Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:09, диссертация
Целью диссертационной работы является анализ теоретических и практических основ управления ликвидностью, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления ликвидностью в коммерческом банке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать концептуальные основы в системе управления ликвидностью в коммерческом банке.
Провести анализ и выполнить оценку эффективности системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ24
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1 Сущность и значение управления ликвидностью в коммерческих банках
1.2 Нормативно-правовая база управления ликвидностью в коммерческих банках
1.3 Этапы управления ликвидностью в коммерческих банках
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ ЗАО ВТБ 24 ЗА 2010-2012 ГГ.
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО ВТБ24
2.2 Оценка системы управления ликвидностью в банке
2.3 Анализ ликвидности в ЗАО ВТБ 24 за 2010-2012 гг.
3 Предложения по совершенствованию системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ 24
3.1 Формирование эффективной системы управления ликвидностью банковского сектора России
3.2 Рекомендации по повышению эффективности системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Показатель долгосрочной ликвидности ЗАО «ВТБ 24» в исследуемом периоде соответствует нормативному значению и не превышает 120%. В 2009 году его уровень составил 87,9%. Но в 2010 году происходит его увеличение до 94,9%. В 2011 году уровень долгосрочной ликвидности сохраняется и равен 94,6%. Рост показателя долгосрочной ликвидности банка свидетельствует о том, что банком не соблюдаются требования сбалансированности по срокам активов и пассивов. То есть нарушено соотношение суммы долгосрочных кредитов и суммы собственных средств и долгосрочных ресурсов, привлекаемых банком.
Следовательно, анализ ликвидности ЗАО «ВТБ 24» показал соответствие коэффициентов мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности принятым нормативным значениям. Однако в динамике наблюдается ухудшение ситуации по текущей и долгосрочной ликвидности банка.
Кроме того, Банк России регулирует концентрацию кредитного риска коммерческих банков посредством показателей Н6, Н7, Н9.1 и Н10.1, нарушение которых может отразиться на ликвидности банка.
Проанализируем выполнение указанных нормативов банком «ВТБ 24», для чего построим таблицу 2.3.
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 25%.
Таблица 2.3
Оценка выполнения нормативов концентрации кредитного риска ЗАО «ВТБ 24» в 2009-2011 гг.
Наименование показателя |
Нормативное значение |
Фактическое значение | ||
на 01.01.10 |
на 01.01.11 |
на 01.01.12 | ||
Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 |
25,0 |
18,5 |
15,4 |
15,4 |
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 |
800,0 |
59,7 |
51,8 |
48,5 |
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) Н9.1 |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам Н 10.1 |
3,0 |
1,2 |
0,9 |
1,2 |
Норматив Н6 ЗАО «ВТБ 24» в исследуемом периоде удовлетворяет требованиям Инструкции 139-И и составляет менее 25%. Положительно оценивается сокращение норматива в динамике с 18,5% в 2009 году до 15,4% в 2010-2011 гг., что свидетельствует о снижении уровня риска на одного заемщика или группу заемщиков.
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 устанавливается в размере 800%.
Норматив максимального размера крупных кредитных рисков ЗАО «ВТБ 24» соответствует требуемому значению и не превышает 800%. Кроме того, происходит его стабильное сокращение на протяжении исследуемого периода с 59,7% в 2009 году до 48,5% в 2011 году. Следовательно, риск по крупным заемщикам снижается.
Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1), регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) к собственным средствам (капиталу) банка. По данным таблицы видим, что кредитов, банковских гарантий и поручительств своим акционерам ЗАО «ВТБ 24» на протяжении исследуемого периода не представляет.
Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Максимально допустимое числовое значение норматива Н10.1 устанавливается в размере 3%.
В ЗАО «ВТБ 24» значение норматива совокупной величины риска по инсайдерам банка соответствует требуемому уровню и не превышает 3%. К 2011 году его уровень равен 1,2%.
Следовательно, согласно анализу нормативов концентрации кредитного риска, влияющих на ликвидность банка, уровень риска находится в допустимых пределах. Кроме того, наблюдается его снижение по некоторым направлениям.
Таким образом, по итогам анализа ликвидности ЗАО «ВТБ 24» можно сделать следующие выводы:
- в банке отсутствует риск
потери ликвидности в течение
одного операционного дня и
соблюдено минимальное
- в банке отсутствует риск
потери ликвидности в течение
ближайших к дате расчета 30 календарных
дней и соблюдено минимальное
отношение сумы ликвидных
- в банке отсутствует риск
потери ликвидности в
Однако наблюдается ухудшение показателей ликвидности, в частности, текущей и долгосрочной. Следовательно, снижается эффективности политики управления ликвидностью ЗАО «ВТБ 24» к концу исследуемого периода.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
3.1. Формирование эффективной
Одна из главных проблем в российском банковском секторе связана с ситуацией на рынке ликвидности. Начиная со второй половины 2011 года на этом рынке постоянно ощущалось нарастающее напряжение. В конце 2011 года оно достигло критической точки, но благодаря активным действиям Центрального банка и Правительства РФ, нашедшим возможность выделить дополнительные ресурсы, удалось это напряжение снять.
Однако полностью проблема не решена. Это обусловлено ростом чистого оттока капитала из страны. В 2011 г. он превысил 80 млрд. долл., а за первые четыре месяца этого года составил более 40 млрд. долл., что в годовом исчислении в два раза выше, чем было в минувшем году. Очевидно, рынок оголяется, и растет стоимость привлекаемых банками ресурсов, в том числе по депозитам кредитных организаций - уровень процентных ставок (по которым Центральный банк РФ проводит мониторинг) вырос примерно на 2 процентных пункта.
Привлечение ресурсов из-за рубежа стало недешевым и, можно сказать, почти недоступным, так как европейские банки сами испытывают трудности с ликвидностью. В связи с этим остро стоит вопрос о замещении внешних ресурсов внутренними.
Внутренние ресурсы – это, прежде всего, вклады. На наш взгляд, сегодня уже можно ставить вопрос об увеличении суммы компенсации по застрахованным вкладам до 1 млн. руб. Это, несомненно, повысит доверие к такому важному финансовому инструменту со стороны населения.
Согласно действующему банковскому законодательству Центральный банк сегодня может предоставлять свои ресурсы на срок до 1 года. Ассоциация «Россия» подготовила законопроект, по которому Банк России получит право рефинансировать кредитные организации на срок до 3 лет. Мы считаем, что ЦБ должен более активно участвовать в поддержке кредитных организаций. За рубежом регуляторы так и поступают. Федеральная резервная система США, к примеру, участвует в рефинансировании кредитных организаций, выкупая у них долгосрочные (до 10 лет) ценные бумаги банков. Европейский центральный банк в этом году провел уже два аукциона по размещению своих средств сроком на 3 года [17].
Учитывая мировую практику и ситуацию на внутреннем рынке, следует законодательно менять данную норму. При этом необходимо повышать качество и количество активов, которые Центральный банк мог бы принимать в обеспечение таких относительно длинных кредитов.
Кроме того, нужна стандартизация кредитных продуктов. Сейчас в Ассоциации «Россия» есть рабочая группа, которая активно работает над стандартами по потребительскому кредитованию, по кредитованию малого и среднего бизнеса, по проектному финансированию и синдицированному кредитованию. Эти документы будут профессионально подготовлены с учетом международного опыта. Ассоциация активно взаимодействует с такой признанной в мире организацией, как LМА, которая разрабатывала стандарты продуктов для европейского рынка. Отечественные кредитные организации также включились в эту работу, их интерес к стандартам очевиден [17].
Помимо этого российский рынок межбанковского кредитования стал дороже в 1,6-1,7 раза. Этот рынок у нас сегментирован, и здесь специалисты рассчитывают, что Банк России будет активнее им заниматься, чтобы не возникали тромбы в движении денег от имеющих ликвидные средства институтов к тем, которые остро нуждаются в дополнительном финансировании.
Возможно, стоит вернуться к практике кризисного периода, когда ЦБ брал на себя определенную часть риска (порой до 95%), связанного с невозвратом межбанковских кредитов. Тогда были единичные случаи, чтобы кто-то не заплатил по межбанковскому кредиту, и это ЦБ взыскал с них. То есть рынок работает нормально, и банки, как правило, в первую очередь стремятся рассчитаться по кредитам. Поэтому риск минимален, и ЦБ мог бы, взяв на себя риск, чтобы активизировать этот рынок.
Зарубежный опыт показывает, что основным источником долгосрочных ресурсов являются долгосрочные вклады физических лиц. Доля срочных вкладов составляет 6,8%. Следовательно, в целях увеличения долгосрочных вкладов в ресурсной базе банков необходимо предпринять ряд эффективных мер, которые бы стимулировали население увеличивать сроки размещения вкладов (таблица 3.1) [39].
Таблица 3.1
Меры государственного стимулирования долгосрочных вкладов физических лиц
Государственные меры |
Возможные пути реализации предложенных мер |
Эффект от реализации |
Увеличение размера страхового возмещения по вкладам сроком более трех лет |
Установление размера страхового возмещения по вкладам сроком более трех лет в размере 1,5 млн. руб. |
Рост суммы и доли долгосрочных ресурсов банков |
Правовое обеспечение создания института «безотзывных вкладов» |
Внесение изменений в Гражданский кодекс РФ: • внесение изменения в ст. 837 ГК РФ, предоставляющего сторонам договора банковского вклада право устанавливать порядок возврата денежных средств; • в ст. 837 ГК РФ необходимо предусмотреть обязательное включение в название договора банковского вклада, внесенного на условиях отказа вкладчиков от права получения вклада по первому требованию, указание на отказ. |
Рост стабильных вкладов физических лиц |
Другим потенциальным источником долгосрочных ресурсов могут стать пенсионные накопления граждан, большая доля которых (90,7%) находится под управлением государственной управляющей компании Внешэкономбанк. В целях увеличения объемов, сроков и инструментов размещения средств пенсионных накоплений в банках необходима, по нашему мнению, реализация следующих мероприятий (табл. 3.2) [39].
Таблица 3.2
Меры по привлечению средств пенсионных накоплений в банковский сектор
Государственные меры |
Возможные пути реализации предложенных мер |
Эффект от реализации |
Упрощение требований к банкам, на депозиты которых могут быть размещены пенсионные накопления |
Внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 13. 12.2006 г. №761: • в части смягчения требований по размеру собственных средств банков до минимального размера, установленного ФЗ от 28.02.2009 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»; • в части допущения достижения банками отрицательных финансовых результатов за последний отчетный период текущего года, при сохранении требования о достижении положительных результатов за прошедший отчетный период. |
Рост числа банков, имеющих возможность привлекать средства пенсионных накоплений граждан |
Расширение перечня инструментов инвестирования пенсионных накоплений, управляемых Внешэкономбанком |
Размещение 75% средств расширенного инвестиционного портфеля Внешэкономбанка в субординированные кредиты на срок до 2022 г. под ставку рефинансирования Банка России плюс 0,5 п. п. |
Рост долгосрочных ресурсов банков |
Информация о работе Совершенствования системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ