Состав и структура государственных доходов и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
В курсовой работе подробно рассказывается о сущности и роли российского бюджета, описывается бюджетная система, а так же важное место занимают принципы бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 8.48 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Камская государственная  инженерно – экономическая академия

 

 

Кафедра Финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

по дисциплине: «Финансы и кредит»

на тему: «Состав и  структура государственных доходов  и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней»

      

 

 

 Выполнил:

 Студент гр.5309

 Котлова К.В.

 Проверил:

 

Лотфуллина В.Н.

 ст. преподаватель.

 

 

Набережные Челны

2009

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет.

Для нормального существования и развития государства необходимо продумано и грамотно регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

 Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.

       В курсовой работе подробно рассказывается о сущности и роли российского бюджета, описывается бюджетная система, а так же важное место занимают принципы бюджетной системы. Здесь подробно описаны доходы и расходы федерального бюджета, межбюджетные отношения. Проведен анализ бюджета Татарстана, который имеет большое практическое значение, а так же определены перспективы развития.

Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.

Для достижения указанной цели необходимо решить задачи:

- раскрыть понятие  бюджета и принципы его построения;

- изучить формирование и распределение  бюджетов;

- проанализировать статьи доходов и расходов субъекта РФ на примере бюджета РТ;

- выявить проблемы и перспективы развития бюджетной системы.

       Для написания курсовой работы использованы:  Бюджетный кодекс РФ, журнал «Финансы», а так же книги Романовского, Александрова, Шуляка и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов

1.1. Сущность и роль бюджета в  социально-экономическом развитии  общества.

 

Государственное регулирование  экономики реализуется во многом через бюджетный механизм, под которым понимается совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Это регулирование осуществляется посредством установления количественного размера бюджетных фондов, регламентации форм и методов их образования и использования, перераспределение денежных средств в региональном и отраслевом разрезах.

Исторически понятие  «бюджет» связано с возникновением и функционированием  государства.

В современной финансовой литературе термин «бюджет» используется в различных значениях:

- финансовой категории  представляющей собой определенную  совокупность денежных отношений;

- фондов денежных средств  государства, составляющих финансовую  базу его деятельности;

- финансового плана  или системы доходов и расходов  государства и муниципальных  образований.

Первое значение термина  характеризует экономическую сущность данной распределительной категории. Бюджетным отношениям присущи 2 особенности, которые позволяют выделить их из совокупности финансовых отношений в качестве самостоятельной категории. Они, во-первых, связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественных потребностей. Сущность данной категории выражает ее общественное назначение – распространять стоимость валового общественного продукта и национального дохода для обеспечения государства ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей.

Централизованные ресурсы  нужны государству для регулирования  экономики и социальных процессов  в обществе на макроуровне, финансирования нужд обороны страны и управления.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение  бюджета как экономической категории.

Бюджет представляет собой совокупность финансовых отношений, складывающихся между государством – с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу распределения стоимости общественного продукта и национального дохода путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджетном кодексе  дается следующее определение бюджета: «Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджет как финансовый план является сметой доходов и расходов государства. Группировка доходов и расходов бюджета отражает в бюджетной классификации в виде соответствующих глав, параграфов и статей. Доходы распределяются по видам поступлений и их источникам, а расходы – по адресам и целевому использованию средств. Будучи финансовым планом, бюджет характеризуется такой важной чертой, как директивность. Оно означает, что после его утверждения законодательным органом власти (парламентом, в России – Федеральным собранием РФ и Президентом РФ) государственный бюджет имеет силу закона.

Сущность и значение бюджета раскрывается в выполняемых  им в экономике и социальной сфере  функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, ему присущи и все функции  финансов, а именно распределительная (перераспределительная) и контрольная (см. приложение 1). Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в отношениях с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция  позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях.

Основными функциями  государственного бюджета как основного  финансового плана государства, утвержденного законодательным  органом власти, с экономико-законодательной  точки зрения является: перераспределение  национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В современных условиях наиболее приоритетными являются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в с/х). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Все функции бюджета взаимосвязаны  и их нельзя рассматривать изолированно в отрыве одной от других.

С помощью распределительной функции  бюджета происходит межрегиональное и  межотраслевое перераспределение финансовых ресурсов.

Межрегиональное реализуется путем  закрепления бюджетных доходов  за соответствующими органами государственной  власти и применение различных форм внутрибюджетного регулирования.

Межотраслевое распределение базируется на мобилизации части доходов предприятий и организаций в форме налогов и на последующем финансировании капитальных вложений в отдельные отрасли, отдельных целевых программ и разработок, наращивании научно-технического потенциала.

С помощью распределительной функции  бюджета производится также финансирование развития непроизводственной сферы.

Бюджетные ассигнования являются основным источником ее существования и развития. Расходы государства на просвещение, здравоохранение, науку, культуру служат их финансовой базой.

Важным элементом бюджетного механизма  является система налогообложения. Государство может воздействовать на развитие отдельных отраслей и  производство, выпуск отдельных видов  товаров, стимулируя или сдерживая  его путем налоговых льгот, использования пониженных или повышенных ставок налогов. В качестве бюджетных методов регулирования экономики и социальной сферы могут также использоваться бюджетные дотации, субвенции и субсидии.

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. 
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. 
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства. 
        Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

        Бюджетный кредит - финансирование бюджетных расходов, предусматривающее предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

 Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

        Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Бюджет играет ведущую роль в регулировании экономических и социальных процессов. С его помощью осуществляется структурная перестройка экономики, обеспечивается финансирование целевых программ. Бюджет воздействует на развитие производительности и социальной инфраструктуры.

 

1.2. Бюджетная система и принципы ее построения.

В России становление  государственных  финансов и их  основного звена- государственного бюджета связано  с развитием  в начале ХIХ в. Министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем- со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете, представляющем собой финансовый план государства с четким определением доходов и расходов.

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней