Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.
Затраты предприятия
В узком смысле есть выражение «прямые и косвенные расходы», «общепроизводственные и общехозяйственные расходы», «расходы на научно-исследовательские работы» и т.д. Чем же отличаются понятия «затраты» от «расходов»? Видимо, только тем, что затраты являются частью себестоимости и включаются в нее в виде элементов или статей затрат.
Элементы затрат содержат пять обязательных групп, представленных на рисунке. Статьи затрат определяются предприятием самостоятельно с учетом отраслевой специфики и могут включать следующее:
- Сырье и материалы.
- Возвратные отходы (вычитаются).
- Топливо и энергия на технологические нужды.
- Основная
заработная плата
- Дополнительная
заработная плата
- Отчисления на социальное страхование.
- Расходы
на подготовку и освоение
- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (затраты на ремонт и амортизация производственного оборудования и т.п.).
- Цеховые
расходы (заработная плата
Цеховая себестоимость — сумма затрат по 1-9 статьям калькуляции.
- Общезаводские
расходы (заработная плата
И. Прочие производственные расходы.
Производственная себестоимость — сумма затрат по 1-11 статьям калькуляции.
- Коммерческие
расходы (затраты на тару, упаковку
на складе готовой продукции, перевозку
до пункта отправления и др.).
Полная
себестоимость — сумма затрат по всем
вышеперечисленным статьям калькуляции.
На предприятии можно выделить три функциональные
сферы его деятельности: производство,
администрацию (административно-
Таблица 11.1
Прямые
и косвенные затраты
|
Такой подход используется тогда, когда затраты определяются отдельно в каждой сфере. Если рассматривать предприятие как единое целое, то прямые затраты — это прямые затраты сферы производства, косвенные — все остальные затраты трех сфер. При этом косвенные затраты включают в себя:
• общепроизводственные расходы — косвенные затраты сферы производства;
• общехозяйственные
расходы — прямые н косвенные затраты
административно-
Роль затрат в деятельности предприятия очень большая. С одной стороны, с их помощью обеспечивается нормальная деятельность предприятия, с другой — затраты, образно говоря, как солдаты должны слушаться приказов, т.е. ими надо управлять.
Цели эффективного управления затратами следующие:
Затраты — один из вечных резервов. Их сокращение во многих
случаях не требует серьезных финансовых вложений. Поэтому получить рост прибыли за счет снижения затрат, как правило, легче, чем увеличение объема продаж.
Следует
отметить, что взаимосвязь и
Кр.з=ΔС%/ΔВП%,
где ΔС%/—
прирост себестоимости в
На основе результатов этой формулы затраты предприятия могут быть четырех видов:
В налоговом учете расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (ст. 252 Налогового кодекса РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Организация учитывает расходы r целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором организация доходы не получает, при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ все доходы и расходы предприятия делятся на следующие две группы:
Переменные
и постоянные затраты
В настоящее время можно говорить о трех видах учета на предприятиях: бухгалтерском, налоговом, управленческом. При этом различия между результатами бухгалтерского и налогового учета все более увеличиваются. В концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 октября 1997 г. N2 1373, отмечалось, что подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения искажает реальную картину финансово-экономического состояния предприятия, соотношения доходов и расходов, приводит к обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, а также к искажению экономической и маркетинговой информации и в результате к затруднению принятия управленческих решений.
Управленческий учет. который постепенно внедряется на российских предприятиях, дает абсолютно реальное представление предприятию о его затратах и результатах на основе анализа; позволяет избавляться от необоснованных затрат, создавать стимулирующие системы оплаты труда, выбирать оптимальный вариант управленческого решения. Управленческий учет связан с методами включения затрат в себестоимость продукции и учета затрат по системе «директ-костинг», а также с анализом взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» (cost-volume-profit). По первым буквам английских слов метод изучения данной взаимосвязи получил название СУР. Система затрат «директ-костинг» в переводе означает «учет прямых затрат». Теоретические положения управленческого учета и, в частности, маржинального анализа были впервые разработаны в США в 30-х годах XX в. как метод планирования под названием «график критического объема производства*.
В настоящее время система «директ-костинг* применяется во всех развитых странах, наиболее широко— в Великобритании, Канаде. Швеции и др.
Существуют два основных метода включения затрат в себестоимость продукции: калькуляционный и маржинальный или «стан- дарт-кост» и «директ-костинг». При первом методе затраты делятся на прямые и косвенные (накладные расходы), определяется полная себестоимость каждого вида выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При втором методе затраты делятся на переменные и постоянные.
Отличия первого метода от второго состоят в следующем.
Существует
следующий принцип
Преимущества первого метода связаны с тем, что определяются все затраты на единицу продукции по плану и фактически. Эго дает возможность решать некоторые управленческие задачи, основанные на разработке соответствующих норм и нормативов. В то же время включение в себестоимость единицы продукции косвенных (накладных) расходов искажает информацию о рентабельности отдельных заказов. Кроме того, цены, определенные на основе полных затрат единицы продукции, являются недостаточно гибкими.
Переменные затраты — это затраты, которые непосредственно зависят от объема производства и изменяются пропорционально его изменению.
Безусловно, такие факторы, как повышение производительности труда, применение сверхурочных работ, могут сделать горизонтальную линию переменных затрат наклонно!! в ту или другую сторону.
Постоянные затраты в целом не зависят от изменения объема производства. Но эти затраты на единицу продукции при росте объема производства уменьшаются, а при его снижении увеличиваются. Об этом свидетельствует следующий пример (табл. I2.1).17
Таблица 12.1
Зависимость затрат от объема производства
|
В то же время постоянные затраты могут быть неизменными до определенного момента, после чего их необходимо единовременно увеличить. И если постоянно растет объем производства, постоянные затраты периодически увеличиваются.
Отдельные
затраты растут при увеличении объема
производства, но не пропорционально
его росту, а в меньшем объеме.
Такие затраты называются постоянно-переменными.
К ним относятся затраты на электроэнергию,
отопление, телефон, ремонт основных фондов
н др. Текущие затраты, обеспечивающие
жизнедеятельность фирмы. — это
постоянная составляющая
постоянно-переменных
затрат. а затраты, связанные с развитием
производства. — это переменная
составляющая.
Анализ взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль»
Анализ взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» предполагает использование трех элементов:
Маржинальный доход (МД)— это разница между выручкой (В) от продаж и переменными затратами (ПЕР) на ее производство, т.е.
МД = В - ПЕР.
Другие названия маржинального дохода: «валовая маржа», «валовая прибыль», «маржинальная прибыль», «вклад на покрытие», «сумма покрытия».
Информация о работе Совершенствование финансовой деятельности предприятия