Совершенствования системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:09, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является анализ теоретических и практических основ управления ликвидностью, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления ликвидностью в коммерческом банке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать концептуальные основы в системе управления ликвидностью в коммерческом банке.
Провести анализ и выполнить оценку эффективности системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ24

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1 Сущность и значение управления ликвидностью в коммерческих банках
1.2 Нормативно-правовая база управления ликвидностью в коммерческих банках
1.3 Этапы управления ликвидностью в коммерческих банках
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ ЗАО ВТБ 24 ЗА 2010-2012 ГГ.
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО ВТБ24
2.2 Оценка системы управления ликвидностью в банке
2.3 Анализ ликвидности в ЗАО ВТБ 24 за 2010-2012 гг.
3 Предложения по совершенствованию системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ 24
3.1 Формирование эффективной системы управления ликвидностью банковского сектора России
3.2 Рекомендации по повышению эффективности системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, в результате предложенных рекомендаций значительно повысится совокупный объем потенциальных долгосрочных ресурсов, которые могут быть привлечены в российский банковский сектор. Это позволит повысить ликвидность кредитных организаций Российской Федерации, увеличить объем долгосрочного кредитования предприятий реального сектора экономики, а также будет способствовать росту валового внутреннего продукта страны.

Далее рассмотрим проблемы и перспективы применения новых стандартов ликвидности, разработанных Базельским комитетом, которые официально начнут применяться во всех странах – членах Базельского комитет, включая Россию, уже с 2015 года.

Разработка международных требований к ликвидности банков является новой вехой в истории Базельского комитета. Раньше считалось достаточным регулировать капиталы коммерческих банков через разработку международных нормативов, но финансовый кризис показал необходимость регулирования ликвидности кредитных организаций.

На наш взгляд, подходы к регулированию ликвидности, применяемые Банком России в части пруденциальных стандартов, устарели и нуждаются в модернизации. Поэтому новые стандарты ликвидности, подготовленные Базельским комитетом, будут более эффективными и востребованными.

В связи с тем, что соблюдения принципов хорошего менеджмента для управления ликвидностью оказалось явно недостаточно, регуляторами было разработано с учетом лучшей международной практики два новых норматива, каждый из которых регулирует свой аспект срочной ликвидности - краткосрочной и долгосрочной. Первый - коэффициент покрытия ликвидности - начнет действовать с 1 января 2015 г., а второй - коэффициент стабильного нетто-фондирования - с 2018 г. Нормативы призваны уравнять международное поле в поддержании минимального запаса ликвидных активов между банками в различных юрисдикциях.

Следует отметить, что Банк России в силу своего участия в работе Базельского комитета обязан будет перейти на новый уровень регулирования ликвидности. Взамен трех нормативов (Н2, НЗ и Н4), которые установлены в Инструкции № 139-И «Об обязательных нормативах банков», по существу появятся два новых. Нормативы мгновенной и текущей ликвидности (соответственно Н2 и НЗ) будут заменены на норматив покрытия ликвидности (LСR), а долгосрочной ликвидности (Н4) - на норматив стабильного нетто-фондирования (NSFR) [16].

Рассмотрим более подробно каждый из новых нормативов.

  1. Норматив краткосрочной ликвидности. Формула расчета коэффициента покрытия ликвидности следующая:

Запас ликвидных активов / Чистые денежные оттоки за 30-дневный период ≥ 100 %.

Цель данного норматива – определить необходимый размер высоконадежных и ликвидных активов, которые банк должен иметь, чтобы выдержать неожиданный отток средств в течение краткосрочного периода (30 дней).

Согласно стандарту, запаса ликвидных активов должно хватить на месяц неожиданных оттоков средств. Для расчета этого коэффициента банки под контролем надзорных органов будут обязаны проводить стресс-тесты, которые могут учитывать сценарии, как внутренних проблем банка, так и макроэкономических системных шоков.

Обратим внимание на числитель формулы, поскольку здесь содержится ряд новаций по сравнению с предыдущей версией. Теперь все активы банка, которые могут включаться в расчет данного норматива, подразделяются на два уровня (группы) ликвидности.

Первый уровень (группа) активов включает:

  • наличность;
  • резервы, находящиеся на счетах в ЦБ;
  • ценные бумаги, представляющие требования к правительству, центральному банку, государственным агентствам, Банку международных расчетов, МВФ и ряду других организаций, обладающих высоким кредитным рейтингом;
  • ряд долговых ценных бумаг, выпущенных в местных валютах правительствами и центробанками, чей риск превышает 0%;
  • ряд долговых ценных бумаг, выпущенных в иностранных валютах правительствами и центробанками, чей риск превышает 0%[16].

Второй уровень (группа) активов - активы, к которым применяется минимум 15%-ный дисконт:

  • ценные бумаги, представляющие требования к правительству, центральным банкам, неправительственным госкомпаниям или международным банкам развития, которым присвоен 20%-ный риск в соответствии с требованиями стандартизированного подхода Базеля II (либо гарантированные этими институтами);
  • корпоративные ценные бумаги и облигации с покрытием, которым присвоен рейтинг не ниже АА- по шкале одного из признанных рейтинговых агентств или которые имеют внутренний рейтинг, корреспондирующий с подобными оценками агентств (если банк официально использует внутренние системы оценки вероятности дефолта). Кроме того, данные бумаги должны торговаться на глубоких и обширных рынках, характеризуемых низким уровнем концентрации, и не быть выпущенными непосредственно банком (или аффилированными с ним структурами) [16].

Активы второго уровня должны составлять не более 40% общего запаса ликвидности (или максимум 2/3 % активов первого уровня), после того как к ним будут применены дисконты.

Фактически по сравнению с предыдущей версией стандартов произошли два изменения: Базельский комитет сократил дисконт для активов второго уровня с 20-40 до 15%, одновременно уменьшив долю активов второго уровня с 50 до 40%; несколько повысил требования к корпоративным ценным бумагам.

Чистые денежные оттоки (знаменатель формулы расчета коэффициента краткосрочной ликвидности) определяются как ожидаемые оттоки денежных средств минус ожидаемые притоки денежных средств в специфических стрессовых сценариях.

Ожидаемые оттоки денежных средств калькулируются путем умножения остатков по конкретным пассивным счетам (как балансовым, так и внебалансовым) на вероятность (выраженную в процентах), с которой они могут быть отозваны из банка. Чем менее стабильный источник средств в пассивах банков, тем большая вероятность оттока присваивается этому источнику. Например, стабильным депозитам частных лиц присваивается минимум 5% вероятности оттока, а менее стабильным - 10%. Если депозитные остатки физических лиц на счетах составляют, допустим, 500 млн.руб., то возможный отток средств частных вкладчиков в течение месяца исчисляется 25 млн.руб.

Ожидаемые притоки денежных средств калькулируются умножением различных остатков на активных счетах на вероятности, с которыми они ожидаются. Валовые притоки ограничены - 75% от суммарных оттоков. Так, если суммарные оттоки равны 200 млн. долл., то максимально возможный приток для включения в расчетный норматив - 150 млн. долл.

Соответственно минимальный запас ликвидных активов (1-я и 2-я группы), которые банки будут обязаны держать, составляет минимум 25% от возможных оттоков средств.

2. Коэффициент стабильного нетто-фондирования.

Коэффициент стабильного нетто-фондирования рассчитывается как отношение стабильных источников финансирования к требуемому объему ликвидности в долгосрочном периоде:

Доступный объем стабильных фондов / Требуемый объем стабильных фондов > 100%

Цель этого коэффициента - обеспечить среднесрочные и долгосрочные условия стабильного фондирования активных операций.

Доступный объем стабильных фондов определяется как сумма обязательств банка, скорректированных на соответствующий дисконтный коэффициент: капитала; привилегированных акций сроком более 1 года; обязательств сроком более 1 года; части депозитов до востребования, которые останутся в банке даже в условиях кризиса; финансирования, полученного от нефинансовых корпораций, сроком менее 1 года.

Требуемый органами надзора объем стабильных фондов - это сумма стоимостей активов, которые держит банк, умноженных на соответствующие каждому активу коэффициенты (факторы) (табл. 3.3) [16].

Чем выше ликвидность актива, тем меньший корректирующий фактор присваивается ему. По сравнению с первоначальной версией стандартов произошел ряд изменений. Базельский комитет изменил факторы доступности и требований, оставив прежнюю структуру норматива. Он прислушался к конструктивной критике банков и несколько ослабил требования к долгосрочной ликвидности.

Таблица 3.3

Факторы дисконтирования, применяемые для расчета коэффициента стабильного нетто-фондирования

Доступные стабильные фонды (источники)

Требуемые стабильные фонды (использование источников)

Позиция

Фактор доступности, %

Позиция

Фактор требования, %

Капитальные инструменты 1-го и 2-го уровня. Обязательства сроком свыше 1 года

100(100)

Наличность. Активно торгуемые инструменты. Кредиты финансовым кампаниям сроком менее 1 года. Ценные бумаги сроком менее 1 года

0(0)

Стабильные депозиты частных вкладчиков и малого бизнеса сроком менее 1 года

90 (85)

Долговые бумаги, выпущенные государствами или международными институтами (МВФ и др.)

5(5)

Менее стабильные депозиты частных вкладчиков и малого бизнеса сроком менее1 года

80 (70)

Корпоративные ценные бумаги сроком более 1 года, имеющие рейтинг АА- и выше

20 (20)

Финансирование, полученное от нефинансовых корпораций сроком менее 1 года

50 (50)

Корпоративные ценные бумаги сроком более 1 года, имеющие рейтинг с А+ по А-. Золото. Корпоративные кредиты сроком менее 1 года

50 (50)

Прочие обязательства

 

 

 

 

0(0)

 

 

 

 

Кредиты, выданные на любой срок и обеспеченные ипотекой или имеющие риск ниже 35% в соответствии со стандартизированным подходом Базеля II

651-)

Кредиты, предоставленные частным лицам сроком менее 1 года

85 (85)

Прочие активы

100

Внебалансовые операции

Невостребованные суммы кредитных пиний

5(10)

 

Другие условные обязательства

По решению надзорных органов


 

В частности, были немного повышены факторы доступности для вкладчиков и малого бизнеса. А что касается факторов требования, то здесь произошло важное изменение - добавился 65%-ный фактор для ипотечных кредитов и кредитов с низким кредитным риском. Ранее эти категории кредитов подпадали под более жесткие факторы-требования (85 или 100%). В остальном норматив мало изменился по сравнению с предыдущей версией.

В соответствии с п. 185 новых стандартов банки обязаны отчитываться ежемесячно по нормативу краткосрочной ликвидности, а в перспективе - еженедельно. По второму нормативу долгосрочной ликвидности - минимум раз в квартал. Соблюдение нормативов предполагается на постоянной основе.

Рассмотрим, в чем могут возникнуть трудности при применении данных стандартов в России. Специалисты выделяют три возможные проблемы [16]:

1. Технологическая проблема. Технологически с точки зрения расчетов нормативов и сопутствующего программного обеспечения проблем немного и они вполне решаемы. Тут нет сложных расчетов, схожих с внутрирейтинговым подходом Базеля II, который сложно применим в российских условиях. В стандартах достаточно ясно и подробно прописаны и коэффициенты, и подходы. Ряд вопросов отдан на усмотрение национальных надзорных органов.

2. Проблема надзора за соблюдением нормативов. Новые стандарты потребуют более тесной и оперативной работы органов надзора и банков, касающейся соблюдения норматива краткосрочной ликвидности. Особая работа надзорного органа потребуется для признания инструментов, включаемых в активы второго уровня. В целом переход на новые стандарты будет находиться в рамках развития так называемого содержательного подхода к банковскому надзору, о необходимости которого неоднократно заявляло руководство Банка России. Отдельно встанет вопрос о трансграничном надзоре за ликвидностью транснациональных банковских групп, необходимо будет продолжить работу Центрального банка РФ в кооперации с надзорными органами других стран.

3.Проблема достаточности ликвидности в российском банковском секторе. Следует произвести комплексную оценку банковского сектора на соответствие новым стандартам. Однако, при сохранении текущей ситуации проблемы с применением новых стандартов могут возникнуть лишь у отдельных банков. Российские банки имеют избыток ликвидности на протяжении последних 5-10 лет. И если ЦБ РФ перейдет на таргетирование инфляции, о чем неоднократно им было заявлено, то условия могут стать более жесткими.

В целом новые стандарты будут способствовать повышению качества управления рисками потери ликвидности банками, а значит, сделают банковский сектор России более надежным в условиях экономического роста, а также финансового стресса на мировых или национальном финансовых рынках.

Информация о работе Совершенствования системы управления ликвидностью в ЗАО ВТБ