Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;
Введение.......................................................................................................................5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73
Заключение………………………………………………………………………….83
Список литературы………………………………………………………………...86
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
2.1 Общая характеристика муниципального
образования Ясногорский район.........................
2.2 Анализ финансового состояния
муниципального образования
2.3 Организация бюджетного процесса
в муниципальном образовании Ясногорский
район…………………………………………………………………
Глава
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
3.1 Проблемы финансового
3.2 Особенности планирования
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения 1-7………………………………………………………………...
Проводимый в современных условиях курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усилил внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально - экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. При этом под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.). [14, с. 10]
По состоянию на начало 2010 года в Российской Федерации имелось 12215 муниципальных образований различного уровня. Через муниципальные бюджеты, которые являются фундаментом бюджетной системы страны, финансируется 65 % расходов консолидированного бюджета на образование, более 60 % - на ЖКХ, 58 % - на здравоохранение, 50 % - на социальную политику. [20, с. 15]
В одном из Посланий президента РФ Федеральному Собранию отмечается, что без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считают невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны.
Именно в муниципальных
Актуальность решения проблемы местных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. [17, с. 32]
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;
5. разработать прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1 – 2 кварталы 2011 г.
Объектом исследования, проводимого в ВКР, является система управления финансами муниципального образования и ее особенности на примере МО Ясногорский район.
Предметом
исследования являются
При выполнении ВКР использовались научные и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов, публикации в таких научных журналах, как “Финансы”, “Правовая политика и правовая жизнь”, “Бюджет”, “Вопросы экономики”, “Государственная власть и местное самоуправление”, “Российский экономический журнал”, а также статистические материалы по Ясногорскому району, Тульской области и РФ, материалы периодической печати, законодательная база РФ и субъектов РФ в части финансовых отношений, отчетные материалы муниципального образования Ясногорский район, на примере деятельности которого выполняется ВКР.
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения; предприятия производят и реализуют продукцию; финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям; региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [21, 21 с.]
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
- ресурсы субъектов
- ресурсы внебюджетных фондов;
- кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);
- дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы: государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. [9, с. 41]
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
Муниципальные финансы выступают как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Их отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения. [22, с. 17]
В широком смысле слова муниципальные
финансы реализуют всю совокупн
В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления, необходимых для реализации их функций. Эффективное осуществление муниципальной деятельности предполагает наличие в распоряжении местных органов власти достаточных финансовых ресурсов.
Важнейшие принципы
обеспечения самостоятельности
и достаточности местных
- достаточность
собственных финансовых
- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
- поступление
хотя бы части финансовых
- защита более
слабых органов местного
- предоставление субсидий не в ущерб самостоятельности политики местной власти. [16, с. 90]
Муниципальные финансы в широком определении включают финансы муниципальных органов власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования (рис. 1.1).
Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.
Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов.
Рис. 1.1 Структура муниципальных финансов
Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.
Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования