Совершенствование организации финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:11, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретической сущности финансов некоммерческих организаций и проведение анализ системы организации финансов бюджетного образовательного учреждения с разработкой рекомендаций по совершенствованию системы организации финансов исследуемого объекта.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы финансов некоммерческих учреждений.
Определить сущность организации финансово - хозяйственной деятельности бюджетных организаций;
Проанализировать хозяйственную деятельность некоммерческой бюджетной организации;
Дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации, финансируемой из бюджета;
Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового состояния некоммерческой бюджетной организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ В некоммерческих организациях
7
Особенности организации финансов в государственных учреждениях
7
1.2 Целевое бюджетное финансирование
17
1.3 Особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций
32
2 Общая характеристика УЧРЕЖДЕНИя
38
2.1 Организация, управление и имущество ГБОУ СПО КиИ РБ ОМК
38
2.2 Анализ сметы доходов и расходов
44
2.3 Анализ финансового состояния и деловой активности
64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
81
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
81
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
88
Заключение
93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
97

Файлы: 1 файл

финансы некоммерческиз организаций.doc

— 870.00 Кб (Скачать файл)

 

Раздел

Подраздел

Целевая статья

Вид расходов

14

06

405

271


 

Таким образом, расходы бюджета (как и доходы, впрочем) классифицированы, и нужно этой классификацией не только пользоваться, но и строго придерживаться. Не так давно в закон «О бюджетной классификации» были внесены изменения и дополнения. Закон был издан в новой редакции.

После принятия законодателем  закона (или иного акта, муниципального, например) о бюджете на соответствующий  год происходит доведение бюджетных  показателей до непосредственных бюджетополучателей. Схема эта подробно описана в  Бюджетном кодексе Российской Федерации и состоит из следующих основных этапов, причем Кодексом установлены и сроки их осуществления.

- Министерство финансов (орган, исполняющий бюджет, финансовое управление, отдел) доводит до главных распорядителей кредитов (федеральные министерства и ведомства, региональные управления образованием, районные отделы образования) роспись бюджетных средств на соответствующий год в разрезе статей экономической классификации.

- Главные распорядители бюджетных средств во взаимодействии с подведомственными учреждениями составляют и утверждают сметы расходов бюджетных средств для образовательных учреждений и доводят утвержденные сметы до получателей бюджетных средств.

- Копия утвержденной сметы (в отдельных регионах требуется подлинник) представляется получателем бюджетных средств в региональное отделение федерального казначейства (соответственно региональное казначейство или банк). [17, c. 38]

Процесс расходования бюджетных  средств также подробно описан в  Бюджетном кодексе и может  быть представлен в виде схемы на рис. 1.3.

Схема выглядит достаточно сложной и требует некоторых  пояснений.

  • Министерство (ведомство) рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы, т.е. годовой план финансирования с разбивкой на кварталы. Эти сметы учреждения представляют в отделения казначейства по месту своего нахождения для осуществления по ним расходования бюджетных средств.
  • На основе получаемых от Министерства финансов лимитов (контрольных цифр финансирования на предстоящий месяц или иной период, означающих, что указанная сумма будет обязательно выделена из бюджета и под эту сумму можно готовить документы по расходам, брать определенные обязательства) министерства и ведомства производят их распределение по подведомственным учебным заведениям и в виде реестров представляют это распределение казначейству.
  • Имея утвержденную смету и получив лимиты, казначейство в случае их сопряжения (лимиты не превышают сметных назначений и соответствуют постатейному распределению) подтверждает возможность расходования бюджетных средств
  • Образовательные учреждения представляют в казначейство документы на расходование бюджетных средств (ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи и т.п.)
  • Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание бюджетных средств с бюджетного счета

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

где П — подтверждение денежных обязательств казначейством.

 

Рисунок 1.3 - Схема расходования бюджетных средств [22, c. 182]

Для этих целей, безусловно, необходимо точно знать, сколько  средств будет получено из бюджета  в том или ином квартале Для этого орган, исполняющий бюджет, в свою очередь принимает на себя определенные обязательства по выделению бюджетных средств конкретному бюджетополучателю в конкретном квартале. Эти обязательства и оформляются в виде лимитов бюджетных обязательств.

Лимиты разрабатываются  органом, исполняющим бюджет, и доводятся  до главных распорядителей бюджетных  средств.

Главные распорядители  бюджетных средств распределяют лимиты между бюджетополучателями в виде реестров и направляют эти реестры органу, исполняющему бюджет (Федеральному казначейству например) и бюджетополучателям.

В соответствии с лимитами осуществляется расходование бюджетных  средств, что называется, «под гарантии» финансирующего органа.

Только получив утвержденные лимиты, бюджетополучатель (образовательное  учреждение) может заключать договора, принимать на себя определенные обязательства  в пределах этих лимитов, зная, что  эти расходы будут обеспечены бюджетными средствами.

При таком построении бюджетного процесса, по мнению его создателей, очевидно, не должны возникать задолженности  по принятым обязательствам за счет бюджета  и, соответственно, государство не будет  ставиться перед необходимостью нести субсидиарную ответственность по обязательствам своих учреждений.

Процедура установления лимитов бюджетных  обязательств описана в Бюджетном  кодексе.

Такова общая характеристика состояния  бюджетного финансирования образования.

И в завершении данного параграфа  - необходимое определение, на которое опирались при рассмотрении вопросов, связанных с финансированием образования.

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

В нашем случае — на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. [16, c. 21]

Финансирование предполагает:

  • целевое использование средств — расходование средств на установленные заранее определенные цели;
  • безвозвратность — предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются.

Федеральные нормативы  финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми.

Региональные и местные  нормативы финансирования должны учитывать  специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. [16, c. 22]

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

 

 

 

 

    1.  Особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций

 

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. [12, c. 2]

Анализ финансового  состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии  предприятия.

Оценка финансового  состояния может быть выполнена  с различной степенью детализации  в зависимости от цели анализа, имеющейся  информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение  процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:

- имущественное состояние  предприятия; 

- степень предпринимательского  риска;

- достаточность капитала  для текущей деятельности и  долгосрочных инвестиций;

- потребность в дополнительных  источниках финансирования;

- способность к наращиванию  капитала;

- рациональность привлечения  заемных средств;

- обоснованность политики  распределения и использования  прибыли. [23, c.25]       

Основу информационного  обеспечения анализа финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.

Некоммерческие организации  предоставляют отчетность, установленную  законодательством и нормативными актами для юридических лиц, в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, в налоговые органы.

Некоммерческие организации  должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность (п.1 ст.13 ФЗ № 129 ФЗ) и предоставлять ее в налоговые органы и органы статистики. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма № 1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчета о движении капитала (форма № 3)
  • отчета о движении денежных средств (форма № 4)
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
  • отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
  • пояснительной записки. [7, c.2]

В составе налоговой  декларации по налогу на прибыль предоставляется  лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе, денежных средств), полученного в рамках благотворительной деятельности»

Некоммерческие организации  имеют право не предоставлять  формы № 3, 4 и № 5 при отсутствии соответствующих данных.

На практике бюджетные  учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности.

В настоящее время  нехватка средств государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги.

Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107 н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. [26, c.15]

Исходя из организационно-правовой формы, бюджетные учреждения имеют  ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведения анализа финансового состояния бюджетного учреждения:

  • имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;
  • как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;
  • деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.

Особенности ведения  бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов от оказания платных услуг обусловлены следующим:

  1. Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собственного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления.
  2. Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять, приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. На отдельном бухгалтерском балансе, где учитываются доходы и имущество, полученные от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг, отражаются также другие внебюджетные активы и обязательства. Это могут быть целевые средства и безвозмездные поступления.
  3. Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
  4. Бюджетные учреждения в отличие от других организаций в бухгалтерском учете доход от оказания платных услуг или реализации произведенной продукции признают только после оплаты этих услуг или продукции заказчиком или покупателем.
  5. В бухгалтерском учете бюджетных учреждений не предусмотрено начисление амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам. [32, c.10]

Наряду с коммерческими  предприятиями и организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические  или финансовые показатели хозяйственной деятельности. Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

Информация о работе Совершенствование организации финансов