Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;
Введение.......................................................................................................................5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73
Заключение………………………………………………………………………….83
Список литературы………………………………………………………………...86
В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, который имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2007 г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2008 г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8 % меньше. Местным органам самоуправления следует проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2009 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. руб.
К доходам от прочих налогов и сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и сборов. [19, с. 17]. В 2007 г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2008 г. - 196912,0 тыс. руб., что в 5 раз больше, чем в 2007 г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена на основании данных приложений 1, 2 и 3 в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Структура неналоговых доходов местного бюджета
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонения (+/-) 2009/2007 | |
тыс. руб. |
% | ||||
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций |
138723,0 |
297049,0 |
366769,0 |
+228046,0 |
+164,4 |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов |
87113,0 |
- |
- |
- |
- |
Административные платежи и сборы |
3262,0 |
- |
- |
- |
- |
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
22977,0 |
22039,0 |
40560 |
+17583,0 |
+76,5 |
Прочие неналоговые доходы |
4874,0 |
11041,0 |
20140 |
+15266,0 |
+313,2 |
Всего неналоговых доходов |
256949,0 |
330129,0 |
427469 |
+170520,0 |
+66,4 |
Как видно из данных табл. 2.5, имеется положительная динамика роста данной группы дохода. В 2007 г. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2008 г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь, в 2009 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же показателя 2007 г. на 164,4 %.
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.
Структура безвозмездных платежей местного бюджета представлена в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Структура безвозмездных перечислений местного бюджета
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонения (+/-) 2009/2007 | |
тыс. руб. |
% | ||||
Дотации от других бюджетов бюджетной системы |
1012272,0 |
1117011,0 |
1278941 |
+266669,0 |
+26,3 |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы |
230045,0 |
131786,0 |
186618,0 |
-43427,0 |
-18,9 |
Субсидии |
63596,0 |
- |
- |
- |
- |
Средства, получаемые по взаимным расчетам |
84678,0 |
442420,0 |
915337,0 |
+830659,0 |
+98,1 |
Прочие безвозмездные перечисления |
3689,0 |
20203,0 |
12500,0 |
+8811,0 |
+238,8 |
Всего безвозмездных перечислений |
1394280,0 |
1711420,0 |
2398396 |
+1004116 |
+72,0 |
Данные табл. 2.6 показывают, что финансовое здоровье во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2007 г. 1012272,0 тыс. руб., в 2008 г. они составили 1117071,0 тыс. руб., а в 2009 г. выросли на 26,3 % по сравнению с 2007 г.
Расходная часть местного бюджета включает:
Сгруппируем расходы местного бюджета в табл. 2.7, используя для этой цели данные приложений 4, 5 и 6.
Таблица 2.7
Расходы местного бюджета
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонения (+/-) 2009/2007 | |
тыс. руб. |
% | ||||
Государственное управление и местное самоуправление |
179341,0 |
180102,0 |
238161,0 |
+58820,0 |
+32,8 |
Правоохранительная |
128186,0 |
147234,0 |
172456,0 |
+44270,0 |
+34,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
42578,0 |
54760,0 |
87130,0 |
+44552,0 |
+105 |
Сельское хозяйство |
9732,0 |
5877,0 |
2391,0 |
-7341,0 |
-75,4 |
Транспорт, связь и информатика |
123358,0 |
123723,0 |
174462,0 |
+51104,0 |
+41,4 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
1300,0 |
1000,0 |
+1000,0 |
+100,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
786331,0 |
954199,0 |
1396387,0 |
+610056,0 |
+77,6 |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий |
9364,0 |
31800,0 |
41718,0 |
+32354,0 |
+345,5 |
Образование |
47033,0 |
51487,0 |
1695763,0 |
+1648730,0 |
+3505,0 |
Культура, искусство и кинематография |
750,0 |
999,0 |
80963,0 |
+80213,0 |
+10695,0 |
Средства массовой информации |
750,0 |
999,0 |
1400,0 |
+650,0 |
+86,6 |
Здравоохранение и физическая культура |
541266,0 |
591637,0 |
456322,0 |
-84944,0 |
+15,7 |
Социальная политика |
389546,0 |
277277,0 |
322154,0 |
-67392,0 |
-17,3 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
- |
674,0 |
640,0 |
+640,0 |
+100,0 |
Охрана окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
- |
Территориальные экологические фонды |
572,0 |
- |
- |
-572,0 |
-100,0 |
Прочие расходы |
62938,0 |
77331,0 |
132404,0 |
+69466,0 |
+110,4 |
Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета |
15329,0 |
1000,0 |
- |
-15329,0 |
-100,0 |
Всего расходов |
2337074,0 |
2500399,0 |
4803351,0 |
+2466277,0 |
+105,5 |
Как видно из данных табл. 2.7, расходы из местного бюджета с каждым годом увеличивается: если в 2007 г. они составляли 2337074,0 тыс. руб., в 2008 г. - 2500399,0 тыс. руб., то в 2009 г. эта сумма была равна 4803351,0 тыс. руб. В 2009г. расходы местного бюджета по сравнению с 2007 г. увеличились на 105,5 %.
При этом наибольший % увеличения расходов был в 2008 г. на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
По тем же причинам (ведь в данную группу расходов входят и расходы помимо органов внутренних дел и на пожарную службу), а также в связи с усилением борьбы с терроризмом произошло резкое увеличение расходов на правоохранительную деятельность. Расходы на правоохранительную деятельность составили в 2007 г. - 128186,0 тыс. руб., в 2008 г. - 147234,0 тыс. руб., а в 2009 г. расходы увеличились на 34,5% по сравнению с 2007 г. и составили 172456,0 тыс. руб.
Из данных табл. 2.7 прослеживается постоянная динамика роста расходов на образование и культуру, искусство и кинематографию. Удельный вес каждой группы расходов в общей структуре расходов местного бюджета представлен в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Доля отдельных групп расходов в местном бюджете
Показатели |
2007 г. |
Уд. вес, % |
2008 г. |
Уд. вес, % |
2009 г. |
Уд. вес, % |
Отклонения (+/-) 2009/2007 |
Государственное управление и местное самоуправление |
179341,0 |
7,7 |
180102,0 |
7,2 |
238161,0 |
5,0 |
+32,8 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
128186,0 |
5,4 |
147234,0 |
5,9 |
172456,0 |
3,6 |
+34,5 |
Промышленность, энергетика и строительство |
42578,0 |
1,8 |
54760,0 |
2,2 |
87130,0 |
1,8 |
+1,05 |
Сельское хозяйство |
9732,0 |
0,4 |
5877,0 |
0,2 |
2391,0 |
0,05 |
-75,4 |
Транспорт, связь и информатика |
123358,0 |
5,3 |
123723,0 |
4,5 |
174462,0 |
3,6 |
+41.4 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
- |
- |
1300,0 |
0,05 |
1000,0 |
0,01 |
+ 100,0 |
Жилищно коммунальное хозяйство |
786331,0 |
33,6 |
954199,0 |
38,2 |
1396387, 0 |
29,1 |
+77,6 |
Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий |
9732,0 |
0,4 |
31800,0 |
1,3 |
41718,0 |
0,9 |
+345,5 |
Образование |
47033,0 |
2,0 |
51487,0 |
2,1 |
1695763 |
35,3 |
+3505,5 |
Культура, искусство, кинематография |
750,0 |
0,03 |
999,0 |
0,04 |
80963,0 |
1,7 |
+10695 |
Средства массовой информации |
750,0 |
0,03 |
999,0 |
0,04 |
1400,0 |
0,03 |
+86,6 |
Здравоохранение и физическая культура |
541266,0 |
23,2 |
591637,0 |
23,8 |
456322,0 |
9,5 |
+15,7 |
Социальная политика |
389546,0 |
16,7 |
277277,0 |
11,2 |
322154,0 |
6,7 |
-17,3 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
- |
- |
674,0 |
0,03 |
640,0 |
0,01 |
+ 100,0 |
Охрана окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Территориальные экологические фонды |
572,0 |
0,04 |
- |
- |
- |
- |
-100,0 |
Прочие расходы |
62938,0 |
2,7 |
77331,0 |
3,2 |
132404,0 |
2,7 |
+110,4 |
Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета |
15329,0 |
0,7 |
1000,0 |
0,04 |
- |
- |
-100,0 |
Всего расходов |
2337074,0 |
100,0 |
2500399,0 |
100,0 |
4803351,0 |
100,0 |
+51,7 |
Из табл. 2.8 видно, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. значительно повысились расходы на образование, а затем на культуру, искусство и кинематографию. Доля расходов на образование в 2007 г. составляла 2,0 %, в 2008 г. – 2,1 %, а в 2009 г. уже 35,3 %. Доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в 2007 г. – 0,03 %, в 2008 г. – 0,04 %, в 2009 г. – 1,7 %. Однако уменьшаются расходы на сельское хозяйство – с 0,4 % в 2007 г. до 0,05 % в 2009 г. и на социальную политику- с 16,7 % в 2007 г. до 6,7 % в 2009 г. [32, 33, 34 ]
Проанализировав финансовое состояние муниципального образования Ясногорский район за 2007 -2009 гг. приходим к выводу, что на протяжении трех лет наблюдается превышение доходов над расходами, то есть профицит бюджета.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. [24, с. 11].
2.3. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район
Бюджетные правоотношения в муниципальном образовании Ясногорский район осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф3 "О внесении изменений в Бюджетный кодеке Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования Ясногорский район.
В целях обеспечения
Решением о бюджете
Перечень главных
Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования