Совершенствование управления финансами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73

Заключение………………………………………………………………………….83

Список литературы………………………………………………………………...86

Файлы: 1 файл

диплом-финансы.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

В недостаточной мере используются возможности получения доходов  в местный бюджет от налогов на совокупный доход, который имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2007 г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2008 г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8 % меньше. Местным органам самоуправления следует проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2009 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. руб.

К доходам от прочих налогов и  сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и исковых и иных заявлений  и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и сборов. [19, с. 17]. В 2007 г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2008 г. - 196912,0 тыс. руб., что в 5 раз больше, чем в 2007 г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.

 

Помимо налоговых доходов в  структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена на основании данных приложений 1, 2 и 3 в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5

Структура неналоговых  доходов местного бюджета

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонения (+/-)

2009/2007

тыс. руб.

%

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций

138723,0

297049,0

366769,0

+228046,0

+164,4

Доходы от продажи  земли и нематериальных активов

87113,0

-

-

-

-

Административные платежи и сборы

3262,0

-

-

-

-

Штрафные санкции, возмещение ущерба

22977,0

22039,0

40560

+17583,0

+76,5

Прочие неналоговые доходы

4874,0

11041,0

20140

+15266,0

+313,2

Всего неналоговых доходов

256949,0

330129,0

427469

+170520,0

+66,4


 

 

Как видно из данных табл. 2.5, имеется положительная динамика роста данной группы дохода. В 2007 г. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2008 г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь, в 2009 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же показателя 2007 г. на 164,4 %.

Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.

Структура безвозмездных платежей местного бюджета представлена в табл. 2.6.

Таблица 2.6

 

Структура безвозмездных  перечислений местного бюджета

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонения (+/-)

2009/2007

тыс. руб.

%

Дотации от других бюджетов бюджетной системы

1012272,0

1117011,0

1278941

+266669,0

+26,3

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы

230045,0

131786,0

186618,0

-43427,0

-18,9

Субсидии

63596,0

-

-

-

-

Средства, получаемые по взаимным расчетам

84678,0

442420,0

915337,0

+830659,0

+98,1

Прочие безвозмездные перечисления

3689,0

20203,0

12500,0

+8811,0

+238,8

Всего безвозмездных  перечислений

1394280,0

1711420,0

2398396

+1004116

+72,0


 

 

Данные табл. 2.6 показывают, что финансовое здоровье во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2007 г. 1012272,0 тыс. руб., в 2008 г. они составили 1117071,0 тыс. руб., а в 2009 г. выросли на 26,3 % по сравнению с 2007 г.

Расходная часть местного бюджета включает:

  • расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;
  • расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий; переданных органам местного самоуправления;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др. [30, с. 22]

 Сгруппируем расходы местного бюджета в табл. 2.7, используя для этой цели данные приложений 4, 5 и 6.

 

Таблица 2.7

Расходы местного бюджета

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонения (+/-)

2009/2007

тыс. руб.

%

Государственное управление и местное самоуправление

179341,0

180102,0

238161,0

+58820,0

+32,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

128186,0

147234,0

172456,0

+44270,0

+34,5

Промышленность, энергетика и строительство

42578,0

54760,0

87130,0

+44552,0

+105

Сельское хозяйство

9732,0

5877,0

2391,0

-7341,0

-75,4

Транспорт, связь и  информатика

123358,0

123723,0

174462,0

+51104,0

+41,4

Развитие рыночной инфраструктуры

-

1300,0

1000,0

+1000,0

+100,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

786331,0

954199,0

1396387,0

+610056,0

+77,6

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

9364,0

31800,0

41718,0

+32354,0

+345,5

Образование

47033,0

51487,0

1695763,0

+1648730,0

+3505,0

Культура, искусство и  кинематография

750,0

999,0

80963,0

+80213,0

+10695,0

Средства массовой информации

750,0

999,0

1400,0

+650,0

+86,6

Здравоохранение и физическая культура

541266,0

591637,0

456322,0

-84944,0

+15,7

Социальная политика

389546,0

277277,0

322154,0

-67392,0

-17,3

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

-

674,0

640,0

+640,0

+100,0

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

-

Территориальные экологические  фонды

572,0

-

-

-572,0

-100,0

Прочие расходы

62938,0

77331,0

132404,0

+69466,0

+110,4

Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета

15329,0

1000,0

-

-15329,0

-100,0

Всего расходов

2337074,0

2500399,0

4803351,0

+2466277,0

+105,5


 

Как видно из данных табл. 2.7, расходы из местного бюджета с каждым годом увеличивается: если в 2007 г. они составляли 2337074,0 тыс. руб., в 2008 г. - 2500399,0 тыс. руб., то в 2009 г. эта сумма была равна 4803351,0 тыс. руб. В 2009г. расходы местного бюджета по сравнению с 2007 г. увеличились на 105,5 %.

При этом наибольший % увеличения расходов был в 2008 г. на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

По тем же причинам (ведь в данную группу расходов входят и расходы помимо органов внутренних дел и на пожарную службу), а также в связи с усилением борьбы с терроризмом произошло резкое увеличение расходов на правоохранительную деятельность. Расходы на правоохранительную деятельность составили в 2007 г. - 128186,0 тыс. руб., в 2008 г. - 147234,0 тыс. руб., а в 2009 г. расходы увеличились на 34,5% по сравнению с 2007 г. и составили 172456,0 тыс. руб.


Из данных табл. 2.7 прослеживается постоянная динамика роста расходов на образование и культуру, искусство и кинематографию. Удельный вес каждой группы расходов в общей структуре расходов местного бюджета представлен в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Доля отдельных групп расходов в местном бюджете

 

Показатели

2007 г.

Уд. вес, %

2008 г.

Уд. вес, %

2009 г.

Уд. вес, %

Отклонения (+/-) 2009/2007

Государственное управление и местное самоуправление

179341,0

7,7

180102,0

7,2

238161,0

5,0

+32,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

128186,0

5,4

147234,0

5,9

172456,0

3,6

+34,5

Промышленность, энергетика и строительство

42578,0

1,8

54760,0

2,2

87130,0

1,8

+1,05

Сельское хозяйство

9732,0

0,4

5877,0

0,2

2391,0

0,05

-75,4

Транспорт, связь и  информатика

123358,0

5,3

123723,0

4,5

174462,0

3,6

+41.4

Развитие рыночной инфраструктуры

-

-

1300,0

0,05

1000,0

0,01

+ 100,0

Жилищно коммунальное хозяйство

786331,0

33,6

954199,0

38,2

1396387, 0

29,1

+77,6

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

9732,0

0,4

31800,0

1,3

41718,0

0,9

+345,5

Образование

47033,0

2,0

51487,0

2,1

1695763

35,3

+3505,5

Культура, искусство, кинематография

750,0

0,03

999,0

0,04

80963,0

1,7

+10695

Средства массовой информации

750,0

0,03

999,0

0,04

1400,0

0,03

+86,6

Здравоохранение и физическая культура

541266,0

23,2

591637,0

23,8

456322,0

9,5

+15,7

Социальная политика

389546,0

16,7

277277,0

11,2

322154,0

6,7

-17,3

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

-

-

674,0

0,03

640,0

0,01

+ 100,0

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

-

-

-

Территориальные экологические фонды

572,0

0,04

-

-

-

-

-100,0

Прочие расходы

62938,0

2,7

77331,0

3,2

132404,0

2,7

+110,4

Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета

15329,0

0,7

1000,0

0,04

-

-

-100,0

Всего расходов

2337074,0

100,0

2500399,0

100,0

4803351,0

100,0

+51,7


 

 

Из табл. 2.8 видно, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. значительно повысились расходы на образование, а затем на культуру, искусство и кинематографию. Доля расходов на образование в 2007 г. составляла 2,0 %, в 2008 г. – 2,1 %, а в 2009 г. уже 35,3 %. Доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в 2007 г. – 0,03 %, в 2008 г. – 0,04 %, в 2009 г. – 1,7 %. Однако уменьшаются расходы на сельское хозяйство – с 0,4 % в 2007 г. до 0,05 % в 2009 г.  и на социальную политику- с 16,7 % в 2007 г. до 6,7 % в 2009 г. [32, 33, 34 ]

Проанализировав финансовое состояние муниципального образования  Ясногорский район за 2007 -2009 гг. приходим к выводу, что на протяжении трех лет наблюдается превышение доходов  над расходами, то есть профицит бюджета.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. [24, с. 11].

 

 

2.3. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район

 

Бюджетные правоотношения в муниципальном  образовании Ясногорский район осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф3 "О внесении изменений в Бюджетный кодеке Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Ясногорский район.

В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджета муниципального образования с бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации при составлении, исполнении бюджета муниципального образования, формировании отчетности о его исполнении применяется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законодательством.

Решением о бюджете муниципального образования на соответствующий год утверждается перечень главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета при условии, что администрирование данных доходов и источников не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законом Тульской области.

Перечень главных распорядителей средств бюджета, перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов решением о бюджете. Целевые статьи и виды расходов бюджета формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств местного бюджета.[23, с.32]

Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования