Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа
В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.
На областном уровне может выполняться регистрация жалоб на уведомления, прием отчетов по результатам рассмотрения жалоб по уведомлениям, мониторинг дела, формирование отчетности, исполнение дела.
На районном уровне выполняется: создание акта налоговой проверки, формируются уведомления, ведется текущий счет налогоплательщика, выполняется репликация на областной и республиканский уровни. Перечисленные уровни системы имеют одинаковые структуры хранения дел, и различные функции для работы с ними. В процессе эксплуатации система ЭКНА использует как общие справочники системы, так и специализированные справочники самой системы, которые ведутся централизованно (на уровне Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан), и обновляются одновременно на республиканском и областном уровнях.
В IV квартале 2002 г. начата пилотная эксплуатация информационной системы ЭКНА в территориальных налоговых комитетах. Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан сопровождает пилотную эксплуатацию данной информационной системы путем своевременной выработки рекомендаций территориальным налоговым комитетам по работе с ИС ЭКНА на базе анализа предложений и замечаний по эксплуатации. Данный механизм сотрудничества позволяет постоянно совершенствовать программное обеспечение ЭКНА и дает толчок для развития методологической базы налогового законодательства. Хотя ИС ЭКНА внедрена в налоговых комитетах лишь в ноябре 2002 г., уже сейчас имеются первые результаты работы. Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан произведен анализ сроков исполнения "дел на проверку" и выявилось, что многими областями нарушается регламент работы в ИС ЭКНА, т.е. не соблюдаются сроки формирования предписаний и актов проверок, отсутствует порядковая нумерация /12, с.18/.
При анализе предоставленных предложений по совершенствованию и модернизации системы определен рейтинг территориальных налоговых комитетов по участию в пилотной эксплуатации ИС ЭКНА, который показал, что не все налоговые комитеты принимают активное участие в совершенствовании системы. Наиболее интересные вопросы и предложения уже реализованы в ИС ЭКНА, часть из них реализуется в ближайшее время.
Дальнейшее развитие программного обеспечения ИС ЭКНА будет направлено на повышение качества налогового аудита и контроля эффективности работы налоговых органов, в частности, путем совершенствования механизма проведения камерального контроля по отбору налогоплательщиков для включения в план проверок за счет формирования рейтинга налогоплательщиков, сформированного по результатам многомерного анализа аналитических данных хранилища. Причем предполагается, что такой анализ в рамках хранилища позволит не только эффективно отбирать налогоплательщиков, но и производить расчет предварительных результатов налоговой проверки по конкретному налогоплательщику.
Кроме того, посредством реализации хранилища планируется реализовать формирование электронного дела налогоплательщика, в котором будет аккумулироваться вся информация по исчисленным и уплаченным налоговым обязательствам данного налогоплательщика, актам проверок, сведениям об административных правонарушениях в области налогообложения. Также предполагается произвести разработку и реализацию программного обеспечения на государственном языке.
Еще одна важная деталь – это введение
в эксплуатацию интегрированной
системы управления информационными
ресурсами – единого портала,
ранее называемого
3.2 Основные проблемы
и пути их реализации в
Многочисленные проблемы, связанные с налогообложением и взиманием налогов и платежей, самым негативным образом сказываются на формировании бюджетов всех уровней. Рассмотрим основные проблемы и возможные пути их решения:
1. Следует внести изменения
в п. 2 ст. 534 Налогового кодекса,
где предусмотрено, что
2.В соответствии с
пунктом 3 ст.400,403,406,409,410,415,
3. Согласно Приказу Министерства Государственных Доходов Республики Казахстан №1793 от 28.12.2001 г. «Об утверждении форм сведений по обязательным платежам в бюджет» уполномоченные органы должны предоставлять сведения по обязательным платежам в бюджет согласно утвержденным формам. Однако:
-многие
уполномоченные органы
-данным
приказом не определены формы
сведений для уполномоченных
органов по взиманию
4. Необходимо программное обеспечение для выписывания и регистрации уведомлений согласно ст. 31 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет ». Так например, по каждому сроку недоимку образует в среднем 2000 юридических лиц. В связи с этим, необходимо выписать вручную на каждое предприятие 6 экземпляров уведомлений №4; №5; №9. Только выписывание одного вида уведомления № 5 занимает в среднем 5 минут, так как в данном уведомлении расписывается недоимка в разрезе по кодам с указание пени, штрафов, подсчитывается итоговая сумма недоимки.
5. В связи с тем, что база данных налогоплательщиков очень устарела, т.е. данные претерпели изменения и адресные данные налогоплательщики сознательно указывают неверно, для применения дальнейших мер для принудительного взимания денежных средств для погашения недоимки и привлечения налогоплательщика к предоставлению налоговой отчетности в случае ее несвоевременного предоставления целесообразно брать за основу факт отправки по почте, а не сам факт получения уведомления по почте.
6. Согласно
ст.351 Налогового кодекса РК
Также следует
отметить, что в целях обеспечения
полноты и своевременности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по проведенному в дипломной работе исследованию можно сделать следующие выводы:
1.Организация
налогообложения сводится к
2. Налоговая система РК включает 33 вида налогов и сборов, формы и методы их построения, структуру и звенья управления.
Основные
направления налоговой политики
находят свое воплощение в эффективности
действующей налоговой системы,
задачами которой являются: обеспечение
фискально-
2. Налоговый контроль - контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Налоговый контроль состоит не только в проверке исполнения налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также устранений нарушений законодательства Республики Казахстан.
Новые формы налогового контроля позволяют более в полном объеме получать информацию о количестве физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, их местонахождении, видах деятельности и местах ее осуществления, об имеющихся объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля. Все формы налогового контроля осуществляются исключительно органами налоговой службы. Это означает, что никакие другие государственные органы не вправе вторгаться в сферу налогового контроля.
3. К органам налоговой службы
относятся уполномоченный
В 2004 году выполнение прогноза составило 111%, фактически поступило 13978280 тыс. тенге, что на 2976988 тыс.тенге больше показателя 2002 года и на 2354673 тыс. тенге 2003 года.
4. Основными
причинами роста сумм недоимки
являются нестабильность
5. Наиболее характерными
нарушениями налогового
В работе
рассмотрены основные проблемы и
предложены возможные пути их решения.
Так, на наш взгляд, следует внести
изменения в п. 2 ст. 534 Налогового
кодекса, где предусмотрено, что
проверка должна быть начата не позднее
30 календарных дней после получения
заявления налогоплательщика на
ликвидацию, так как на практике
после написания заявления на
ликвидацию налогоплательщик согласно
п. 7 ст. 69 Налогового кодекса в течение
15 дней со дня принятия решения о
ликвидации или реорганизации
В связи
с тем, что база данных налогоплательщиков
очень устарела, т.е. данные претерпели
изменения и адресные данные налогоплательщики
сознательно указывают неверно,
для применения дальнейших мер для
принудительного взимания денежных
средств для погашения недоимки
и привлечения