Санкции на налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Файлы: 1 файл

др санкции налог.docx

— 137.84 Кб (Скачать файл)

В развитых странах существует налог на транспортные средства, но он находится в цене бензина и сам владелец отдельно его не вносит, потому что если его  транспортное средство очень мощное, то соответственно увеличивается расход бензина, а, следовательно, владельцы  более мощных машин постоянно  вносят свою долю налога на «мощность». При этом, что очень существенно, отпадает необходимость в искусственном  занижении мощности двигателя и  соответственно по данному вопросу  просто не имеется основы для подкупа, взяточничества и коррупции.

Данный  пример по налогу на транспортные средства наглядно демонстрирует преимущества вывода налогооблагаемой базы за пределы  одной предпринимательской единицы  позволяет осуществлять постоянное планирование и корректирование  на уровне потребления бензина, т.е. если известно сколько его продается  ежедневно, еженедельно, ежемесячно и  т.д., то можно практически реалистично  рассчитать по нему и сумму общего налогового поступления.

Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические и физические лица, имеющие  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления транспортного средства. Исчисление налога производится по ставкам, установленным  в месячных расчетных показателях (МРП), исходя из года выпуска. Налог  на транспортные средства исчисляется  самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, имеющихся по состоянию на   начало налогового периода, налоговой  ставки и поправочных коэффициентов  по каждому транспортному средству. Уплата налога производится не позднее 1 июля налогового периода. Декларация представляется юридическими лицами до 1 марта года, следующего за отчетным/17/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ И  ИХ КОНТРОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

2.1 Налоговая система и органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства

 

Налог – это установленный государством в лице уполномоченного органа в  одностороннем порядке и  в  надлежащие правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенные сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения /1/.

Налоговая система базируется на соответствующем  законодательстве, которое устанавливает  конкретные методы построения и взимание налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов.

К элементам налогов относят:

- субъекты налога - лицо, которое  по закону обязано платить  налог;

- носитель налога - лицо, которое  фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество,  с которого начисляется налог;

- ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения.

Переход к рыночным отношениям, коренное переустройство всех общественных отношений, всей государственной жизни, потребовали  создание такого института как налоговая  служба.

9 июля 1991 года принят Указ Президента  Казахской ССР "О создании  государственной налоговой службы  Казахской ССР", которым службе  придавался статус самостоятельного  финансового института. Это было  продиктовано необходимостью в  новых экономических условиях  обеспечить через систему налогообложения  соблюдение государственных интересов  в области финансов. /1,2/

С провозглашением государственного суверенитета Казахстана был принят Закон “О налоговой системе в  Республике Казахстан” от 25.12.1991 года. Этот документ явился важной вехой  в зарождении и развитии налоговых  органов Республики Казахстан, поскольку  он определил цели, задачи и структуру  налоговой службы и его территориальных  органов для проведения государственной  налоговой политики /3, с.71/.

С этой даты налоговая система  Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм.   В  Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 год). В республике функционировали более 40 видов налогов. Из-за отсутствия собственного опыта  в создании налоговой системы  Казахстана в основном использован  опыт соседних государств, и, прежде всего, Российской Федерации. Практически  Закон «О налоговой системе в  Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом  законодательства России. В результате чего, в Республике Казахстан была построена трехзвенная налоговая  система, присущая федеративному государству.

Она включала в себя три группы налогов:

1. Общегосударственные;

2. Общеобязательные местные налоги  и сборы;

3. Местные налоги и сборы.

Работа над совершенствованием налоговой системы Республики Казахстан  началась уже в 1992 году.

В истории развития налоговой системы  Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой  системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль  предприятий. Были приняты Указы  Президента Республики Казахстан, имеющие  силу закона, «О налогообложении доходов  с физических лиц» и «О налогах  на прибыль и доходы юридических  лиц».  С принятием вышеуказанных  законодательных актов произошли  радикальные изменения в механизме  исчисления двух основных налогов. Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен  переход от шедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего  СССР, к глобальному обложению  доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода. В части юридических лиц  изменения коснулись следующих  аспектов; отменена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две  ставки: 30% - для всех юридических  лиц и 45% - для банков и страховых  компаний. Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать  вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь  решительные меры, удельный вес налоговых  поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4 % против 14,8% в 1993 году /4, с.12/.

Задачами второго этапа налоговой  реформы (с июля 1995 года по 1999 год) были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой  системы Республики Казахстан к  мировым стандартам.  В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 24 апреля 1995 г. № 2235 " О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

Вышеуказанный законодательный акт  был введен в действие с 1 июля 1995г. В его разработке принимали участие  представители и эксперты международных  организаций: МВФ, Международной налоговой  программы, ОЭСР, Гуверовского института, Стэндфордского Университета, Гарвардского Университета США.

В соответствии с вышеназванным  Указом в Республике Казахстан функционировало 11 видов налогов и сборов с  учетом особенностей унитарного государства, из них общегосударственные: подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на операции с ценными  бумагами, специальные платежи с  недропользователей; местные налоги и сборы: земельный налог, налог  на имущество юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и юридических лиц, сбор за право занятие отдельными видами деятельности, сбор с аукционных продаж.

С 1 января 1999 года в состав общегосударственных  налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за въезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан. Ранее эти платежи выступали  источником внебюджетных фондов, однако позже дорожный налог и сбор на социальное обеспечение были отменены.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года).

Разработка Налогового кодекса. Он состоит из трех разделов: Общая  часть, Особенная часть, налоговое  администрирование.

Основной  задачей третьего  этапа является  усиление правовых  аспектов взаимоотношений между  государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая  была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов  основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно  совершенствовать и число которых  также необходимо оптимизировать.  Отсюда вытекает необходимость в  реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года введен в действие Кодекс Республики Казахстан "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет" (Налоговый кодекс), который  был принят 12 июня 2001 года № 209-11. /1/

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы  налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок  и методы их применения, способы  действия.

К основным элементам налогообложения относятся:

- Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- Носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства;

- Объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения;  - Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;

- Источник налога – является доход;

- Единица обложения – единица измерения  объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.

- Налоговая ставка – это величина налога  на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;

- Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;

- Льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;

- Период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).   

Налоговая система – это установленные  в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов  их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и  задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства финансов РК, региональные налоговые  комитеты.

В соответствии с проектом Налогового кодекса, налоговая  система Республики Казахстан включает в себя следующие виды налогов  и других обязательных платежей в  бюджет.

Налоговая политика -  это политика в области  налогообложения, определяющая его  концептуальные особенности, главные  принципы, цели и задачи, условия  и методы их осуществления, соответствующую  информационную и законодательную  базу.

Главной задачей налоговой политики должно быть сокращение налогового бремени за счет оптимизации бюджетных ассигнований, под которым необходимо понимать не простое, а качественное сокращение расходов, связанное с обеспечением условий для цивилизованного предпринимательства, за счет уменьшения основы для проявления взяточничества, коррупции и других негативных составляющих нынешнюю социально-экономическую систему.

Основные  принципы налогообложения и направления  новой налоговой политики находят  свое воплощение в действующей налоговой  системе.  Ее состав и структура  для каждой страны индивидуальны. Но это не указывает на отсутствие общих  закономерностей, присущих большинству  экономически развитым странам. К числу  наиболее распространенных и общепризнанных относятся: НДС, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, таможенные платежи, земельный налог, налог на имущество и другие. Главное  предназначение НДС - фискальное. Он используется как стабильный и один из самых  больших  источников доходов бюджета, скрытый в цене товара.   

Эффективное функционирование налоговой системы  должно быть нацелено на достижение следующих  задач:

- обеспечение  фискально-перераспределительной функции  доходов различных налогоплательщиков;

- обеспечение  финансовыми ресурсами доходной  части бюджета республики;

не подрывать  стимулы предпринимательства и  целесообразной экономической деятельности;

- увязывание  идей социальной справедливости  в обществе;

- легкость  расчетов налогов;

- организационная  простота сборов налогов;

- стабильность  системы налогообложения.

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы, формы  налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок  и методы их применения, способы  действия.

Налоговая система РК включает  33 вида налогов  и сборов, формы и методы их построения, структуру и звенья управления.

Основные  направления налоговой политики находят свое воплощение в эффективности  действующей налоговой системы, задачами которой являются: обеспечение  фискально-перераспределительной функции, обеспечение финансовыми ресурсами, поддержка предпринимательства.

В соответствии с п.1 Налогового кодекса налоговыми органами в  РК являются Государственная налоговая служба РК и ее территориальные подразделения. /1/

В связи  с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится  взимание налогов, таможенных пошлин и  таможенных сборов, которые относятся  к числу налогов и сборов, а  также в связи с тем, что  они обязаны вести борьбу с  нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РК.  Налоговым кодексом РК установлено, что таможенные органы, в случаях  предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых  органов.

Информация о работе Санкции на налоги