Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;
Введение.......................................................................................................................5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН
3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73
Заключение………………………………………………………………………….83
Список литературы………………………………………………………………...86
Для того, чтобы разграничить полномочия государственной власти и органов местного самоуправления, необходимо законом субъекта Федерации установить порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отраслях социальной сферы по обеспечению реализации переданных государственных полномочий на территориальном уровне и контроля за исполнением этих полномочий.
При этом было бы целесообразным:
Вместе с тем, глава 11 БК РФ, регламентирующая вопросы распределения расходов между уровнями бюджетной системы, не раскрывает сути понятия «расходные полномочия» и не устанавливает их разграничения. [2]
В результате региональные и особенно местные власти не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и вынуждены проводить политику выборочного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая задолженность.
В ходе разграничения налоговых полномочий необходимо также предоставить органам местного самоуправления право:
В области социально-культурной сферы расходная часть бюджета должна стать инструментом выравнивания доступа граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.
Четкое определение статуса местного самоуправления и разграничение полномочий между уровнями государственной власти и органов местного самоуправления как в целом, так и в социальной сфере является важнейшим стимулом к улучшению обеспечения населения услугами учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной поддержки и других социальных учреждений.
Важное значение, кроме того, имеет четкое разграничение различных полномочий и способов их финансирования.
Во-первых, было бы целесообразным исключить из списка «вопросов местного значения» (по сути являющегося списком «собственных» полномочий органов местного самоуправления) все те функции, в отношении которых местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).
Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование «собственных» и «делегированных» полномочий (в отношении, как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно добиться того, чтобы средства, предназначенные для финансирования «делегированных» полномочий (которых в перспективе, вероятно, будет больше, чем сейчас), вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.
Подобная схема уже
При формировании доходов необходимо увеличивать долю собственных доходов. [19, с. 241]
Для решения проблемы формирования и использования бюджета МО Ясногорский район выдвигаются следующие предложения:
1. Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Ясногорска может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию.
2. Как можно шире развивать предпринимательство. Предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего.
3. Увеличить получение
- одним из основных направлений
использования финансовых
- развивать рыночную
- передать полномочия по
- провести секвестрование
- организовать муниципальный
Далее рассмотрим особенности планирования бюджета МО Ясногорский район на очередной финансовый год.
3.2. Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год
Планирование бюджетных
К ведению органов местного самоуправления относится установление конкретного порядка формирования проектов бюджетов на соответствующей территории.
Основным источником доходов бюджетов
муниципальных образований
Налоговое планирование как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений в местный бюджет объединяет три этапа.
Началом процедуры является процесс сведения воедино и изучения ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета, информации о действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы; предполагаемых объемах предоставляемой финансовой помощи; видах и объемах расходов, перераспределяемых между бюджетами. Кроме того, к сведениям, необходимым для составления проекта бюджета, относятся данные о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Уполномоченные ведомства предоставляют информацию, касающуюся социально-экономического развития территории за отчетный период, формулируют и обосновывают тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.
С учетом перечисленных выше сведений осуществляется анализ баланса финансовых ресурсов (далее — БФР) территории на текущий финансовый год и корректировка проекта баланса на планируемый период. БФР представляет основные источники средств, направляемых на развитие производства и осуществление социальных программ, находящихся в распоряжении органов власти региона и хозяйствующих субъектов на его территории. БФР основан на сопоставлении объема финансовых ресурсов территории и направлений их использования.
Превышение величины расходов муниципального образования над объемом финансовых ресурсов (и наоборот) определяет дефицит (профицит) финансового баланса, требует указания источников покрытия дефицита. При недостаточности финансовых ресурсов территории для выполнения обязательств по финансированию необходимых расходов изыскиваются дополнительные источники средств. Ими, в частности, могут выступать дополнительные налоговые доходы бюджета. В случае, если органы roсударственной власти принимают решение компенсировать недостаток финансовых ресурсов за счет изменения объема налоговых поступлений, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в проводимую налоговую политику и, при необходимости, в систему межбюджетных отношений. [31, с. 326]
Таким образом, первым этапом государственного налогового планирования являются анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу и составление иных материалов, служащих основой для расчетов налоговых поступлений в бюджет.
На втором этапе налогового планирования осуществляются корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Налоговая политика является частью общей экономической политики государства. Она включает в себя совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию доходов, имеет целью выполнение государством его функций, а, в конечном счете — создание условий для экономической стабилизации общества.
В рамках второго этапа налогового планирования устанавливаются или изменяются в соответствии с проводимыми преобразованиями экономики цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения страны, и методы, позволяющие воплотить эти цели на практике.
Необходимость разделения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы обусловлена различиями социально-экономических условий регионов, их экономического потенциала. Цель налогового регулирования доходов бюджетов территорий состоит в таком распределении налоговых поступлений между иерархическими уровнями, которое гарантировало бы финансирование нормативной части расходов, свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного движения средств. Финансовое обеспечение самостоятельности бюджетов территорий, создание устойчивой доходной базы каждого уровня бюджетной системы отражают понятие бюджетного федерализма, т.е. разграничение полномочий между органами власти и управления в области бюджетной и налоговой политики. Конкретные формы реализации налогового федерализма зависят от сочетания двух взаимодополняющих тенденций: обеспечение надлежащих темпов развития регионов, а также выравнивание экономического положения территорий и обеспечение доходами расходных полномочий органов власти и управления различных уровней.
Итак, второй этап налогового планирования — обоснование и корректировка основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующего муниципального образования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу — осуществляется на стадии определения основных параметров бюджета.
Третьим этапом государственного налогового планирования является расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней. При определении объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа. Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных подходов, но конкретная методика процесса планирования имеет свои особенности в зависимости от уровня бюджета.
Оценка налоговых поступлений производится исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей. Расчет контингентов налогов с разбивкой по каждому их виду является заключительной стадией государственного налогового планирования, реализуется в ходе прогнозирования объема доходов бюджетов по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации. [3]
Отечественный опыт прогрессивных методик расчета контингентов налогов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям. Во многих промышленно развитых странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, разработано комплексное методическое обеспечение процесса расчета контингента налогов.
Одним из методов бюджетного планирования и прогнозирования является анализ текущего исполнения бюджета. Без него процесс прогнозирования невозможен в принципе, поэтому метод экономического анализа применяется на всех этапах бюджетного процесса. Он позволяет определить степень выполнения бюджетных показателей за истекший период и дать ожидаемую оценку исполнения бюджета в финансовом году. На этапе формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов бюджета, определение мероприятий по повышению эффективности распределения и использования бюджетных средств. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении показателей, резервы. [2]
Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования