Совершенствование управления финансами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73

Заключение………………………………………………………………………….83

Список литературы………………………………………………………………...86

Файлы: 1 файл

диплом-финансы.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.......................................................................................................................5

 

       Глава     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

    1. Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
    2. Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
    3. Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22

         

       Глава     2.   ОРГАНИЗАЦИЯ        УПРАВЛЕНИЯ        ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

 

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30

2.2 Анализ финансового состояния  муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36

2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48

 

       Глава    3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ  ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

 

3.1 Проблемы финансового самообеспечения  и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55

3.2 Особенности планирования бюджета  муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60

3.3 Прогноз состояния финансов  муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73

 

Заключение………………………………………………………………………….83

 

Список  литературы………………………………………………………………...86

 

Приложения 1-7……………………………………………………………….........90

ВВЕДЕНИЕ

 

Проводимый в современных условиях курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усилил внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально - экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. При этом под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.). [14, с. 10]

        По состоянию на начало 2010 года в Российской Федерации имелось 12215 муниципальных образований различного уровня. Через муниципальные бюджеты, которые являются фундаментом бюджетной системы страны, финансируется 65 % расходов консолидированного бюджета на образование, более 60 % - на ЖКХ, 58 % - на здравоохранение, 50 % - на социальную политику. [20, с. 15]

В одном из Посланий президента РФ Федеральному Собранию отмечается, что без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считают невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны.

Именно в муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства. [18, с. 9]

Актуальность решения проблемы местных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. [17, с. 32]

Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами  муниципального образования Ясногорский район и  разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:

  1. раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
  2. проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
  3. рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;

          4.      выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;

     5.     разработать прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1 – 2 кварталы 2011 г.

Объектом исследования, проводимого в ВКР, является система управления финансами муниципального образования и ее особенности на примере МО Ясногорский район.

  Предметом  исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления финансами в муниципальном образовании Ясногорский район.

При выполнении ВКР использовались научные  и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов,  публикации в таких научных журналах, как “Финансы”, “Правовая политика и правовая жизнь”, “Бюджет”, “Вопросы экономики”, “Государственная власть и местное самоуправление”, “Российский экономический журнал”, а также статистические материалы по Ясногорскому району, Тульской области и РФ, материалы периодической печати, законодательная база РФ и субъектов РФ в части     финансовых     отношений, отчетные   материалы   муниципального образования Ясногорский район,   на   примере   деятельности которого выполняется ВКР.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1. 1. Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами

 

Все финансовые потоки, циркулирующие  в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения; предприятия производят и реализуют продукцию; финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям; региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения  региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [21, 21 с.]

Финансовые ресурсы, созданные  на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех уровней  (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

         - ресурсы внебюджетных фондов;

         - кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

- дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что  здесь действуют как бы три  самостоятельные финансовые подсистемы: государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. [9, с. 41]

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

  1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
  2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредоточиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
  3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона  представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

Муниципальные финансы выступают как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Их отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения. [22, с. 17]

В широком смысле слова муниципальные  финансы реализуют всю совокупность денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансового потенциала территории – финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных институтов, населения), участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования.

В узком смысле слова муниципальные финансы  понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций.               Эффективное осуществление муниципальной деятельности предполагает наличие в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов.

Важнейшие принципы обеспечения самостоятельности  и достаточности местных финансов:

- достаточность  собственных финансовых средств  местных органов власти и их соразмерность предоставленным полномочиям;

- свобода распоряжения  этими средствами при осуществлении своих функций;

- поступление  хотя бы части финансовых средств  местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

- защита более  слабых органов местного самоуправления  за счет механизма финансового выравнивания;

- предоставление  субсидий не в ущерб самостоятельности политики местной власти. [16, с. 90]

Муниципальные финансы  в широком определении включают финансы муниципальных органов  власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования (рис. 1.1).

Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов.


Рис. 1.1 Структура муниципальных  финансов


Важным источником финансовых ресурсов местных органов  власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.

Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования