Санкции на налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.

Файлы: 1 файл

др санкции налог.docx

— 137.84 Кб (Скачать файл)

Налоговая служба - система территориальных органов  государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением  налогового законодательства. Организация этой службы связана с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в. частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны. Органы налоговой службы были выделены в особую систему из структур финансовых  органов (Министерства финансов, финансовых управлений и отделов).  
       Главная задача Государственного налогового комитета РК заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. В связи с этой задачей органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок. Основное звено в системе органов ГНК РК - государственные налоговые инспекции по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета. 
       Деятельность центрального органа, помимо непосредственно контрольных функций, организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящих налоговых органов, а также координацию деятельности  органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. По вопросам своей компетенции этот орган издает инструкции и другие нормативные документы. Подобные функции в соответствующих территориальных пределах выполняют государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением

Законодательство  закрепляет следующие права  налоговых  органов по контролю, связанные с  налогообложением:

●  производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе совместных предприятиях, у граждан РК, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленном законодательством порядке;

● контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

 ● получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них. Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

 ● обследовать с соблюдением соответствующих правил любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.

       Органы  ГНК РК в процессе выполнения своих контрольных функций вправе применять меры принудительного воздействия:

-требовать от руководителей  и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательской деятельности и контролировать их исполнение;

-приостанавливать операции предприятий,  учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов;

-изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения. 
       При установлении правонарушений органы ГНК РК вправе применять к налогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административные штрафы, а также принимать меры к принудительному взысканию недоимок по налогам, сумм штрафов и т. п. В соответствии со ст.32 НК РК  Налоговые органы   обязаны:

- соблюдать законодательство о налогах и сборах;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков;

- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

- соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику  или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения  налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, ст. 85 Налогового Кодекса РК регулирует взаимодействие  налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

       Также для осуществления налогового контроля   ст.86 Налогового Кодекса РК устанавливает обязанность банка при заключении договора банковского счета, предусматривающего открытие клиенту расчетного (текущего) или иного счета в банке требовать от клиента предъявление свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

       Таким образом,  Налоговым Кодексом предусмотрен  механизм своевременного поступления  в налоговые органы информации, необходимой для осуществления  налогового контроля по двум  независимым источникам. Первый  обеспечивается теми государственными  органами, на которые возложена  обязанность осуществлять такую  регистрацию, давать лицензии  или иным образом учитывать  подобные обстоятельства и вести  соответствующие реестры. Второй -  непосредственно от организаций  и физических лиц, которые обращаются  в налоговые органы с заявлением.

 

 

 

 

 

 

    1. Формы и элементы  налогового контроля

             

 

          

 По сравнению с действовавшим до 1 января 2002 года налоговым законодательством, в новом Налоговом кодексе Республики Казахстан четко регламентированы формы налогового контроля. Установлены виды, методы и процессуальные нормы по проведению налоговых проверок и оформления ее результатов. Правовая регламентация проведения налоговых проверок позволяет не только исключить какие-либо отклонения от установленных правил, но и четко разграничить функции органов налоговой службы.

Так, согласно Налоговому кодексу  РК налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких-либо исключений, так как данный вид контроля осуществляется со стороны государства в целях определения правильности исчисленной самим налогоплательщиком сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. Если налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом правильно будет определять свою налоговую базу, то в этом случае ему не нужно избегать налоговой проверки.

Налоговым кодексом РК строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:

- документальные проверки;

- рейдовые проверки;

- хронометражные обследования.

Документальные проверки проводятся на основе результатов камерального контроля, данных уполномоченных органов по учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, и данных других форм налогового контроля. Проводится в отношении отдельного налогоплательщика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Другим видом налоговой проверки является тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства  по отдельному виду налога и другого  обязательного платежа в бюджет, которая осуществляется не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет.

Встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в  случае, если при проведении налоговых  проверок у налогового органа возникает  необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

Налоговый кодекс РК четко определил  сроки проведения указанных проверок, и в каких случаях может  быть продление. При этом срок проведения налоговых проверок не должен превышать 30 рабочих дней. Однако указанный срок проведения налоговой проверки может быть продлен налоговым органом. В случае необходимости проверки юридического лица и его структурного подразделения срок проведения проверки может быть продлен до 60 рабочих дней.

Кроме того, срок проведения налоговой  проверки может быть увеличен вышестоящим органом налоговой службы в случае выявления вопросов особой сложности: до 50 рабочих дней для юридического лица, не имеющего структурное подразделение; до 80 рабочих дней для юридического лица, имеющего структурное подразделение.

Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованным письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику.

Налоговый кодекс РК предусмотрел норму  о приостановлении течения срока  проведения налоговой проверки. Течение срока может быть приостановлено на периоды времени между вручением налогоплательщику требований налогового органа о представлении документов и представлением налогоплательщиком запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, а также на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа. В случае, если у налогового органа на момент проведения проверки потребуется предоставление других документов, не представленных налогоплательщиком в ходе налоговой проверки, то проведение проверки приостанавливается на момент их представления. Например, проверка начата 14 января 2002 года. 21 января 2002 года проверяемое лицо получило требование о предоставлении документов в трехдневный срок, то есть не позднее 24 января 2002 года. Следовательно, проверка должна быть завершена с учетом этих 3 рабочих дней, то есть установленный срок проверки в предписании увеличивается на 3 рабочих дня./6/

Вместе с тем Налоговый кодекс РК содержит прогрессивную для налогоплательщиков норму о том, что в случае истечения срока проведения налоговой проверки, при отсутствии решения вышестоящего налогового органа о продлении сроков проверки, налогоплательщик вправе не допускать должностных лиц налогового органа, осуществляющих проверку на территорию или в помещение налогоплательщика.

Впервые на законодательном уровне закреплены рейдовая и камеральная  проверки, а также хронометражное обследование.

Таким образом, Налоговый кодекс Республики Казахстан в целях соблюдения законодательства о налогах, правильности исчисления, полноты и своевременности  внесения в соответствующие бюджеты  государственных налогов и других платежей, составляющих налоговую систему  Республики Казахстан, отводит важную роль налоговому контролю.

Понятие налогового контроля характеризуется  следующими признаками. Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть, он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию. Во-вторых, налоговый контроль выступает видом финансового контроля /10, с.68/.

В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства.

В-третьих, налоговый контроль относится к  специализированным видам государственного контроля. Это выражается, в первую очередь, в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это. Причем государство, как правило, стремится к концентрации налогового контроля в руках либо вообще одного органа или, по крайней мере, ограничивает их количество, не допуская другие контрольно-надзорные органы к осуществлению такого контроля. Так, в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 г. N 209-II ЗРК по этому поводу указывается, что проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей осуществляется исключительно органами налоговой службы (статья 533 Налогового кодекса). Это означает, что никакие другие государственные органы не вправе вторгаться в сферу налогового контроля.

Специализированность  налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его  рамки. Данное положение зафиксировано  в Налоговом кодексе в виде права налогоплательщика «не  представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению» (статья 11 Налогового кодекса). Функциональность налогового контроля выражается также  в том, что его объектом выступают  любые несущие налоговые обязанности юридические и физические лица, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.

Информация о работе Санкции на налоги