Совершенствование управления финансами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73

Заключение………………………………………………………………………….83

Список литературы………………………………………………………………...86

Файлы: 1 файл

диплом-финансы.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

Кроме того, следует  учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

Муниципальные финансы выполняют  основные функции, присущие финансам как экономической категории. Вместе с тем реализация данных функций характеризуется определенной спецификой.

Распределительная функция муниципальных  финансов состоит в том, что посредством  распределения и перераспределения  вновь созданной на территории муниципального образования стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально - экономического развития муниципального образования. [11, с. 65]

 Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и структуре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

Одним из важных направлений реализации роли местных финансов при переходе к рынку является субсидирование и льготное кредитование фермерских хозяйств, приобретение и строительство жилья, поддержка малого предпринимательства, создание благоприятной правовой и институциональной среды, размещение муниципальных заказов на производство социально-значимой продукции.

Местные финансы активно используются для благоустройства территорий муниципальных образований, решения экологических проблем, обслуживания культурных потребностей населения.

Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. [10, с. 112]

Современный этап экономического развития России сопровождается эволюцией системы межбюджетных отношений. В этих условиях возрастает необходимость проработки основ бюджетного федерализма, формирования стимулов у органов государственной власти и местного самоуправления к наращиванию темпов экономического роста. Тем не менее, возникновение целого ряда противоречий в отношениях между уровнями власти, особенно на уровне субъектов Российской Федерации – муниципальные образования, не способствует укреплению основ бюджетного федерализма.

Современное состояние  бюджетной системы характеризуется  децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием. Низкая собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации – муниципальные образования.

К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие, как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.

Таким образом, актуальной для настоящего момента является проблема регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации – муниципальные образования. Возникает необходимость разработки теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики на субрегиональном уровне.

Совокупность целей и методов  эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования в интересах населения составляет суть муниципальной финансовой политики.

Цели и основные инструменты  муниципальной финансовой политики представлены на рис. 1.2.

 


 



 



 





 

 

 


 

 

Рис. 1.2. Цели и инструменты муниципальной финансовой политики

 

Система целей муниципальной финансовой политики логически вытекает из общей задачи обеспечения финансовыми средствами исполнения собственных полномочий муниципального образования, его комплексного и устойчивого социально-экономического развития, а также исполнения государственных полномочий, возложенных в установленном порядке на данное муниципальное образование. [13, с. 54]

Рассмотрев сущность и состав финансов муниципального образования переходим  к изучению распорядителей и получателей  бюджетных средств на муниципальном  уровне.

 

1.2. Распорядители и  получатели бюджетных средств  на муниципальном уровне

 

          Бюджет муниципального образования является основой финансовых ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, другого муниципального образования, определенного законодательством субъектов РФ).

Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается:

- достаточным уровнем собственных доходов (согласно Бюджетному кодексу РФ - наличием собственных доходов);

- правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления;

- правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получаемые в ходе исполнения бюджета

- правом на компенсацию дополнительных расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса муниципального образования являются:

  • представительный орган местного самоуправления;
  • исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, главный распорядитель бюджетных средств - местная администрация;
  • распорядители бюджетных средств;
  •   получатели бюджетных средств;
  •   органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета;
  • участники, предусмотренные Уставом муниципального образования. [2]

Представительный орган рассматривает  и утверждает местный бюджет и  отчёт о его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета.

Муниципальная администрация:

составляет проект бюджета, вносит его на утверждение представительного органа установленным порядком;

  • осуществляет исполнение бюджета;

распределяет бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета;

  • определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
  •   утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  •   составляет бюджетную роспись;
  •   осуществляет ведомственный контроль за исполнением бюджета;
  • представляет отчёт об исполнении бюджета на утверждение представительного органа установленным порядком;

осуществляет иные полномочия, определённые бюджетным законодательством.

Распорядитель бюджетных средств  осуществляет полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Главный распорядитель средств  бюджета – орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Он определяет задания по предоставлению услуг для подведомственных распорядителей и получателей с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям и направляет их в орган, исполняющий бюджет; определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств. [6]

Бюджетное учреждение - муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнение функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Выделяются следующие особенности финансов бюджетных организаций:

1. Исключительно тесная связь  с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

2. Бюджетные организации могут  предоставлять и предоставляют  определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам. [2]

Обе указанные особенности позволяют  определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное между общественными финансами и финансами предприятий и организаций.

Указанное специфическое местоположение подтверждается и такой особенностью финансов бюджетных организаций, как отсутствие самостоятельности в расходовании средств.

К основным принципам организации  финансов бюджетных учреждений относятся:

  1. целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств;
  2. жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств;
  3. бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:

а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

б) возмещения убытков, причиненных  физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных, муниципальных органов или их должностных лиц;

4. контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств. [26, с. 33]

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, которые характеризуются специфическими формами и методами предоставления средств. К ним относятся следующие:

    1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
    2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

  1. Безвозвратность бюджетного финансирования.
  2. Бесплатность бюджетного финансирования.

Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования