Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка
1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти
Федер, регион-е и местные налоги и сборы отменяются НК. Не могут уст-ться федер, регион-е или местные налоги и сборы, не предусм-е НК.
НК (ст. 18) уст-тся спец налог режимы, кот могут предусм-ть федер налоги, не указанные в НК, определяются порядок устан-я таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указ-х спец налог режимов. Спец налог режимы могут предусм-ть освобождение от обяз-ти по уплате отд федер, регион-х и местн налогов и сборов, указ-х в статьях НК.
6. Особенности казначейского исполнения бюджета
Все органы Федер казначейства (Положение «О Федер Казначействе») – юр лица, относятся к органам исполнит власти и руководствуются в своей дея-ти законод-ми и нормативными документами, утвержденными Президентом, Прав-вом, Минфином или по согласованию с ним. Следует подчеркнуть, что любые документы др министерств и ведомств по вопросам исполнения федер бюджета не явл-ся руководящими для органов казначейства. Отсюда следует, что любые действия по исполнению федер бюджета могут быть осущ-ны органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федер бюджета уполномоч-ми органами. Принимать самостоят-е решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы федер казначейства не вправе.
Исполнение федер бюджета возложено на органы федер казначейства, ф-циями и задачами кот явл-ся: – учет налогов и платежей, поступивших в доход федер бюджета на счета казначейства в банках; – распред-е в устанном порядке и размерах доходов между бюджетами различн уровня; – возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных; – учет льгот и отсрочек, предост-х налогоплательщикам органами исполнит власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами; – взаимные расчеты между бюджетами различного уровня по отдельным постановлениям и решениям уполномоч-х органов; – доведение лимитов и осущ-е финансир-я распорядителей ср-в федер бюджета; – обеспечение целевого и эфф-го расходования ср-в путем предварит-го, текущ и послед контроля; – управление доходами и расходами федер бюджета на счетах казначейства в банках.
Исполнение федер бюджета осущ-тся органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и ср-в в ЦБ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отд случаях счета казначейства могут быть открыты в др КО, уполномоченных Правит-венной комиссией по вопросам фин и ден-кред политики и опред-х на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. Между банком и органом федер казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут отв-ть за своеврем-е и правильное зачисление и списание ср-в на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка ср-в на них. Банки не отвечают по обяз-вам органов казначейства, а также не могут осущ-ть списание ср-в со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федер казначейства, определяется нормативными документами.
Необходимо также отметить, что органы казначейства наделены также контрольной ф-цией. Можно выделить осн направления контрольной дея-ти органов казначейства: – проверка КБ и учреждений ЦБ РФ по срокам списания, перечисления и зачисления доходов и ср-в федер бюджета по счетам получателей; – текущ и после контроль за целевым расходованием ср-в федер бюджета распорядителями; – проверка террит-х органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действ-го законод-ва и нормат актов при исполнении федер бюджета. Дея-ть органов казначейства также явл-ся подконтрольной, т. е. может быть проверена уполномоч-ми органами.
7. Правов положение ЦБ РФ (Банка России)
Ф-ции и полномочия, предусм-е Конституцией РФ и ФЗ «О центральном Банке РФ (Банке России)», Банк России осущ-ет независимо от др федер органов гос власти, органов гос власти субъектов РФ и органов местн самоупр-ния. Уставный капитал и иное имущ-во Банка России явл-ся федер собственностью.
В соотв с целями и в порядке, кот уст-ны ФЗ, Банк России осу-ет полномочия по владению, польз-ю и распоряж-ю имущ-вом ЦБ, включая золотовал резервы ЦБ.
Гос-во не отвечает по обяз-вам Банка России, а Банк России – по обяз-вам гос-ва, если они не приняли на себя такие обяз-ва или если иное не предусмотрено ФЗ. Банк России осущ-ет свои расходы за счет собств-х доходов.
Целями дея-ти ЦБ явл-ся: – защита и обеспечение устойчивости рубля; – развитие и укрепление банк системы РФ; – обеспечение эфф-го и бесперебойного ф-ционир-я платежной системы. Получение прибыли не явл-ся целью дея-ти Банка России.
Ст 4 ФЗ «О ЦБ РФ» определяет ф-ции Банка России: – Банк России во взаимодействии с Прав-вом РФ разрабатывает и проводит единую гос ДКП; – монопольно осущ-ет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; – явл-ся кредитором последней инстанции для КО, организует систему их рефинансир-я; – устанавливает правила осущ-я расчетов в РФ; устанавливает правила проведения банк операций; – осущ-ет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюдж системы РФ, если иное не установлено ФЗ, посредством проведения расчетов по поручению уполномоч-х органов исполнит власти и гос внебюджфондов, на кот возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; – осуществляет эфф-е управление золотовал резервами Банка России; – принимает решение о гос регистрации КО, выдает КО лицензии на осущ-е банк операций, приостанавливает их действие и отзывает их; – осущ-ет надзор за Дея-тью КО и банк групп; – регистрирует эмиссию ценных бумаг КО в соотв с ФЗ; – осущ-ет самост-но или по поручению Прав-ва РФ все виды банк операций и иных сделок, необходимых для выполнения ф-ций Банка России; – организует и осущ-ет вал регулир-е и вал контроль в соотв с законод-вом РФ; – определяет порядок осущ-ия расчетов с междун организациями, иностр гос-вами, а также с юр и физ лицами; – устанавливает правила бухг учета и отчетности для банк системы РФ; – принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ.
ЦБ также проводит ДКП. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на террит-ии РФ осущ-ся исключительноЦБ. Банкноты и монета Банка России явл-ся единственным законным ср-вом наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
8. Предмет и метод фин права
Фин право – отрасль рос права, нормы кот регулируют обществ-е отнош-я, возникающие в процессе образования (формир-я), распред-я и использ-я централиз-х и децентрализ-х денежн фондов (фин рес-в) гос и муницип образований, необх-х для реализации их задач.
Обществ-е отнош-я, возникающие в процессе фин дея-ти гос-ва и муницип образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обяз-тей, ответств-ти участвующих в них субъектов.
Предмет фин права –обществ-е отнош-я, возникающие в процессе дея-ти гос-ва и муницип образований по планомерному образованию (формир-ю), распред-ю и использ-ю денежн фондов (фин ресурсов) в целях реализации своих задач.
По содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью фин системы, ее связью со всеми структурами обществ-го произв-ва и распред-я, с разными сторонами жизни общества и гос-ва. Круг участников фин отношений также разнообразен: РФ вступает во взаимоотношения с субъектами РФ, последние – с муницип образованиями, органы государственной власти и местного самоупр-я – с организациями и физ лицами, взаимодействуют между собой гос органы всех видов и уровней и органы местн самоупр-я.
Предметом фин права, явл-ся след группы фин отнош-й, возникающие: – между РФ, ее субъектами, муницип образованиями и административно-террит единицами в связи с распред-ем фин ресурсов страны; – между фин и налог органами гос-ва, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями – с др, в связи с выполнением фин обяз-в перед гос-вом, муницип образованиями, распред-ем между ними или расходованием гос и муницип денежн ср-в; – между гос (муницип) фин-кред органами в связи с образ-ем, распред-ем и использ-ем соотв-х гос (муницип) денежн фондов и рес-в (бюдж, внебюдж, кред, страховых); – между гос и муницип предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими гос (муницип) органами – с др, в связи с распред-ем и использ-ем в соотв-х отраслях эк-ки и сферах соц жизни бюдж или кред рес-в, а также собственных ср-в предприятий, организаций, учреждений; – между фин-кред органами, с одной стороны, и юр и физ лицами – с др, в связи с образ-ем и распред-ем гос кред ресурсов и централиз-х страх фондов; – между фино-кред органами гос-ва, с одной стороны, и физ лицами – с др, в связи с выполнением обяз-тей последних по внесению платежей в гос (муницип) денежн фонды (в бюджет, внебюдж целевые фонды).
Перечисленные фин отнош-я при всем своем разнообразии имеют общее основное содержание – направленность на образ-е, распред-е и использ-е гос и муницип денежн фондов.
Метод – сов-ть приемов и способов регулир-я отнош-й. Осн методом правов регулир-я этих отнош-й явл-ся метод властных предписаний со стороны уполномоч-х органов гос-ва и местн самоупр-я (императивный). При использовании гос-вом для формир-я своих рес-в платежей Добров-го характера (гос займы, казначейские обяз-ва, лотереи и т. п.) в опред части также действует метод властных предписаний. Помимо названного осн метода, в фин праве развиваются и иные способы регулир-я – рекомендации, согласования, договоры.
9. Источники фин права, его место в системе рос права
Источники фин права РФ – это правов акты представит и исполнит органов гос власти и местн самоупр-я, в кот содержатся нормы фин права: – гл источник фин права – Конституция РФ, на основе кот приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муницип образований; – приняты и действуют кодифицированные источники по налог и бюдж праву: БК и НК (единый кодекс регламентирующий фин отношения отсутствует); – нормы фин права содержатся в нормат правовых актах главы гос-ва (указах Президента РФ); – также источниками фин права явл-ся правов акты органов исполнит власти различных уровней власти (постановлением Прав-ва РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины); – большую группу источников фин права составляют акты фин-кред органов – Минфина, ЦБ и др. (приказы, инструкции и т. п.); – акты таких органов исполнит власти, как министерств, служб и др.; – локальные акты, принимаемые администрацией или иными органами предприятий.
Фин право имеет свой предмет регулир-я, не свойственный др отраслям права. Регулир-е им отнош-я отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для них характерна обязат-я связь с ф-циями по образ-ю, распред-ю или использ-ю гос (и муницип) денежн фондов, а также контролем за этими процессами.
Такое содержание предмета фин права обусловливает и особенности его метода регулир-я. Осн, определяющим методом фин-правов регулир-я явл-ся императивный, проявляющийся во властных предписаниях со стороны органов гос власти или местн самоупр-я соответственно с их компетенцией.
Фин право на современном этапе входит в систему рос права как одна из ее осн и активно развивающихся отраслей. Сходство фин права с конституционным правом и административным правом по видам гос дея-ти, на кот распространяется регулир-е со стороны этих отраслей права. Конституционное право, являясь ведущей отраслью права, закрепляет основы организации и дея-ти представит и исполнит органов власти. А административное право регулирует обществ-е отнош-я в области гос управления, осущ-го органами исполнит власти. Фин же право распространяется на оба этих вида гос Дея-ти, поскольку фин дея-ть может осущ-ться и теми и др органами.
Связь фин права с муницип обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отнош-я, кот возникают в процессе формир-я и дея-ти органов местн самоупр-я в целом. В их круг вошли и нормы фин права, предметом кот явл-ся отнош-я органов местн самоупр-я в области их фин дея-ти.
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отд фин-правов норм, кот группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация фин-правов норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулир-х отношений. Несмотря на это, на построение системы фин права, группировку его норм, формир-е институтов оказывают влияние и потребности практики.
Система рос фин права – это объективно обусловл-е системой фин отнош-й внутреннее его строение, объединение и расположение фин-правов норм в опред послед-ти.
В системе фин права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие рос фин права – части: Общая и Особенная. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль фин права (например, принципы фин дея-ти должны соблюдаться при реализации вал, бюдж, налог и др. законод-ва), а в Особенной части акцент делается на специфич-е черты отдельных групп отнош-й, т. е. налог право, бюдж право и др.
В системе фин права находит своё отражении фин система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы фин права, кот закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы фин дея-ти гос-ва и муницип образований; систему гос органов, осущ-щих фин дея-ть, и разграничение их полномочий в этой области; осн черты фин-правов положения др субъектов, с кот они вступают во взаимоотнош-я; организация фин контроля, его формы и методы и др фин-правов нормы, кот распространяют своё действие на фин дея-сть гос-ва (и муницип образований) и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части фин права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюдж право и налог право), включающих в себя соотв-е фин-правов институты (банк кредит, гос доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе фин права в сравнении с ее др подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК и НК.
Все подразделения представляют собой совокупность фин-правов норм, регулирующих группу однородных фин отнош-й. Фин-правов институт объединяет правов нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу фин отнош-й, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отнош-й входит несколько фин-правов институтов (Налоговое право –НДС, ответств-ть за нарушение налог законод-ва и др.).