Совершенствование управления финансами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73

Заключение………………………………………………………………………….83

Список литературы………………………………………………………………...86

Файлы: 1 файл

диплом-финансы.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

Бюджетный процесс в муниципальном  образовании Ясногорский район  включает следующие этапы:

составление проекта бюджета муниципального образования;

рассмотрение и утверждение  бюджета муниципального образования;

исполнение бюджета муниципального образования;

осуществление муниципального финансового  контроля.

Участниками бюджетного процесса в  муниципальном образовании являются:

Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район;

Глава муниципального образования  Ясногорский район;

Глава администрации муниципального образования Ясногорский район;

Финансовое управление администрации муниципального образования Ясногорский район;

Орган муниципального финансового контроля, созданный представительным органом;

Главные распорядители бюджетных средств;

Распорядители бюджетных средств;

Получатели бюджетных средств;

Главные администраторы (администраторы) поступлений в бюджет муниципального образования;

Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования;

Органы федерального казначейства, осуществляющие свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

1 этап. Составление проекта бюджета.

Непосредственное составление  бюджета осуществляет финансовое управление. Проект бюджета муниципального образования составляется и утверждается сроком на один год (очередной финансовый год). Составлению проекта бюджета предшествует подготовка документов, на которых основывается составление бюджета:

  1. прогноз социально-экономического развития муниципального образования;
  2. основные направления бюджетной и налоговой политики.

Для составления проекта бюджета  необходимы сведения о:

  1. действующем на момент начала разработки проекта бюджета законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, законодательстве субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актах Собрания представителей о налогах и сборах и неналоговых доходах;
  2. нормативах отчислений в бюджеты поселений, входящих в состав Ясногорского района, от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
  3. предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  4. видах и объемах расходов, передаваемых с других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

          Составление проекта бюджета начинается в срок не позднее 1 августа.  Решение о начале работы над составлением проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год принимается главой администрации в форме нормативного правового акта, регламентирующего сроки и процедуры разработки проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, порядок работы над иными документами и материалами, обязательными для направления в Собрание представителей одновременно с проектом бюджета муниципального образования.

          Проект бюджета муниципального образования, составляемый финансовым управлением, содержит:

1) основные характеристики бюджета  муниципального образования (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета) при условии соблюдения ограничения на размер дефицита бюджета муниципального образования, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системой РФ в случаях, если они не установлены бюджетным законодательством РФ.

Решением о бюджете устанавливаются:

1) перечень главных администраторов (администраторов) доходов бюджета; 2) перечень главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;

3) распределение бюджетных ассигнований  по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;

4) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

5) объем межбюджетных трансфертов,  получаемых из других бюджетов  и предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году;

6) источники финансирования дефицита  бюджета на очередной финансовый  год; 

7) верхний предел муниципального  внутреннего долга по состоянию  на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;

8) прогнозируемые доходы бюджета  по группам, подгруппам и статьям  классификации доходов бюджетов Российской Федерации на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета  муниципального образования в Собрание представителей муниципального образования Ясногорский район представляются:

1) основные направления бюджетной  и налоговой политики;

2) предварительные итоги социально-экономического  развития района за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

3) прогноз социально-экономического  развития района;

4) прогноз основных характеристик  (общий объем доходов, общий  объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

5) пояснительная записка к проекту  бюджета; 

6) расчеты распределения межбюджетных  трансфертов; 

7) проект программы муниципальных  внутренних заимствований на очередной финансовый год;

8) проект программы муниципальных  гарантий на очередной финансовый  год; 

9) проект программы предоставления  бюджетных кредитов на очередной  финансовый год;

10) оценка ожидаемого исполнения  бюджета на текущий финансовый  год; 11) предложенный Собранием представителей муниципального образования Ясногорский район проект бюджетной сметы Собрания представителей, представляемый в случае возникновения разногласий с финансовым управлением в отношении указанной бюджетной сметы;

12) сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Ясногорский район, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, о работе муниципальных унитарных предприятий по пополнению доходной части бюджета и их финансовое состояние.

13) иные документы и материалы.

2 этап. Рассмотрение и утверждение  бюджета муниципального образования.

В течение двух рабочих дней со дня внесения проекта бюджета  на очередной финансовый год в Собрание представителей комиссия по экономической политике, бюджету, налогам и собственности Собрания представителей муниципального образования Ясногорский район готовит заключение о соответствии представленных документов и материалов действующему законодательству. Проект бюджета на очередной финансовый год, внесенный с соблюдением требований действующего законодательства, направляется в комитеты, постоянные депутатские комиссии и ревизионную комиссию, а также депутатам Собрания представителей для внесения замечаний и предложений по проекту бюджета. Одновременно с направлением в комитеты, постоянные депутатские комиссии и ревизионную комиссию для обсуждения проекта бюджета муниципального образования глава муниципального образования Ясногорский район, Собрание представителей принимают решение о назначении публичных слушаний по данному проекту. По результатам итогового документа публичных слушаний глава муниципального образования, Собрание представителей готовят проект решения о бюджете муниципального образования и направляют его в ревизионную комиссию для заключения. Ревизионная комиссия дает заключение о проекте решения о бюджете с указанием недостатков данного проекта в случае их выявления. Внесенный проект решения о бюджете на очередной финансовый год с заключением ревизионной комиссии направляется на рассмотрение в комитеты и комиссии, а также депутатам Собрания представителей.  Не позднее десяти календарных дней с момента проведения публичных слушаний проводится первое чтение проекта решения Собранием представителей о бюджете муниципального образования. Предметом первого чтения является одобрение основных параметров проекта бюджета муниципального образования. В недельный срок с момента проведения первого чтения проект решения о бюджете муниципального образования рассматривается Собранием представителей во втором чтении. Во втором чтении проект решения Собрания представителей о бюджете муниципального образования принимается окончательно.

3 этап. Исполнение бюджета муниципального  образования.

Финансовое управление организует и осуществляет исполнение бюджета муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансовое управление осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений с их лицевых счетов, открытых в финансовом управлении. Бюджет муниципального образования исполняется на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов.

4 этап. Осуществление муниципального  финансового контроля.

В муниципальном образовании Ясногорский район муниципальный финансовый контроль осуществляют:

- ревизионная комиссия;

- финансовое управление;

- главные распорядители, распорядители  бюджетных средств. [8]

          Технология бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу в соответствии с Положением о бюджетном процессе. Нарушение этапности бюджетного процесса является недопустимым, виновные в таком нарушении должны нести ответственность. [6]

          Вместе с тем на пути развития доходной базы любого муниципального образования встает ряд проблем, касающихся его финансового самообеспечения. А это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования управления финансами соответствующего муниципального образования.

 

 

Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

3.1. Проблемы финансового самообеспечения  и пути развития доходной базы  муниципального образования Ясногорский район

 

 

Возрождающаяся в России система  местного самоуправления должна стать одним из функциональных институтов системы народовластия.

В 2009 году в Российской Федерации  насчитывалось более 12 тысяч муниципальных образований. Муниципальные бюджеты в этом году составили 17,5% объема консолидированного бюджета РФ. Из бюджетов муниципальных образований осуществляется финансирование значительных объемов социально значимых расходов и в первую очередь на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.

Однако более 2000 муниципальных образований еще лишены закрепленного Конституцией РФ права самостоятельного формирования местных бюджетов и вынуждены работать по сметам.

В настоящее время бюджеты многих муниципальных образований принимаются с дефицитом. Третью часть доходов бюджетов муниципальных образований составляют дотации, субвенции и субсидии из бюджетов субъектов Федерации. Одной из причин этого являются завышенные нормы расходов, применяемые местными органами власти при формировании бюджета. Однако главная причина – низкий уровень доходной базы этих бюджетов и несовершенство межбюджетных отношений.

Действующая в стране система межбюджетных отношений сдерживает экономический  рост, снижает ответственность руководителей  субъектов Федерации и муниципальных образований за мобилизацию финансовых ресурсов, продолжает их иждивенческие настроения, создает социальную напряженность в обществе. Бюджетная политика в отношении субъектов Федерации сосредоточена сейчас на выравнивающей функции, реализовать которую полностью при столь ограниченных финансовых ресурсах затруднительно. В то же время почти не используется стимулирующая функция межбюджетных отношений, с помощью которой постепенно можно обеспечить условия для увеличения уровня социально-экономического развития. Между тем предпринятые в последнее время меры характеризуются усилением акцента только на выравнивающую функцию межбюджетных отношений, что не может обеспечить улучшение социально-экономического положения в стране. [23, с. 152]

Отсутствие стабильности в межбюджетных отношениях, громоздкость расчетов и усложненность анализа лишают субъекты Федерации возможности своевременно прогнозировать свои доходы на будущие периоды, строить свои взаимоотношения с бюджетами муниципальных образований.

Причиной дефицита бюджетов муниципальных  образований является также практика передачи государственных полномочий органам власти местного самоуправления без соответствующей или далеко не полной компенсации дополнительных расходов.

Анализ действующего законодательства РФ и субъектов Федерации, относящегося к деятельности местного самоуправления, показывает, что одной из проблем этого института власти является нечетное разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Все это создает серьезные проблемы в работе органов власти муниципальных образований.

           Дальнейшее  развитие местного самоуправления  требует, на наш взгляд, разработки таких первоочередных мер, которые бы позволили стабилизировать финансовые основы бюджетов муниципальных образований, создали предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории соответствующих муниципальных образований, позволили гражданам РФ рассматривать местное самоуправление как реальный инструмент в решении насущных жизненных проблем. И в первую очередь необходимо четкое правовое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования