Совершенствования системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:09, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является анализ теоретических и практических основ управления ликвидностью, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления ликвидностью в коммерческом банке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать концептуальные основы в системе управления ликвидностью в коммерческом банке.
Провести анализ и выполнить оценку эффективности системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ24

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1 Сущность и значение управления ликвидностью в коммерческих банках
1.2 Нормативно-правовая база управления ликвидностью в коммерческих банках
1.3 Этапы управления ликвидностью в коммерческих банках
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ ЗАО ВТБ 24 ЗА 2010-2012 ГГ.
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО ВТБ24
2.2 Оценка системы управления ликвидностью в банке
2.3 Анализ ликвидности в ЗАО ВТБ 24 за 2010-2012 гг.
3 Предложения по совершенствованию системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ 24
3.1 Формирование эффективной системы управления ликвидностью банковского сектора России
3.2 Рекомендации по повышению эффективности системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в процессе управления ликвидностью в первую очередь банк должен решать проблемы, связанные с несбалансированностью активных и пассивных операций по срокам; степенью ликвидности рынков; неопределённостью позиции банка по проводимым платежам в каждый момент времени; минимизацией издержек, связанных с процессом управления ликвидностью банка. Единого для всех коммерческих банков подхода, метода по управлению ликвидностью предложить невозможно. Каждый банк должен выстраивать свою собственную модель управления ликвидностью. Знание уже существующих в банковской практике методов управления банковской ликвидностью позволяет использовать весь присущий им инструментарий в построении собственной модели управления ликвидностью. При этом следует понимать, что сложность данной задачи предполагает открытое решение проблемы (способность добавлять какие-либо элементы, изменять, учитывать и отражать специфические черты конкретного банка).

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ В ЗАО ВТБ 24

 

2.1. Краткая характеристика объекта  исследования

 

Банк создан в соответствии с решением общего собрания участников от 31 марта 2000 года с наименованием Закрытое акционерное общество «Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» ЗАО «ГУТА-БАНК» путем реорганизации в форме преобразования Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» ООО и является его правопреемником по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. В соответствии с решением общего собрания ационеров от 06 июня 2005 года наименования банка изменены на Внешторгбанк Розничные услуги ЗАО. В соответствии с решением общего собрания акционеров от 10 октября 2006 года наименования банка изменены на ЗАО «ВТБ 24».

Банк имеет полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке Банк ВТБ 24 (ЗАО).

Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк входит в состав международной финансовой  группы ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. На сегодняшний день ВТБ 24 – второй по величине розничный банк в России. Сеть банка на конец 2011 года достигла 606 отделений в 212 городах. Теперь услуги банка доступны для 72% городского населения России в 69 регионах.

ВТБ 24 предлагает широкий спектр продуктов и услуг для частных лиц и предприятий малого бизнеса: выпуск банковских карт, потребительское и ипотечное кредитование, услуги дистанционного управления счетами, срочные вклады,  денежные переводы, программы кредитования и расчетно-кассового обслуживания субъектов малого бизнеса. 

Приоритетными направлениями деятельности ВТБ 24 являются предложение широкого спектра банковских розничных продуктов и услуг населению и субъектам малого предпринимательства, а так же переход к клиентоориентированной модели развития Банка.

В условиях восстановления розничных рынков и усиления конкуренции ВТБ 24 продолжил укреплять свои рыночные позиции. Его активы увеличились за 2011 год в 1,3 раза, собственные средства – в 1,1 раза (как и годом ранее). По итогам года банк занимает 6 место в российской банковской системе по активам и 6 место по капиталу.

Опережающий по сравнению с рынком рост портфеля кредитов населению позволил банку увеличить долю в российском банковском секторе (с учетом цессии) на 0,8 п.п. до 11,4%. Рост объемов средств населения, размещенных в ВТБ 24, также опережал рынок (31% против 21%), а доля банка на данном рынке выросла на 0,5 п. п. и составила 6,9%. ВТБ 24 упрочил свои позиции в качестве второго розничного банка страны как по объему кредитов, предоставленных населению, так и по объему привлеченных от него депозитов, более чем в 3 раза опережая ближайших преследователей.

Организационно-правовая форма деятельности банка – закрытое акционерное общество. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме. В уставе акционерного общества определяются его наименование, место его нахождения, порядок управления. Устав акционерного общества помимо этих обязательных сведений содержит условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов и др.

Основным акционером ВТБ 24 является ОАО Банк ВТБ (98,93% акций). По состоянию на 1 января 2012 года уставный капитал ВТБ 24 составлял 50,7 млрд. рублей, собственные средства – 114,7 млрд. рублей.

Согласно Уставу, Банк ВТБ 24 может осуществлять следующие операции:

  • привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещать указанные привлеченные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
  • осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков корреспондентов, по их банковским счетам;
  • покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
  • привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
  • выдавать банковские гарантии;
  • осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
  • прочие операции и сделки.

По данным бухгалтерских балансов (приложение 1, 4) и отчетов о прибылях и убытках (приложение 2, 5) проанализируем состояние ресурсов банка, доходов, расходов и прибыли в 2009-2011 гг. Для этого построим аналитические таблицы (приложение 7-10).

В 2010-2011 гг. розничный бизнес ВТБ динамично развивался как за счет органического роста, значительно опережающего рынок и основных конкурентов, так и за счет успешных приобретений. ВТБ 24 – банк №2 в России по обслуживанию физических лиц и компаний малого бизнеса, продолжает оставаться ядром розничного бизнеса Группы ВТБ.

В 2011 году продолжилась реализация стратегии развития Банка, в основе которой лежит  клиентоориентированный подход к развитию бизнеса, направленный на рост качества обслуживания клиентов в сочетании со стремлением к более высокой доходности. 

Основными конкурентными преимуществами Банка являются не только количество розничных продуктов и условия их предоставления, но и качество клиентского обслуживания, технические возможности банкинга и сегментированный подход к разным категориям клиентов. Все это позволило Банку добиться в 2011 году существенного роста прибыли. Балансовая прибыль до налогообложения за 2010 год составила 22,0 млрд. руб., чистая прибыль – 16,8 млрд. руб. За 2011 год балансовая прибыль до налогообложения составила 34,8 млрд. руб., чистая прибыль – 26,6 млрд. руб. (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Динамика показателей прибыли ЗАО «ВТБ 24» в 2009-2011 гг. 

 

Следовательно, происходит значительное увеличение показателей прибыли в исследуемом периоде. В посткризисный период основными конкурентными преимуществами ВТБ 24 стали не только количество розничных продуктов и привлекательность условий по ним, но и технические возможности банкинга, а также сегментированный подход к разным категориям клиентов, что позволило ЗАО «ВТБ 24»  в 2011 году обновить рекордные значения прибыли.

Активы Банка за 2010 год увеличились в 1,3 раза – с 708,5 млрд. руб. до 900,6 млрд. руб., а в 2011 году еще в 1,3 раза и составили 1 172,3 млрд. руб. (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Динамика активов, чистой ссудной задолженности и розничного кредитного портфеля ЗАО «ВТБ 24» в 2009-2011 гг. 

 

В посткризисный период основными конкурентными преимуществами ВТБ 24 стали не только количество розничных продуктов и привлекательные условия по ним, но и качество клиентского обслуживания, спектр каналов обслуживания и сегментированный подход к разным категориям клиентов. Развитие новых кредитных продуктов, эффективное таргетирование различных категорий клиентов позволили существенно увеличить розничный портфель в 2010 году. Чистая ссудная задолженность за 2010 год выросла в 1,3 раза и составила на 1 января 2011 года 738,8 млрд. руб. (564,8 млрд. руб. на аналогичную дату прошедшего года) (рис. 2.2).

При этом объем портфеля розничных продуктов увеличился на 15% – с 433,9 млрд. руб. до 522,4 млрд. руб. Потребительские кредиты выросли с 154,5 млрд. руб. до 203,1 млрд. руб., автокредиты – с 45,0 млрд. руб. до 51,7 млрд. руб. Ипотечный портфель (без учета секьюритизированного портфеля) увеличился с 142,6 млрд. руб. до 152,2 млрд. руб. (с учетом секьюритизированного портфеля он достиг 176,6 млрд.руб.). Кредиты малому бизнесу за год снизились с 71,2 млрд. руб. до 63,7 млрд. руб.

Чистая ссудная задолженность на 01.01.2012 составила 993,9 млрд. руб., увеличившись на 34%. При этом кредитный розничный портфель банка (с учетом секьюритизированного портфеля, цессии и портфеля КИТ-Финанс) увеличился на 36% - с 522,4 млрд. руб. до 710,0 млрд. руб. (рис. 2.2).

Сформировавшаяся во время кризиса сберегательная модель поведения населения преобладала на протяжении 2010-2011 гг. Это выразилось в рекордных темпах прироста средств населения. Вместе с этим стоимость привлечения средств постепенно снижалась, что позволило сохранить доходность бизнеса на фоне снижения ставок по кредитам.

За 2010 год совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,3 раза и по состоянию на 1 января 2011 года составил 812,2 млрд. руб. (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Динамика обязательств и средств клиентов ЗАО «ВТБ 24» в 2009-2011 гг. 

 

Средства на счетах клиентов по сравнению с 1 января 2010 года выросли в 1,4 раза и на 1 января 2011 года составили 710,9 млрд. руб. (501,9 млрд. руб. на 1 января 2010 года). За 2011 год совокупный объем обязательств банка увеличился на 32% и по состоянию на 01.01.2012 составил 1 073,5 млрд. руб. Объем средств на счетах клиентов увеличился на 41% и на 01.01.2012 составил 999,3 млрд. руб.

Объем вкладов физических лиц по итогам 2010 года вырос на 45% и на 1 января 2011 года составил 630,0 млрд. руб. В 2011 году продолжалось увеличение данного показателя до уровня 823,1 млрд. руб., то есть на 30% к уровню 2010 года (рис. 2.3).

Что касается собственных средств ЗАО «ВТБ 24», то их объем также увеличивается ежегодно, что можно наблюдать на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Динамика собственного капитала ЗАО «ВТБ 24» в 2009-2011 гг. 

 

За 2010 год объем собственных средств ЗАО «ВТБ 24» увеличился на 14% и составил 88,3 млрд.руб. против 77,5 млрд. руб. в 2009 году. За 2011 год объем собственных средств банка вырос еще на 12% до 98,8 млн. руб. Следовательно, происходит наращивание собственного капитала банка, что положительно сказывается на его финансовой устойчивости.

Таким образом, анализ основных показателей деятельности ЗАО «ВТБ 24» свидетельствует о развитии банка в исследуемом периоде, о растущих показателях доходов и прибыли, о наращивании собственного капитала и ресурсной базы.

 

 

2.2. Анализ системы управления  ликвидностью в банке

 

Поддержание ликвидности является одной из центральных задач управления кредитной организацией. Риск потери ликвидности возникает в результате несбалансированности по срокам финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации (в том числе вследствие несвоевременного исполнения обязательств одним или несколькими контрагентами кредитной организации) и/или возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств.

Функции управления ликвидностью Банка ВТБ 24 осуществляет Комитет по управлению активами и пассивами (КУАП). КУАП определяет политику Банка в области управления риском ликвидности, утверждает методику управления и процедуру контроля за состоянием ликвидности Банка. Основной документ, определяющий принципы и процедуру управления ликвидностью в Банке - Положение об управлении ликвидностью. В 2010 году КУАП утвердил новую редакцию Положения об управлении ликвидностью, в которой отражены актуальные аспекты работы по ведению ликвидной позиции.

Основными целями и задачами Комитета по управлению активами и пассивами ЗАО «ВТБ 24» являются:

  • формирование оптимальной структуры баланса Банка с целью получения максимальной доходности при ограничении уровня возможного риска;
  • контроль за достаточностью капитала и диверсификацией рисков;
  • проведение единой процентной политики;
  • определение политики Банка в части управления ликвидностью;
  • контроль за состоянием текущей ликвидности и ресурсов Банка;
  • формирование политики Банка на рынках капитала;
  • контроль за динамикой размера и доходности торговых позиций (покупка/продажа валюты, государственные и корпоративные ценные бумаги, акции, деривативы на эти инструменты), а также степенью их диверсификации;
  • контроль за динамикой основных экономических отношений (ROE, ROA и т.п.), заданных в политике Банка.

КУАП Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее, чем из 7 человек с правом решающего голоса, сроком на 1 год. КУАП возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены КУАП с правом совещательного голоса назначаются по представлению Председателя КУАП Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка, сроком на 1 год. Заседания КУАП проводятся, как правило, один раз в две недели. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания.

Информация о работе Совершенствования системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ