Совершенствование управления финансами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие сущности управления финансами муниципального образования Ясногорский район и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью намечено решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансами муниципальных образований;
проанализировать финансовое состояние муниципального образования на примере муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг.;
рассмотреть организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район;
4. выявить проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы указанного муниципального образования;

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................5

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Финансы муниципальных образований: сущность, состав, направление использования. Управление муниципальными финансами……………………8
Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне………………………………………………………………………………..16
Нормативно-правовой механизм управления муниципальными финансами……………………………………………………………………………….22

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

2.1 Общая характеристика муниципального образования Ясногорский район.................................................................................................................................30
2.2 Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007-2009 гг……………………………………………………................36
2.3 Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании Ясногорский район…………………………………………………………………………..48

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯСНОГОРСКИЙ РАЙОН

3.1 Проблемы финансового самообеспечения и пути развития доходной базы муниципального образования Ясногорский район………………………………55
3.2 Особенности планирования бюджета муниципального образования Ясногорский район на финансовый год…………………………………………….......60
3.3 Прогноз состояния финансов муниципального образования Ясногорский район на 1-2 квартал 2011 года……………………………………………………73

Заключение………………………………………………………………………….83

Список литературы………………………………………………………………...86

Файлы: 1 файл

диплом-финансы.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

В общей численности занятого экономической  деятельностью населения в 1 полугодии 2010 года 4209 человек составляли работники крупных и средних предприятий без учета совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в крупных и средних организациях привлекалось еще 238 человек.

По данным Государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения г. Ясногорска» общая численность безработных составила 383 человека, из них 204 женщин и 72 человека - молодежь в возрасте до 29 лет. [35]

Общая численность населения муниципального образования составила 32,0 тыс. человек.

Демографическая ситуация характеризуется  продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с высоким уровнем смертности и низким уровнем рождаемости. Естественная убыль населения района составила 182 человека, что на 8 человек меньше прошлого года. В текущем году зарегистрировано 141 человек родившихся, что меньше прошлого года на 5,4 %. Умерло 323 человека, что на 4,7 % меньше, чем в январе - июне 2009 года. Число умерших превысило число родившихся в 2,3 раза. [36]

Рассмотрение общей характеристики МО Ясногорский район позволяет  перейти к анализу его финансового состояния за 2007 – 2009 гг.

 

 

2.2. Анализ финансового состояния муниципального образования Ясногорский район за 2007 – 2009 гг

 

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Доходы бюджета города формируются  за счет:

- доходов от уплаты налогов  и сборов в соответствии с нормативами отчислений;

- доходов от использования имущества,  находящегося в муниципальной  собственности города;

- местных налогов и сборов, введенных  органами местного самоуправления;

- части прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством;

- процентов, полученных от предоставления  бюджетных кредитов (ссуд);

- процентов, полученных от административных платежей и сборов;

- доходов бюджетных организаций,  получаемых от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности;

- прочих налогов и сборов  и других обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет города в соответствии с действующим законодательством;

- доходов в виде финансовой  помощи, полученной из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездных перечислений. [28, с. 9]

Проведем анализ доходов бюджета  Ясногорского района по основным группам за последние три года. Для этого из приложений 1, 2 и 3 возьмем данные и для наглядности сгруппируем их в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2

Общая структура доходов  бюджета

 


Показатели

2007г

2008г

2009г

Отклонения (+/-)

2009/2007


тыс. руб.

%

Налоговые доходы

Неналоговые доходы


1601548,0

256949,0


1609698,0

330129,0


2045133,0

427469,0


+443585,0

+170520,0


27,7

66,4


Безвозмездные перечисления (регулируемые доходы)

1394280,0

1711420,0

2398396,0

+1004116,0

72,0

Доходы от предпринимательской и иной деятельности

21357,0

34394,0

149882,0

+128525,0

601,8

Всего доходов

3274134,0

3685641,0

5020880,0

+1746746,0

53,3


 

Динамика роста доходов МО Ясногорский район приведена на следующей диаграмме (рис. 2.1)

Рис. 2.1 Динамика роста доходов района

Как видно из данных табл. 2.2 и рис. 2.1, общие доходы с каждым годом растут. Так, если в 2007 г. они составляли 3274134,0 тыс. руб., то в 2008 г. - 3685641,0 тыс. руб., что на 12,6 % больше, а в 2009 г. уже 5020880,0 тыс. руб., что больше на 53, 3 % по сравнению с 2007 г.

Данные табл. 2.2 показывают, что наибольшими темпами увеличение доходов города происходит за счет увеличения неналоговых доходов и доходов от предпринимательской деятельности, они увеличились соответственно в 2008 г. на 28,5 % и 61,0 % и в 2009 г. на 66,4 % и 601,8 % по сравнению с 2007 г.

В то же время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений: налоговых поступлений в 2007 г. - 1601548,0 тыс. руб., в 2008 г. - 1609698,0 тыс. руб., в 2009 г. - 2045133,0; безвозмездных поступлений в 2007 г. - 1394280,0 тыс. руб., в 2008 г. - 1711420,0 тыс. руб., в 2009 г. уже 2398396 тыс. руб. [32, 33, 34]

Для наглядности представим структуру  доходов в виде диаграммы (рис.2.2).

Рис. 2.2. Структура доходов района (тыс. руб.)

 

Как видно из рис. 2.2, прослеживается динамика увеличения доходов города в абсолютных величинах в большей степени от безвозмездных перечислений, с 1394280,0 тыс. руб. в 2007 г. до 2398396 тыс. руб. в 2009 г.

На основании данных приложения 1, 2 и 3 в табл. 2.3 представим информацию о доле отдельных видов доходов в общей сумме доходов.

Таблица 2.3

Доля отдельных видов  доходов в общей структуре  доходов

 

Показатели

2007 г

2008 г

2009 г

Отклонения 2009/2007

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

(%)

Налоговые доходы

1601548,0

48,9

1609698,0

43,7

2045133,0

40,7

-8,2

Неналоговые доходы

256949,0

7,8

330129,0

9

427469,0

8,5

0,7

Безвозмездные перечисления

1394280,0

42,6

1711420,0

46,4

2398396,0

47,8

5,2

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

21357,0

0,7

34394,0

0,9

149882,0

3,0

2,3

Всего доходов

3274134,0

100

3685641,0

100

5020880,0

100

-


 

         Как показывают  данные табл. 2.3, если в 2007 г. доля налоговых платежей была наибольшей - 48,9 % соответственно, то в 2008 г. уже большую долю в общей структуре доходов города составляли безвозмездные поступления - 46,4 % (у налоговых доходов - 43,7) и в 2009 г. – 47,8 %. Наибольшими темпами росли при этом доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: на 0,7 % в 2007 г. , 0,9 % в 2008 г. и 3,0 % в 2009 г. Рост составил 2,3 % по отношению к 2006 г. и неналоговых доходов на 7,8 % в 2007 г. и на 9,0 % в 2008 г., но затем произошел спад в 2009 г. неналоговые доходы занимали удельный вес уже 8,5 %, что на 0,5 % меньше предыдущего года. Темпы роста налоговых доходов наоборот значительно снизились: налоговых доходов на 43,7 % в 2008 г. и на 40,7 % в 2009 г., что на 8,2 % меньше по отношению к 2007 г.

За счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах? Выясним этот вопрос, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть их подгруппы.

В табл. 2.4 и на рис. 2.3 представлены данные о структуре налоговых доходов в местном бюджете.

Таблица 2.4

Доля отдельных видов  доходов в структуре налоговых доходов

 

Показатели

2007 г.

2008 г

2009 г.

Отклонения 2009/2007

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

Тыс. руб.

доля в%

(%)

Налоги  на прибыль

968984,0

60,5

850967,0

52,9

1322039,0

64,6

+4,1

Налоги  на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

88926,0

5,6

51961,0

3,2

61095,0

3,0

-2,6

Налоги на совокупный доход

188468,0

11,8

84308,0

5,2

205700,0

10,0

-1,8

Налоги  на имущество

200718,0

12,5

235089,0

14,6

204854,0

10,0

-2,5

Платежи за пользование природными ресурсами

123108,0

7,7

190461,0

11,9

198011

9,7

+2,0

Прочие  налоги, пошлины и сборы

31344,0

1,9

196912,0

12,2

53434,0

2,6

+0,7

Всего налоговых доходов

1601548,0

100

1609698,0

100

2045133,0

100

-


 

 

Рис. 2.3 Структура налоговых доходов

Как показывают приведенные данные, наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5 % - в 2007 г., 52,9 % - в 2008 г. и 64,6 % - в 2009 г. (табл. 2.4)

В 2007 г. - 968984,0 тыс. руб., а в 2008 г. доходы от налога на прибыль уменьшились на 0,3 % и составили 850967,0 тыс. руб.; в 2009 г. доходы о налога составили 1322039,0 тыс. руб., что на 471072 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода выросла на 4,1 %. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2008 г. объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.

Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, на- лога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие поступление в доходы - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей, тем больше будет доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.

Управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.

На втором месте по удельному  весу в структуре доходов от налоговых  платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают данные табл. 2.4, доходы от налогов на имущество и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2007 г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5 %), то в 2008 г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 235089,0 тыс. руб., на 17,1 % больше, чем в 2007 г. Однако в 2009 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8 % меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0 %. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2007 г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в 2008 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2009 г. их удельный вес составил 10,0 %. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 2.4, если в 2007 г. они составили 88926,0 тыс. руб., то в 2008 г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2009 г. произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.

Информация о работе Совершенствование управления финансами муниципального образования