Совершенствование финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Файлы: 1 файл

1..doc

— 2.00 Мб (Скачать файл)

Фактические величины этих показателе!! могут быть любые в зависимости прежде всего  от объема перерабатываемого сырья  и других факторов. Тем не менее  любому предприятию интересны ориентиры, которые могут быть при данных расчетах.

     Следующий способ графического определения точки  безубыточности. в котором использованы основные элементы маржинального метода.

     Как известно, точка безубыточности (ни прибыли, ни убытка) — это когда выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Меньшая по сравнению с затратами выручка и, соответственно, наличие убытка не всегда связаны с невозможностью производства, так как убыток может быть временным, особенно в период освоения какого-либо производства. Точку, до которой можно терпеть убытки, называют точкой закрытия. На графике — это точка пересечения выручки и постоянных затрат, что означает: выручка равна постоянным затратам. В том случае, если выручка не покрывает постоянные затраты, деятельность предприятия уже неэффективна.

     Следовательно, точка закрытия — это ВП = ПОС. а если ВП <

  • ПОС. предприятие (или производство) надо ликвидировать: убыток, равный ТБУ — ТЗ, это терпимый убыток (ТЗ — точка закрытия). ТБУ — у предприятия нет ни прибыли, ни убытка. ВП > > ТБУ свидетельствует о прибыли предприятия.

Зона  финансовой безопасности показывает степень  риска предприятия в достижении зоны убытков после перехода точки  безубыточности. Уменьшение зоны финансовой безопасности означает или уменьшение запланированного объема производства либо выручки, или уменьшение плановых показателей.19

     Прибыль — одна из важнейших экономических  категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Предпринимательство, в результате которого будут покрываться только затраты, неэкономично и практически неестественно.

Главный источник происхождения прибыли — это предпринимательская деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой — получение прибыли.

Стимулирующая сущность прибыли носит двойственный характер:

  • в одних случаях прибыль — действительный стимул для предпринимательской деятельности; в социально-ориентированной рыночной экономике каждый получает заработанные деньги: предприниматель — прибыль, работники — заработную плату;
  • в других случаях сущность прибыли — это действительно ее эксплуататорская сущность, связанная с возможностью предпринимателя присваивать результаты чужого труда на основе частной собственности на средства производства, на капитал. Величина прибыли в определенных случаях обратно пропорциональна уровню заработной платы. Поэтому если собственник предприятия увеличивает прибыль за счет уменьшения заработной платы работников, то эта часть прибыли будет иметь эксплуататорскую сущность.

Безусловно, уравниловки в доходах быть не должно, точно так же, как и  беспредела, поскольку это противоречит принципам рыночной экономики, страдает уровень доходов собственников-предпринимателей в одних случаях, а в других — заработная плата работников меньше возможного и необходимого уровня.

Роль  прибыли в деятельности государства  и всех секторов экономики. в том числе и реального, огромна.

  1. Прибыль — показатель эффективности, финансовый результат любой предпринимательской деятельности, главный показатель опенки деятельности предприятий на базе показателей рентабельности. в виде отношения прибыли к выручке, себестоимости, активам или собственным средствам. Применяется и другая база.
  2. Прибыль — главный источник собственных средств любого предприятия как для текущей деятельности (чистые активы), так и для развития производства (инвестиции) и других собственных нужд.

Прибыль20 — основной источник решения проблемы увеличения рыночной стоимости имущества предприятия. Эта цель требует постоянного роста собственных средств предприятия.

Прибыль — главный источник спасения предприятия  от банкротства. Здесь также срабатывает взаимосвязь «прибыль — собственные средства», при этом основное в этой связи — ее постоянство в достаточных размерах.

  1. Прибыль— важнейший источник обеспечения общегосударственных потребностей, так как налог на прибыль является одним из базовых налогов налоговой системы страны. В результате за счет прибыли обеспечивается:
  • полнота доходов бюджетной системы:

.           развитие социальных потребностей всего населения, т.е. медицины, образования, науки, детских учреждений и др.:

.         финансирование обороны страны.

  1. Чем больше прибыль предприятий и организаций страны, тем крепче национальная денежная единица — рубль. Это означает стабилизацию макроэкономических показателей и. как результат. — снижение уровня инфляции, рост материального благосостояния населения.

Виды  прибыли. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н. а также уточнениями 2003 г. введена бухгалтерская отчетность организаций. предприятий, в том числе форма N> 2 «Отчет о прибылях и убытках». В этой форме представлены различные виды прибыли, используемые в настоящее время (табл. 13.1). Новый вариант формы вводится с 2011 г. приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 2 июля 2010 г. № 66н. 

Пути  и основные факторы увеличения прибыли  предприятия. Как

известно, прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

первый  путь — снижение себестоимости; второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж. Рассмотрим пример взаимодействии этих путей. Чтобы увеличить прибыль, необходимо или снизить затраты или увеличить объем продаж.

Очевидно, что наиболее выгодным является вариант  по снижению затрат, так как:

  • снизить затраты на  гораздо проще, чем увеличить объем продаж;
  • увеличение объема производства требует дополнительных затрат, в том числе оборотных средств:
  • увеличение объема продаж требует завоевании определенных сегментов рынка.

Следует отметить, что снижение затрат для  предприятия — объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения иен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.

Основные  факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:

  1. Факторы — требования менеджмента.

- Достижение  соответствующего уровня производительности  труда.

- Обеспечение  соответствующе!! оборачиваемости средств предприятия и прежде всего оборотных средств и их источников.

- Оптимизация  переменных затрат предприятия. 

- Оптимизация  постоянных затрат, т.е. общепроизводственных. общехозяйственных и коммерческих расходов.

- Оптимизация  структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств.

- Внедрение  управленческого учета, совершенствование  бюджетирования.

- Оптимизация  затрат на снабжение.

- Управление затратами.

- Другие  факторы.

  1. Факторы, связанные с возможными резервами.
  2. Снижение уровня запасов.
  3. Устранение всевозможных потерь и непроизводительных расходов.

Основные  факторы увеличения объема продаж и выручки:

I. Факторы  — требования менеджмента.

  1. Гибкое производство, позволяющее постоянное увеличение его объема, своевременное обновление выпускаемой продукции, расширение ассортимента.
  2. Соблюдение заключенных договоров.
  3. Оптимизация цен и ценообразования.
  4. Обеспечение высшего качества продукции, работ, услуг.
  5. Периодический пересмотр политики коммерческого кредитования.
  6. Другие факторы.

И. Факторы, связанные с возможными резервами.

  1. Завоевание и освоение новых рынков.
  2. Расширение дилерской сети.
  3. Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции.
  4. Другие факторы.

Цель  управления прибьиью предприятия: оптимизация планирования величины прибыли; получение, как минимум, запланированной прибыли: оптимизация распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что на реализацию цели управления прибылью направлена вся деятельность предприятия. Часть этой деятельности сфокусирована на реализации другой, не менее важной цели — обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия.

Прибыльная  политика заключается в следующем.

  1. Анализ фактических финансовых результатов:
  • взаимосвязь доходов и расходов предприятия и его прибыли.

финансовый  анализ выручки, прибыли и рентабельности видов

прибыли — от продаж, балансовой, налогооблагаемой, чистой:

  • анализ и оптимизация затрат предприятия в процессе разработки себестоимости, r том числе себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов:
  • маржинальный анализ и оценка маржинальных показателей;
  • анализ структуры капитала и связанного с ней финансового рычага, его влияние на рентабельность собственных средств по формуле Дюпона;
  • анализ показателей оборачиваемости средств предприятия и ее влияние на рентабельность собственных средств предприятия по формуле Дюпона;
  • оценка прибыли, приходящейся на одну акцию в акционерных обществах.
  1. Анализ и оценка роли и места прибыли во внутренних финансовых отношениях, в центрах финансовой ответственности.
  1. Разработка и обоснование бизнес-плана (финансового плана). финансовых бюджетов предприятия, в том числе прогнозного отчета о прибылях и убытках на основании результатов анализа и других экономических расчетов. Виды документов и их содержание определяются предприятием.
  2. Разработка прибыльной политики предприятия, связанной с распределением чистой прибыли, включающей:
  • дивидендную политику;
  • инвестиционную политику;
  • отношение к фонду потребления;
  • отношение к резервному фонду за счет чистой прибыли;
  • оценку прочих выплат из чистой прибыли.
  1. Разработка организационного плана предприятия, своего рода регламента управления прибылью, включая принципы оперативной деятельности по реализации получения запланированной прибыли.
  1. Кроме изложенных выше основных положений прибыльной политики в соответствующих документах могут быть отражены и другие положения.
  2. Рентабельность предприятий и ее роль

Если  прибыль — экономическая категория, отражающая абсолютный финансовый результат деятельности предприятий, рентабельность— это экономическая категория, отражающая относительный финансовый результат. Он выражает эффективность деятельности предприятия в виде отдачи, т.е. доходности (от нем. rentable — доходный, прибыльный) как всех, так и отдельных видов вложенных в предприятие средств (обратный показатель убыточность). Степень доходности определяется с помощью показателя «уровень рентабельности». Поэтому это показатель:

  • оценки финансовых результатов предприятия:
  • оценки соотношения между полученным доходом (прибылью) и использованными на получение этого дохода различными видами капитала предприятия:
  • оценки качества управления предприятием как инструмент финансового менеджмента;
  • оценки качества деятельности предприятия в целом.

Он используется при краткосрочном и долгосрочном планировании прибыли и других показателей.

Как экономическая  категория рентабельность выражает экономические отношения на предприятии с точки зрения полученного финансового результата и затраченных или использованных на это денежных средств. Все эти отношения являются факторами изменения рентабельности. Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Она, на наш взгляд, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Информация о работе Совершенствование финансовой деятельности предприятия