие почтовых расходов. Бумажная копия должна храниться у налогоплательщика в течении 5 лет;

- Сразу же, в конце звонка, налогоплательщик  получит рекомендации по сумме  возврата налога и по сумме  самого налога;

- Безопасность. Налогоплательщику  выдается персональный индивидуальный  номер (ПИН). Как только трансакция  завершена и налогоплательщик  получает номер квитанции, этот  ПИН автоматически становится  недействительным.

Информация о работе Санкции на налоги