Совершенствование организации финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:11, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретической сущности финансов некоммерческих организаций и проведение анализ системы организации финансов бюджетного образовательного учреждения с разработкой рекомендаций по совершенствованию системы организации финансов исследуемого объекта.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы финансов некоммерческих учреждений.
Определить сущность организации финансово - хозяйственной деятельности бюджетных организаций;
Проанализировать хозяйственную деятельность некоммерческой бюджетной организации;
Дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации, финансируемой из бюджета;
Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового состояния некоммерческой бюджетной организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ В некоммерческих организациях
7
Особенности организации финансов в государственных учреждениях
7
1.2 Целевое бюджетное финансирование
17
1.3 Особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций
32
2 Общая характеристика УЧРЕЖДЕНИя
38
2.1 Организация, управление и имущество ГБОУ СПО КиИ РБ ОМК
38
2.2 Анализ сметы доходов и расходов
44
2.3 Анализ финансового состояния и деловой активности
64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
81
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
81
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
88
Заключение
93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
97

Файлы: 1 файл

финансы некоммерческиз организаций.doc

— 870.00 Кб (Скачать файл)

В сфере финансов предприятий  и организаций выделяют следующие  звенья финансовой системы:

  • финансы предприятий и организаций, функционирующих на коммерческих началах;
  • финансы предприятий и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
  • финансы государственных и муниципальных предприятий;
  • финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями  согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические  лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческими организациями  признаются те организации, которые  не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические  лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и которым они соответствуют.

Некоммерческие организации  могут быть созданы в форме  потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и в других формах, предусмотренных законом.

Так как, в основу работы положено изучение и анализ организации финансов государственного образовательного учреждения, далее более подробно остановимся на особенностях организации финансов в государственных образовательных учреждениях.

Очень важно сразу  определить, из каких элементов состоит  система образования. В соответствии со статьей 8 Закона «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

  • взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [4, c. 2]

Одним из элементов системы  были названы образовательные учреждения. Термин стал настолько привычным для употребления, что его содержание как-то остается в стороне. Но для решения проблем в области экономики образования недостаточная определенность понятия «образовательное учреждение» является серьезным препятствием. В результате такой неопределенности к образовательному учреждению пытаются подойти либо как к предприятию, производящему образовательные услуги, распространяя на него, соответственно, категории, применяемые для коммерческих организаций, либо как к некоммерческой организации, в которой осуществляется некий, не связанный с экономикой, процесс передачи знаний и создания нового знания.

К основным характерным  чертам образовательного учреждения, уже закрепленным в действующем  законодательстве, могут быть отнесены следующие:

  • некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • наличие в оперативном управлении образовательного учреждения имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса (добавим — и иной деятельности, в т.ч. приносящей доходы);
  • право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами;
  • право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное имущество;
  • определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы. [4, c. 2]

Этот набор характерных  признаков определяет индивидуальность образовательного учреждения.

Основанием для отнесения  учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно этому определению, «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». В ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающихся, может быть получена, наряду с профессиональными училищами, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (пункт 3 статьи 21). [4, c. 2]

Тем самым, законодательно установлен фактически единственный тип и вид организации, которая может осуществлять образовательную деятельность — учреждение.

На момент принятия Закона «Об образовании» содержание понятия  «учреждение» было установлено только «Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик». Учреждение определялось как форма некоммерческой организации, отличающаяся от других форм организаций тремя чертами:

  • учреждение не ставит своей основной целью извлечение прибыли;
  • финансируется собственником;
  • предпринимательской деятельностью может заниматься лишь постольку, поскольку это необходимо для его уставных целей.

В отличие от коммерческой организации среди основных целей  деятельности учреждения получение  прибыли отсутствует по определению. Но, учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Такое дополнение, по сути дела, сводит на нет все различия между коммерческими и некоммерческими организациями с точки зрения основной цели их деятельности.

Определение, таким образом, сводится к простой формулировке: «Учреждение — это такая организация, объем коммерческих доходов которой не превышает определенного процента от всей суммы поступлений средств». Причем, каких-либо подходов к определению процента до настоящего времени не разработано и в законодательных актах этот вопрос не рассматривается.

Законом «Об образовании» образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется.

Существующий статус образовательного учреждения, таким  образом, содержит, как минимум, четыре неразрешенных противоречия:

  • отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности не исключает ее получения, т.е. в качестве неформализованной цели извлечение прибыли фактически присутствует;
  • разрешение предпринимательской деятельности прямо ставит перед образовательными учреждениями цель извлечения прибыли;
  • нет критериев, определяющих соответствие коммерческой деятельности тому или иному виду основной деятельности учреждения (в частности образовательной);
  • нет качественных отличий некоммерческих организаций в форме учреждения от коммерческих. [51, c. 12]

В результате можно сделать  вывод о том, что деление организаций  на коммерческие и некоммерческие является в значительной степени условным и вызвано сложившимся отношением в обществе к тем или иным видам деятельности.

Но все же, мы попытаемся выявить отличия организации  финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.

Отличие 1. Пункт 1 ст. 48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По  определению  смета бюджетного учреждения – это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности ГОУ законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. «Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях» (ст. 43, п.1, Закон РФ «Об образовании»). Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету» (ст.3, п.1, Закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами.

Отличие 2. Доходная часть  государственного образовательного учреждения формируется из:

  • нормативного бюджетного финансирования;
  • доходов ГОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • доходов от аренды площадей и ресурсов ГОУ

Отличие 3. Расходная часть  государственного образовательного учреждения состоит из:

  • расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;
  • расходов на оплату коммунальных услуг;
  • расходов по текущему и капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию территорий, зданий, сетей, коммуникаций и пр.;
  • выбора и финансирования приоритетных направлений развития ГОУ.

Отличие 4. Несмотря на определение  некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли  – не является главной целью, в  условиях относительной свободы  использования финансовых средств  одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.

Отличие 5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст. 31 п.1. Закона РФ «О некоммерческих организациях», создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование. [6, c. 1]

Отличие 6. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку  в различных формах, в том числе:

  • предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческими организациями, созданным в образовательных нуждах, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
  • размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;
  • предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Отличие 7. Размеры и  структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о  размерах и составе имущества  некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

 

    1.  Целевое бюджетное финансирование

 

Финансирование образования определяется, в первую очередь, конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании»:

  1. все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;
  2. бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.
  3. Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования. [4, c. 3]

Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:

  • учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
  • учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;
  • здания нужно строить;
  • для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя  основными группами факторов:

  • принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями;
  • количественными параметрами системы образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

Как известно, учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции.

Информация о работе Совершенствование организации финансов