Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти
1. Понятие финансов и их функции
Фин право входит в систему рос права и явл-ся одной из активно развивающихся отраслей. Название дан отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в фин праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон эк-х отнош-й общества, их существование обусловлено товарно-денежн отнош-ми и дея-тью гос-ва, кот использует механизм финансов для выполнения своих задач. Гос-во не может реализовать свою внутр и внеш политику, обеспечить выполнение соц-эк-х программ, ф-ций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми фин ресурсами. Посредством использования фин механизма гос-во имеет возможность активного воздействия на все эти явления.
Финансы по своему матер выражению представляют собой денежн фонды и доходы гос-ва, его террит-х подразделений (субъектов Федерации, муницип образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это фин ресурсы всей страны.
Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве эк-го механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и явл-ся важной, а в содержании тех обществ-х отношений, кот возникают при ф-ционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.
Финансы –эк-е ден отнош-я по формир-ю, распред-ю и использ-ю денежн фондов и доходов гос-ва, его террит-х подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и соц нужд, в процессе осущ-ния кот происходит распред-е и перераспред-е обществ-го продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества. Финансам свойственны: – распред-я; контрольная; регулирующая; стабилизационная ф-ции.
Ф-ции выражают сущность финансов и их соц-эк-кую роль. При посредстве финансов происходит распред-е и перераспред-е ВВП и нац дохода (между произв-ной и непроизв-ной сферами, отраслями эк-ки, регионами, формами собственности, соц группами), а также контроль за произв-вом и распред-ем матер-х и соц благ в стране.
Финансы – важный рычаг регулир-я эк-ки с широкими возможностями воздействия на нее. Препятствием эфф-му использ-ю механизма финансов стали негативные явления в эк-ке страны. Начавшиеся формироваться в рос эк-ке и финансах позитивные тенденции нуждаются в укреплении и устойчивом развитии.
Финансы и деньги отражают разные стороны (элементы) эк-ки. Если не учитывать их близость и опред сходство внешнего выражения, они имеют различия в ф-циях и роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т. д., то финансы выполняют распред-ую и контрольную ф-ции. Фин отнош-я не охватывают всех денежн отнош-й: их содержанием явл-ся только те из них, посредством кот образуются денежн фонды и доходы (фин ресурсы) гос-ва, его террит-х подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
Фин дея-ть гос-ва – осущ-е им ф-ций по планомерному образ-ю (формир-ю), распред-ю и использ-ю своих денежн фондов (фин ресурсов) в целях реализации задач соц-эк-го развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения фин основы дея-ти гос органов.
Фин дея-ть муницип образований, осущ-емая органами местн самоупр-ния, направлена на решение задач местн значения, опред-х законод-вом о местн самоупр-нии. Она представляет собой осущ-е ф-ций по планомерному образ-ю (формир-ю), распред-ю и использ-ю муницип (местных) денежн фондов (фин ресурсов) в целях реализации соц-эк-ких задач местн значения и обеспечения фин основы дея-ти органов местн самоупр-ния.
Фин дея-сть гос-ва и муницип образований, в отличие от их дея-ти в др областях, имеет свои организац-но-правов особенности: 1) она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распред-е и использ-е фин ресурсов затрагивает все отрасли и сферы гос управления. 2) осущ-е гос-вом фин ф-ций протекает в виде дея-ти как представит, так и исполнит органов власти. 3) сфера фин дея-ти относится к ведению федер органов, органов субъектов Федерации, а также органов местн самоупр-ния.
В процессе фин дея-ти применяются разнообразные методы. Чтобы привлечь денежн ср-ва в бюдж систему, внебюдж гос и муницип целевые денежн фонды используются методы обязат-х и добров-х платежей. Осн обязат-ми платежами в гос или местн бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юр и физ лицами. Метод обязат-х платежей применяется и при гос страх-ии (обязат страх-е пассажиров и др.). Вместе с тем используются и добров-е методы для формир-я гос и муницип ден фондов: лотереи, займы, пожертвования юр и физ лиц, вклады в банки и т. д.
Применяются 2 осн метода при распред-ии гос и муницип денежн ср-в: финансир-е, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предост-е, и кред-е, означающее выделение ср-в на началах возмездности и возвратности. Они подразделяются на несколько видов в зав-ти от цели использ-я ср-в, их источников, особенностей правов статуса получателей и т. д. В последнее время у финансир-я появляются черты, сходные с кред-ем: в виде исключения законод-во уст-ет условия, при наличии кот финансир-е производится на возвратной и возмездной основе (например, финансир-е капитальных вложений из бюдж ср-в). Поступление в процессе фин дея-ти ден ср-в в распоряжение гос-ва, юр и физ лиц, а также использ-е их осущ-ся посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежн расчетов в разных формах и платежами наличными денежн ср-вами.
В методах фин дея-ти России произошли существ-е перемены в связи с переходом к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти
Все гос органы и органы местн самоупр-я осущ-ют фин дея-ть, но существует необходимость разграничения между ними полномочий в этой области.
При разграничении фин компетенции органов учитываются: 1) необходимость соотв-я полномочий упомянутых органов конституционным положениям о разграничении предметов ведения между РФ, ее субъектами и органами местн самоупр-ния (Прав-во РФ, Прав-ва субъектов и городские администрации); 2) принцип разделения властей на законод-ую и исполнит-ую, а также установленные организационно-правов формы дея-ти органов (Прав-во РФ, палаты Федер Собрания РФ и др.).
В Совете Федерации образуются след комитеты, дея-ть кот связана с финансами: по бюджету; по фин рынкам и денежному обращению; по эк-кой политике, предпринимательству и собственности и по взаимодействию со Счетной палатой РФ. К ведению Совета Федерации относятся вопросы законод-го обеспечения:ДКП; системы платежей и расчетов; рынка ценных бумаг; вал регулир-я и вал контроля, трансграничных фин операций; федер бюджета, бюдж устройства, бюдж классификации и бюдж регулир-я; межбюдж регулир-я; гос долга, формир-я источников внешо и внутр финансир-я дефицита федер бюджета и др.
В Гос. Думе образуются след комитеты, дея-ть кот связана с финансами: по бюджету и налогам; по КО и финансовым рынкам и по эк-кой политике, предпринимательству и туризму. К ведению Гос. Думы относятся вопросы принятия законов по вопросам финансов (федер бюджета; федер налогов и сборов; фин, вал, кред, таможенного регулир-я, денежн эмиссии и др.).
Президент РФ как глава гос-ва обеспечивает в области финансов согласованное функционир-е и взаимодействие органов гос власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва, соответственно кот строится фин политика, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федер Собранию. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам: формир-я и исполнения бюджетов, внебюдж гос фондов; финансир-я гос расходов федер уровня; ДКП; организации расчетов; регулир-я вал и др фин отнош-й; организации органов фин-кред системы, через Контрольное управление Президента РФ осущ-т фин контроль. В составе Администрации Президента РФ образуются и др структурные подразделения, например в целях экспертно-аналитического обеспечения дея-ти Президента РФ по различным, в том числе фин вопросам.
Прав-во РФ принимает меры к реализации законов, обеспечивает исполнение бюджета, обеспечивает проведение единой фин, кред и денежн политики, разрабатывает и реализует налог политику, обеспечивает совершенствование бюдж системы и др.
Ф-ции фин дея-ти выполняют также органы исполнит и законодат власти РФ и субъектов РФ, а также органы местного самоупр-я, осущ-щие гос управление в рамках опред-х отраслей управления (министерства) и законотворческую дея-ть по вопросам финансов.
4. Полномочия Министерства финансов РФ в бюджетном процессе
Минфин явл-ся федер органом исполнит власти, осущ-щим ф-ции по выработке гос политики и нормативно-правов регулир-ю в сфере бюдж, налог, страх, вал, банко дея-ти, гос долга, аудиторской дея-ти, бухг учета и бухг отчетности, произв-ва, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансир-я накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, фин обеспечения гос службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир-ю терроризма.
Минфин России осущ-т след полномочия в бюдж процессе (согласно Положению о Минфине): 1) на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Прав-ва РФ Министерство принимает след нормативные правовые акты: – порядок формир-я отчетности об исполнении федер бюджета, бюджетов гос внебюдж фондов, бюджетов бюдж системы РФ и консолидированного бюджета РФ;– порядок ведения сводной бюджетной росписи федер бюджета; порядок применения бюдж классификации РФ; 2) осуществляет:– составление проекта федер бюджета; – утверждение и ведение сводной бюдж росписи федер бюджета; – доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей ср-в федер бюджета показателей сводной бюдж росписи в форме уведомлений о бюдж ассигнованиях, лимитов бюдж обязательств и объемов финансир-я; – ведение учета операций по кассовому исполнению федер бюджета, составление и представление в Прав-во РФ отчетности об исполнении федер бюджета и консолидированного бюджета РФ; – открытие в ЦБ РФ и КО счетов по учету средств федер бюджета и иных ср-в в соотв. с законод-вом РФ, установление режимов счетов федер бюджета;– открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федер бюджета;– ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федер бюджета; – организацию распред-я доходов от уплаты федер налогов и сборов между уровнями бюдж системы в соотв. с законод-вом РФ; – управление в уст-ом порядке ср-вами Стабилизационного фонда РФ; – методическое руководство в области бюдж планирования, направленного на повышение результативности бюдж расходов; – методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федер казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; – организацию ведения главными распорядителями ср-в федер бюджета мониторинга бюд сектора; – обеспечение предост-я бюдж ссуд и бюдж кредитов в пределах лимита средств, утвержденного ФЗ о федер бюджете на очередной фин год, и в порядке, уст-ом Прав-вом РФ; – организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федер бюджета бюджетам субъектов РФ и муницип образований; – осуществляет ф-ции главного распорядителя и получателя ср-в федер бюджета, предусм-х на содержание Министерства и реализацию возложенных на него ф-ций.
5. Налоговая система РФ
Налоги и сборы должны иметь эк-е основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Ни на кого не может быть возложена обяз-ть уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие уст-ми НК признаками налогов или сборов, не предусм-е НК либо уст-е в ином порядке, чем это определено НК. При уст-ии налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законод-ва о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законод-ва о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федер, регион-е и местные.
Федер налогами и сборами (ст. 13 НК) признаются налоги и сборы, кот установлены НК и обязательны к уплате на всей террит-и РФ, если иное не предусм-но законом. К федер налогам и сборам относятся: – НДС; – акцизы; – НДФЛ; – единый соц налог; – налог на прибыль организаций; – налог на добычу полезных ископаемых; – налог на наследование или дарение; – водный налог; – сборы за пользование объектами животно мира и за пользование объектами водных биологич-х ресурсов; – гос пошлина.
Регион-ми налогами признаются налоги, кот установлены НК (ст. 14) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на террит-х соответств-х субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом. Регион-е налоги вводятся в действие и прекращают действовать на террит-х субъектов РФ в соотв. с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. К региональным налогам относятся: – налог на имущество организаций; – налог на игорный бизнес; – транспортный налог.
При установлении регион-х налогов законод-ми органами гос власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, след элементы налогообложения: налог ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по регион-ым налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законод-ми орг гос власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, кот предусм-ны НК, могут уст-ться налог льготы, основания и порядок их прим-ния.
Местн налогами признаются налоги, кот установлены НК (ст. 15) и нормат правов актами представит-х органов муницип образований о налогах и обязательны к уплате на террит-х соотв-х муницип образований, если иное не предусмотрено законом (земельный налог и налог на имущ-во физ лиц). Местн налоги вводятся в действие и прекращают действовать на террит-х муницип образований в соотв. с НК и нормат правов актами представит-х органов муницип образований о налогах.