Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа
В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.
В развитых странах существует налог на транспортные средства, но он находится в цене бензина и сам владелец отдельно его не вносит, потому что если его транспортное средство очень мощное, то соответственно увеличивается расход бензина, а, следовательно, владельцы более мощных машин постоянно вносят свою долю налога на «мощность». При этом, что очень существенно, отпадает необходимость в искусственном занижении мощности двигателя и соответственно по данному вопросу просто не имеется основы для подкупа, взяточничества и коррупции.
Данный
пример по налогу на транспортные средства
наглядно демонстрирует преимущества
вывода налогооблагаемой базы за пределы
одной предпринимательской
Плательщиками
налога на транспортные средства являются
юридические и физические лица, имеющие
на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
транспортного средства. Исчисление
налога производится по ставкам, установленным
в месячных расчетных показателях
(МРП), исходя из года выпуска. Налог
на транспортные средства исчисляется
самостоятельно, исходя из объектов налогообложения,
имеющихся по состоянию на
начало налогового периода, налоговой
ставки и поправочных коэффициентов
по каждому транспортному
2. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ И
ИХ КОНТРОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
2.1 Налоговая система и органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства
Налог – это установленный
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимание налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов.
К элементам налогов относят:
- субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;
- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог;
- ставка налога – размер налога,
устанавливаемый на единицу
Переход к рыночным отношениям, коренное переустройство всех общественных отношений, всей государственной жизни, потребовали создание такого института как налоговая служба.
9 июля 1991 года принят Указ Президента
Казахской ССР "О создании
государственной налоговой
С провозглашением
С этой даты налоговая система
Республики Казахстан находится
в стадии развития, одновременно совершенствуется
и налоговый механизм. В
Республике Казахстан правовое регулирование
налогообложения в своем
Первый этап налоговой реформы
(с 1992 года по июнь 1995 год). В республике
функционировали более 40 видов налогов.
Из-за отсутствия собственного опыта
в создании налоговой системы
Казахстана в основном использован
опыт соседних государств, и, прежде всего,
Российской Федерации. Практически
Закон «О налоговой системе в
Республике Казахстан», принятый 24 декабря
1991 года, являлся скопированным
Она включала в себя три группы налогов:
1. Общегосударственные;
2. Общеобязательные местные
3. Местные налоги и сборы.
Работа над совершенствованием налоговой системы Республики Казахстан началась уже в 1992 году.
В истории развития налоговой системы
Республики Казахстан определенное
место занимает 1994 год. Именно в этом
году были сделаны первые конкретные
шаги на пути реформирования налоговой
системы. Изменения коснулись двух
крупных налогов: подоходного налога
с физических лиц и налога на прибыль
предприятий. Были приняты Указы
Президента Республики Казахстан, имеющие
силу закона, «О налогообложении доходов
с физических лиц» и «О налогах
на прибыль и доходы юридических
лиц». С принятием вышеуказанных
законодательных актов
Задачами второго этапа
Вышеуказанный законодательный акт был введен в действие с 1 июля 1995г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверовского института, Стэндфордского Университета, Гарвардского Университета США.
В соответствии с вышеназванным
Указом в Республике Казахстан функционировало
11 видов налогов и сборов с
учетом особенностей унитарного государства,
из них общегосударственные: подоходный
налог с юридических и
С 1 января 1999 года в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за въезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан. Ранее эти платежи выступали источником внебюджетных фондов, однако позже дорожный налог и сбор на социальное обеспечение были отменены.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года).
Разработка Налогового кодекса. Он состоит из трех разделов: Общая часть, Особенная часть, налоговое администрирование.
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года введен в действие Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), который был принят 12 июня 2001 года № 209-11. /1/
Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия.
К основным
элементам налогообложения
- Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
- Носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства;
- Объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения; - Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;
- Источник налога – является доход;
- Единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.
- Налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;
- Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;
налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;
- Льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;
- Период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).
Налоговая система – это установленные в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства финансов РК, региональные налоговые комитеты.
В соответствии с проектом Налогового кодекса, налоговая система Республики Казахстан включает в себя следующие виды налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Налоговая политика - это политика в области налогообложения, определяющая его концептуальные особенности, главные принципы, цели и задачи, условия и методы их осуществления, соответствующую информационную и законодательную базу.
Главной задачей налоговой политики должно быть сокращение налогового бремени за счет оптимизации бюджетных ассигнований, под которым необходимо понимать не простое, а качественное сокращение расходов, связанное с обеспечением условий для цивилизованного предпринимательства, за счет уменьшения основы для проявления взяточничества, коррупции и других негативных составляющих нынешнюю социально-экономическую систему.
Основные принципы налогообложения и направления новой налоговой политики находят свое воплощение в действующей налоговой системе. Ее состав и структура для каждой страны индивидуальны. Но это не указывает на отсутствие общих закономерностей, присущих большинству экономически развитым странам. К числу наиболее распространенных и общепризнанных относятся: НДС, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, таможенные платежи, земельный налог, налог на имущество и другие. Главное предназначение НДС - фискальное. Он используется как стабильный и один из самых больших источников доходов бюджета, скрытый в цене товара.
Эффективное функционирование налоговой системы должно быть нацелено на достижение следующих задач:
- обеспечение
фискально-
- обеспечение
финансовыми ресурсами
не подрывать стимулы предпринимательства и целесообразной экономической деятельности;
- увязывание
идей социальной
- легкость расчетов налогов;
- организационная простота сборов налогов;
- стабильность системы налогообложения.
Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы, формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия.
Налоговая система РК включает 33 вида налогов и сборов, формы и методы их построения, структуру и звенья управления.
Основные
направления налоговой политики
находят свое воплощение в эффективности
действующей налоговой системы,
задачами которой являются: обеспечение
фискально-
В соответствии с п.1 Налогового кодекса налоговыми органами в РК являются Государственная налоговая служба РК и ее территориальные подразделения. /1/
В связи
с тем, что к числу основных
функций таможенных органов относится
взимание налогов, таможенных пошлин и
таможенных сборов, которые относятся
к числу налогов и сборов, а
также в связи с тем, что
они обязаны вести борьбу с
нарушениями налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемым
через таможенную границу РК.
Налоговым кодексом РК установлено,
что таможенные органы, в случаях
предусмотренных Налоговым