Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:42, дипломная работа
В условиях рыночных отношений одной из основных проблем является комплексное управление финансовыми ресурсами государства. В решении этой задачи особое место занимают налоги и бюджетная система государства. Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.
Налоговая
служба - система территориальных органов
государственного управления, осуществляющих
контроль за соблюдением налогового законодательства. Организация
этой службы связана с необходимостью
активного использования финансовых рычагов,
в. частности повышением роли налогов, обусловленным
перестройкой экономики страны. Органы
налоговой службы были выделены в особую
систему из структур финансовых органов
(Министерства финансов, финансовых управлений
и отделов).
Главная задача Государственного
налогового комитета РК заключается в
обеспечении единой системы контроля
за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюджет налогов и других
обязательных платежей, установленных законодательством. В связи с этой
задачей органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской
деятельности, законность сделок. Основное звено в системе органов
ГНК РК - государственные налоговые инспекции по районам и городам. Именно на них возложено
осуществление непосредственно контрольных
функций. Исходя из этого построена их
внутренняя структура: выделены отделы
по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов
предприятий, отдел налогов с доходов
физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует
функциональный отдел отчетности и учета.
Деятельность центрального
органа, помимо непосредственно контрольных
функций, организационно-методическую
и контролирующую работу в отношении нижестоящих налоговых
органов, а также координацию деятельности
органов налоговой службы с другими контролирующими
и правоохранительными органами. По вопросам
своей компетенции этот орган издает инструкции и другие
нормативные документы. Подобные функции
в соответствующих территориальных пределах
выполняют государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям
и городам с районным делением
● производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе совместных предприятиях, у граждан РК, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленном законодательством порядке;
● контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
● получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них. Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;
● обследовать с соблюдением соответствующих правил любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Органы ГНК РК в процессе выполнения своих контрольных функций вправе применять меры принудительного воздействия:
-требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательской деятельности и контролировать их исполнение;
-приостанавливать операции
-изымать у предприятий, учреждений и
организаций документы, свидетельствующие
о сокрытии прибыли или иных объектов
от налогообложения.
При установлении
правонарушений органы ГНК РК вправе применять
к налогоплательщикам - предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административные штрафы, а
также принимать меры к принудительному
взысканию недоимок по налогам, сумм штрафов и т. п. В соответствии
со ст.32 НК РК Налоговые органы
обязаны:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- вести в установленном
порядке учет
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику
или налоговому агенту копии акта
налоговой проверки и решения
налогового органа, а также в случаях,
предусмотренных настоящим
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законами.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, ст. 85 Налогового Кодекса РК регулирует взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.
Также для осуществления налогового контроля ст.86 Налогового Кодекса РК устанавливает обязанность банка при заключении договора банковского счета, предусматривающего открытие клиенту расчетного (текущего) или иного счета в банке требовать от клиента предъявление свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом,
Налоговым Кодексом
По сравнению с действовавшим до 1 января 2002 года налоговым законодательством, в новом Налоговом кодексе Республики Казахстан четко регламентированы формы налогового контроля. Установлены виды, методы и процессуальные нормы по проведению налоговых проверок и оформления ее результатов. Правовая регламентация проведения налоговых проверок позволяет не только исключить какие-либо отклонения от установленных правил, но и четко разграничить функции органов налоговой службы.
Так, согласно Налоговому кодексу РК налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких-либо исключений, так как данный вид контроля осуществляется со стороны государства в целях определения правильности исчисленной самим налогоплательщиком сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. Если налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом правильно будет определять свою налоговую базу, то в этом случае ему не нужно избегать налоговой проверки.
Налоговым кодексом РК строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:
- документальные проверки;
- рейдовые проверки;
- хронометражные обследования.
Документальные проверки проводятся на основе результатов камерального контроля, данных уполномоченных органов по учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, и данных других форм налогового контроля. Проводится в отношении отдельного налогоплательщика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Другим видом налоговой
Встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.
Налоговый кодекс РК четко определил сроки проведения указанных проверок, и в каких случаях может быть продление. При этом срок проведения налоговых проверок не должен превышать 30 рабочих дней. Однако указанный срок проведения налоговой проверки может быть продлен налоговым органом. В случае необходимости проверки юридического лица и его структурного подразделения срок проведения проверки может быть продлен до 60 рабочих дней.
Кроме того, срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим органом налоговой службы в случае выявления вопросов особой сложности: до 50 рабочих дней для юридического лица, не имеющего структурное подразделение; до 80 рабочих дней для юридического лица, имеющего структурное подразделение.
Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованным письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику.
Налоговый кодекс РК предусмотрел норму
о приостановлении течения
Вместе с тем Налоговый кодекс
РК содержит прогрессивную для
Впервые на законодательном уровне закреплены рейдовая и камеральная проверки, а также хронометражное обследование.
Таким образом, Налоговый кодекс Республики
Казахстан в целях соблюдения
законодательства о налогах, правильности
исчисления, полноты и своевременности
внесения в соответствующие бюджеты
государственных налогов и
Понятие налогового контроля характеризуется следующими признаками. Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть, он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию. Во-вторых, налоговый контроль выступает видом финансового контроля /10, с.68/.
В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства.
В-третьих, налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается, в первую очередь, в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это. Причем государство, как правило, стремится к концентрации налогового контроля в руках либо вообще одного органа или, по крайней мере, ограничивает их количество, не допуская другие контрольно-надзорные органы к осуществлению такого контроля. Так, в Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12 июня 2001 г. N 209-II ЗРК по этому поводу указывается, что проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей осуществляется исключительно органами налоговой службы (статья 533 Налогового кодекса). Это означает, что никакие другие государственные органы не вправе вторгаться в сферу налогового контроля.
Специализированность налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в Налоговом кодексе в виде права налогоплательщика «не представлять информацию и документы, не относящиеся к налогообложению» (статья 11 Налогового кодекса). Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают любые несущие налоговые обязанности юридические и физические лица, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.