Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа
В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.
Налоговой
контроль представляет собой довольно
сложную организационную
Элементы налогового контроля |
субъект контроля (органы налоговой службы); |
объект (налогоплательщики); |
предмет (налоговая политика |
цели контроля (проверка полноты и
правильности расчетов с |
методы осуществления контроля (тематическая, документальная проверки). |
Рис. 1 Элементы налогового контроля
Содержание каждого из перечисленных элементов налогового контроля заложено в следующих вопросах: кто проверяет - обозначает субъект контроля; кого проверяют — объект контроля; что проверяется — предмет контроля; для чего проверяется — цель контроля; как проверяется — методы контроля.
Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок.
Объектами налогового контроля являются лица, на которых налоговым законодательством возложены налоговые обязательства.
Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.
Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель - препятствие уходу от налогов, обеспечение поступлений в доходную часть бюджета государства, устранение нарушений законодательства Республики Казахстан. На рисунке 2 представлены формы налогового контроля.
регистрационный учет налогоплательщиков; |
учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; |
учет поступлений в бюджет; |
учет плательщиков налога на добавленную стоимость; |
налоговые проверки; |
камеральный контроль; |
мониторинг финансово- |
правила применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; |
маркировка отдельных видов
подакцизных товаров и |
проверка соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; |
контроль над уполномоченными органами. |
Рис. 2. Формы налогового контроля
Как уже было отмечено, впервые в Налоговом кодексе на законодательном уровне Республики Казахстан закреплены такие формы налогового контроля, как камеральный контроль, рейдовая проверка и хронометражное обследование.
Камеральный контроль - контроль, осуществляемый непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов.
Таким образом, камеральная проверка состоит в текущей (постоянной) обработке документов налоговой отчетности, полученных от налогоплательщиков. Камеральный контроль осуществляется непосредственно по местонахождению органа налоговой службы.
Камеральный контроль включает проверку
полноты представления
Рейдовые проверки, в отличие от документальных проверок, когда проверка проводится в отношении какого-то конкретного налогоплательщика, проводятся в отношении сразу нескольких налогоплательщиков (например, проверка налогоплательщиков, расположенных на одной улице, или проверка сразу нескольких ночных клубов).
Следует отметить, что согласно действующему налоговому законодательству рейдовые проверки, установленные в Налоговом кодексе РК, в настоящее время проводятся мобильными группами, осуществляющими только наблюдение за соблюдением налогового законодательства, которые на сегодня не дают никаких положительных результатов.
Рейдовая проверка по Налоговому кодексу отнесена к налоговым проверкам и является одной из форм налогового контроля, что обеспечит своевременное устранение нарушений налогового законодательства Республики Казахстан. Результаты рейдовой проверки оформляются актом налоговой проверки, что является очень важным для налоговых органов. В случае выявления нарушений по результатам налоговой проверки органом налоговой службы такому налогоплательщику направляется уведомление органа налоговой службы, а также применяются другие меры, в том числе меры по привлечению к административной ответственности.
Другой формой налогового контроля является хронометражное обследование, которое осуществляется органом налоговой службы в целях установления разницы между заявленной суммой доходов и фактическим доходом (включая фактические затраты, связанные с получением дохода). К хронометражному обследованию в основном будут подвергаться налогоплательщики - субъекты малого бизнеса, осуществляющие деятельность в специальном налоговом режиме, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, так как указанные налогоплательщики, осуществляющие деятельность в специальном налоговом режиме по патенту или упрощенной декларации, самостоятельно исчисляют и определяют сумму налогов.
Важность данной формы налогового контроля заключается в том, что хронометражное обследование отнесено к налоговой проверке и оформляется актом налоговой проверки, то есть по его результатам может быть произведено начисление сумм налогов.
По сравнению с рейдовым и хронометражным обследованием, результаты камерального контроля не оформляются актом налоговой проверки. В случае выявления ошибок в заполнении налоговой отчетности, противоречий между сведениями, а также превышении условий, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, налогоплательщику направляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. При этом уведомление налогового органа направляется налогоплательщику не позднее 2 рабочих дней со дня их выявления.
В соответствии со статьей 219 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" руководители органов налоговой службы и их заместители имеют право налагать административные взыскания за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы.
Таким образом, осуществление со стороны органов налоговой службы налогового контроля позволяет, помимо выявления ошибок и критериев отбора для проведения проверок, выявить налогоплательщиков, на которых необходимо будет обратить внимание в ходе документальных проверок.
Одной из форм налогового контроля является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 544 Налогового кодекса мониторинг проводится в целях определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен.
Налоговый кодекс определил два уровня мониторинга (республиканский и региональный).
При этом перечень налогоплательщиков, подлежащих республиканскому мониторингу, определяется Правительством Республики Казахстан. Такой перечень налогоплательщиков, подлежащих республиканскому мониторингу, определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1999 года №1631 «О внедрении государственного мониторинга крупных налогоплательщиков». На сегодняшний день, данный перечень предусматривает более 200 налогоплательщиков. /7/
Согласно Налоговому кодексу перечень налогоплательщиков, подлежащих региональному мониторингу, осуществляется уполномоченным государственным органом, то есть Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан.
Налогоплательщики, подлежащие мониторингу, в обязательном порядке представляют налоговую отчетность в органы налоговой службы.
Орган налоговой службы анализирует их и в случае обнаружения искаженных данных направляет налогоплательщику уведомление об их устранении или же указанные результаты контроля использует в проведении документальной проверки.
Кроме того, органы налоговой службы в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса контролируют правильность применения цен по сделкам в порядке и случаях, предусмотренных законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим вопросы государственного контроля при применении трансфертных цен.
Для осуществления государственного контроля уполномоченные органы проводят мониторинг сделок, по которым могут быть применены трансфертные цены.
При этом перечень товаров (работ или услуг), сделок, которые подлежат мониторингу, определяется уполномоченными органами, осуществляющими контроль при применении трансфертных цен.
По результатам мониторинга уполномоченными органами проводится проверка по вопросу отклонения цены сделки от рыночной цены товара (работы или услуги). При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченные органы корректируют объекты налогообложения и производят начисление сумм налогов, пени и штрафов.
Осуществление налогового контроля через мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков является самым важным контролем и рычагом со стороны государства.
Так же впервые на законодательном уровне закреплена такая форма налогового контроля, как осуществление налогового контроля над уполномоченными органами, к которым относятся органы юстиции и статистики; органы, осуществляющие учет и регистрацию объектов налогообложения, и регистрацию актов гражданского состояния; органы, осуществляющие совершение нотариальных действий; органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера, и осуществляющие регистрацию физических лиц по месту их жительства в Республике Казахстан и иные органы, осуществляющие сбор других обязательных платежей в бюджет.
Также органами налоговой службы осуществляется налоговый контроль над иными органами, осуществляющими сбор других обязательных платежей в бюджет по, вопросам правильности исчисления и полноты их взимания.
Форма налогового контроля выражается в том, чтобы все указанные органы в установленные сроки предоставляли соответствующую информацию об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, в уполномоченный государственный орган, то есть Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан. Данная информация должна содержать сведения, которые перечислены в разделе учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.
Кроме контроля над вышеперечисленными уполномоченными органами, контроль также осуществляется и над местными исполнительными органами, так как в соответствии со статьей 21 Налогового кодекса местные исполнительные органы могут осуществлять сбор налогов на имущество, транспортные средства и земельного налога, уплачиваемых налогоплательщиком - физическим лицом.
Необходимость перекрестного налогового контроля над уполномоченными органами вызвана тем, чтобы данные органы предоставляли имеющуюся информацию, связанную с объектом налогообложения, органам налоговой службы для сопоставления с данными налогоплательщиков, отраженными в их налоговой отчетности.
Все вышеперечисленные формы
К органам налоговой службы относятся уполномоченный государственный орган и налоговые органы.
В соответствии
с организационной структурой налоговой
системы Республики Казахстан, налоговые
органы имеют трехуровневую
На первом, верхнем уровне системы
находится Налоговый комитет
Министерства финансов Республики Казахстан.
На втором уровне находятся Налоговые
комитеты областного уровня, подчиненные
организации республиканского уровня.
Третий уровень составляют Налоговые
комитеты районного уровня, каждая
из которых подчинена Налоговым
комитетам областной
Республиканский уровень
Областной уровень
Районный уровень
По результатам всех вышеперечисленных форм налогового контроля при обнаружении фактов нарушений законодательства Республики Казахстан органом налоговой службы направляется налогоплательщику письменное сообщение. /8/ Письменным сообщением является уведомление органа налоговой службы по исполнению налогоплательщиком налогового обязательства. В частности:
- по налоговой проверке - уведомление
о начисленной сумме налогов
и других обязательных