Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ…………………..6
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования: сущность и классификация……………………………………………………………………...17
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3.Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования …………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ……………
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования:
сущность и классификация……………………………………………
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3. Средства самообложения граждан как
источник доходов бюджета муниципального
образования…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
Проблема обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, определения места и роли муниципальных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации изучается российскими учеными с начала процессов децентрализации государственной власти и формирования основ местного самоуправления в нашей стране.
Проблемы, связанные с недостатками ныне существующей бюджетной системы и межбюджетных отношений достаточно актуальны. Уже написана масса статей в газетах и журналах на эту тему, существует множество предложений по устранению существующих недостатков бюджетной системы. Ведется активная работа по выявлению и использованию резервов местного бюджета, а также совершенствованию системы сбора налогов в доходную часть соответствующего бюджета с целью наиболее полного ее исполнения.
Применение единых для всех местных бюджетов нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в условиях имеющихся различий в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, обуславливает необходимость выравнивания их бюджетной обеспеченности. Решение данного вопроса в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений предусматривается в основном через механизм финансовой поддержки. Тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти. Все это ведет к финансовой нестабильности - важному фактору, отрицательно влияющему на социально-экономическое развитие территорий.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время объективно назрела необходимость анализа уровня закрепления за местными бюджетами доходных источников, обозначения проблемы технологии межбюджетного регулирования с целью оценки уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных доходов и социально-экономического развития муниципального образования.
Цель данной выпускной квалификационной работы- на основе анализа доходной части местного бюджета выявить проблемы и предложить пути увеличения доходов местного бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
Предмет исследования – формирование и управление доходами бюджета городского поселения «Город Балабаново».
Объектом исследования являются доходы местного бюджета.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: монографический, экономико-статистический, экономико-математический, логический, графический, метод сравнения и другие методы.
Источниками информации при изучении данной темы стали учебные пособия, публикации в периодических научных журналах, нормативно-правовые акты и сайты сети Internet.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются социально-экономическая сущность местного бюджета, классификация доходов, а также порядок администрирования доходов местного бюджета.
Во второй главе на основе анализа бюджета городского поселения «Город Балабаново» выявляются проблемы и тенденции исполнения доходной части местного бюджета.
В третьей главе раскрываются основные проблемы бюджета городского поселения «Город Балабаново» в области доходов и приводятся пути укрепления финансовой базы органов местного самоуправления района.
Выпускная квалификационная работа изложена на 90 листах машинописного текста и содержит 4таблицы, 3 рисунка, 7 приложений и 70 литературных источников.
Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения [1].
Муниципальное образование – это сравнительно новый субъект российского права, появившийся в законодательстве в 1993-1994 гг.
Понятие муниципального образования было впервые раскрыто в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, который дает ему следующее определение: это – “городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения” [5].
В учебной литературе муниципальное образование определяется как населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения [23].
Понятие муниципального образования, данноев Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” аналогично понятию страны, а не государства. У страны и муниципального образования одна сущность – территория. Но страна – это явление географическое или политическое, а не правовое, в отличие от муниципального образования. Государство, это в первую очередь аппарат публичной власти или публично организованный народ, имеющий территорию, но не являющееся ею, поскольку в противном случае, это уже не государство, как явление политико-правовое, а страна – категория политико-географическая.
В юридической науке иногда воспроизводится определение муниципального образования, данное Федеральным законом № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, и одновременно муниципальное образование называется самоорганизованным в правовой форме местным населением. Для снятия противоречий предлагается понятие муниципального образования использовать в двух смыслах – как населенная территория, и как самостоятельный субъект права.
Неопределенность понятия муниципального образования приводит и к другим проблемам: так Гражданский кодекс РФ устанавливает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а из буквального толкования норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” можно сделать вывод, что субъектом муниципальной собственности является населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Хотя Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. Конституция РФ рассматривает в качестве субъекта муниципальной собственности население, придавая ему полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, и в науке муниципального права муниципальная собственность рассматривается, прежде всего, как собственность населения муниципального образования [62].
Преодолеть эти проблемы, можно только рассматривая муниципальное образование не как территорию, а публично-властным образом организованный народ.
В законодательстве развитых зарубежных стран муниципалитеты закреплены как корпорации публичного и частного права, т.е. учреждения, обладающие правами публичного учреждения (субъекта административно-правовых отношений) и правами юридического лица (США, Великобритания). Хотя по нашему законодательству муниципальное образование не является юридическим лицом, но при этом муниципальное образование соответствует признакам юридического лица, установленных ст. 48 ГК РФ: имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, разве что личные имущественные права приобретать и осуществлять не может и не имеет самостоятельный баланс или смету, отсутствие которого с успехом заменяется муниципальным бюджетом [3]. Конечно, муниципальное образование осуществляет все эти возможности с помощью органов местного самоуправления и должностных лиц, но ведь они действуют в данном случае не самостоятельно, а представляют его. В Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования, хотя согласно гражданскому законодательству они не отвечают всем признакам юридического лица: при осуществлении своих властных полномочий они не несут самостоятельную гражданско-правовую ответственность – вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования [3]. То есть органы местного самоуправления фактически являются “неполноценными” юридическими лицами, только когда это касается их материально-финансового обеспечения, но не реализации полномочий.
Муниципальные образования можно отнести к динамичным системам – они являются постоянно изменяющимися системами.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ, муниципальные образования созданы в следующих формах:
- сельское поселение - один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправлениясоответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области;