Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
В курсовой работе подробно рассказывается о сущности и роли российского бюджета, описывается бюджетная система, а так же важное место занимают принципы бюджетной системы.
Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная
инженерно – экономическая
Кафедра Финансов и бухгалтерского учета
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансы и кредит»
на тему: «Состав и
структура государственных
Выполнил:
Студент гр.5309
Котлова К.В.
Проверил:
Лотфуллина В.Н.
ст. преподаватель.
Набережные Челны
2009
В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет.
Для нормального существования и развития государства необходимо продумано и грамотно регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
В курсовой работе подробно рассказывается о сущности и роли российского бюджета, описывается бюджетная система, а так же важное место занимают принципы бюджетной системы. Здесь подробно описаны доходы и расходы федерального бюджета, межбюджетные отношения. Проведен анализ бюджета Татарстана, который имеет большое практическое значение, а так же определены перспективы развития.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.
Для достижения указанной цели необходимо решить задачи:
- раскрыть понятие
бюджета и принципы его
- изучить формирование и распределение бюджетов;
- проанализировать статьи доходов и расходов субъекта РФ на примере бюджета РТ;
- выявить проблемы и перспективы развития бюджетной системы.
Для написания курсовой работы использованы: Бюджетный кодекс РФ, журнал «Финансы», а так же книги Романовского, Александрова, Шуляка и другие источники.
Государственное регулирование экономики реализуется во многом через бюджетный механизм, под которым понимается совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Это регулирование осуществляется посредством установления количественного размера бюджетных фондов, регламентации форм и методов их образования и использования, перераспределение денежных средств в региональном и отраслевом разрезах.
Исторически понятие «бюджет» связано с возникновением и функционированием государства.
В современной финансовой литературе термин «бюджет» используется в различных значениях:
- финансовой категории
представляющей собой
- фондов денежных средств
государства, составляющих
- финансового плана
или системы доходов и
Первое значение термина
характеризует экономическую
Централизованные ресурсы
нужны государству для
Исходя из вышеизложенного,
можно дать следующее определение
бюджета как экономической
Бюджет представляет собой совокупность финансовых отношений, складывающихся между государством – с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, по поводу распределения стоимости общественного продукта и национального дохода путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
В бюджетном кодексе дается следующее определение бюджета: «Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджет как финансовый план является сметой доходов и расходов государства. Группировка доходов и расходов бюджета отражает в бюджетной классификации в виде соответствующих глав, параграфов и статей. Доходы распределяются по видам поступлений и их источникам, а расходы – по адресам и целевому использованию средств. Будучи финансовым планом, бюджет характеризуется такой важной чертой, как директивность. Оно означает, что после его утверждения законодательным органом власти (парламентом, в России – Федеральным собранием РФ и Президентом РФ) государственный бюджет имеет силу закона.
Сущность и значение бюджета раскрывается в выполняемых им в экономике и социальной сфере функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, ему присущи и все функции финансов, а именно распределительная (перераспределительная) и контрольная (см. приложение 1). Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношениях с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях.
Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства, утвержденного законодательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения является: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В современных условиях наиболее приоритетными являются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в с/х). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Все функции бюджета взаимосвязаны и их нельзя рассматривать изолированно в отрыве одной от других.
С помощью распределительной
Межрегиональное реализуется путем закрепления бюджетных доходов за соответствующими органами государственной власти и применение различных форм внутрибюджетного регулирования.
Межотраслевое распределение базируется на мобилизации части доходов предприятий и организаций в форме налогов и на последующем финансировании капитальных вложений в отдельные отрасли, отдельных целевых программ и разработок, наращивании научно-технического потенциала.
С помощью распределительной
Бюджетные ассигнования являются основным источником ее существования и развития. Расходы государства на просвещение, здравоохранение, науку, культуру служат их финансовой базой.
Важным элементом бюджетного механизма
является система налогообложения.
Государство может
Дотация — это средства,
предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной
системы на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах для осуществления
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса
в случае нецелевого использования субвенций
и субсидий и нарушения сроков их использования
сумма их может быть востребована органами
власти, выдавшим эти средства.
Субсидия — это бюджетные
средства, передаваемые бюджету другого
уровня, юридическому или физическому
лицам на условиях долевого финансирования
целевых расходов.
Бюджетный кредит - финансирование бюджетных расходов, предусматривающее предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Бюджет играет ведущую роль в регулировании экономических и социальных процессов. С его помощью осуществляется структурная перестройка экономики, обеспечивается финансирование целевых программ. Бюджет воздействует на развитие производительности и социальной инфраструктуры.
В России становление государственных финансов и их основного звена- государственного бюджета связано с развитием в начале ХIХ в. Министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем- со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете, представляющем собой финансовый план государства с четким определением доходов и расходов.