Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ…………………..6
1.1. Социально-экономическая роль бюджета муниципального образования…..6
1.2. Доходы бюджета муниципального образования: сущность и классификация……………………………………………………………………...17
1.3. Администрирование доходов муниципального образования………………27
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………..34
2.1. Характеристика деятельности городского поселения «Город Балабаново»34
2.2. Анализ динамики структуры и состава доходов местного бюджета………37
2.3. Анализ исполнения бюджета муниципального образования по доходам…45
ГЛАВА 3. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО»)……………………………………49
3.1. Прогноз состояния доходной части бюджета городского поселения «Город Балабаново» в 2012-2013 гг……………………….……………………………….49
3.2. Проблемы формирования доходной части бюджета……………………….54
3.3.Средства самообложения граждан как источник доходов бюджета муниципального образования …………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Крайняя ограниченность ресурсов, находящихся в ведении муниципальных властей, вынуждает использовать их в высшей степени рационально. Несмотря на все негативные изменения в налоговом законодательстве, в полном объеме сохраняются возможности и инструменты, гарантированные местным сообществам законами о местном самоуправлении. Шансы на выживание и перспективное развитие обретут те муниципалитеты, которым удастся использовать эти возможности для реализации следующих целей:
• максимально полная мобилизация доходов от местных налогов и неналоговых платежей;
• получение максимально возможного объема от федеральных налогов;
• максимальное сокращение нерациональных расходов;
• обеспечение прозрачности бюджета для населения и контроля за его исполнением со стороны представительного органа местного самоуправления;
• проведение через процедуру конкурса максимально возможного количества контрактов на поставки товаров и услуг, оплачиваемых из бюджета;
определение нескольких инвестиционных проектов, способных принести быструю отдачу в виде роста поступлений в муниципальный бюджет.
Таким образом, практически каждый регион нашей страны нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать возросшие в результате совершенствования налоговой базы региона налоговые поступления, рост безвозмездных поступлений или изменения в структуре неналоговых доходов, приведшие к их увеличению. В то же время регионы имеют ограниченное воздействие на налоговую базу, но в рамках предоставленных им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов производства. Только следствием этого процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений. Кроме того, велика финансовая зависимость нижестоящих уровней власти от вышестоящих, слабо действуют механизмы увеличения собственных налоговых доходов. Наблюдается резкая дифференциация бюджетной обеспеченности. В муниципальных образованиях, с одной стороны, растут затраты на предоставление услуг, с другой, сокращается сфера муниципального обслуживания, доходная база местного самоуправления.Множественность каналов поступления средств вовсе не гарантирует их достаточность для обеспечения бюджетной потребности, даже учитывая сокращение расходных обязательств.
3.3. Средства самообложения граждан как способ увеличения доходов бюджета
Средства самообложения граждан- это разовые платежи, которые уплачивают граждане из собственных средств для решения конкретных вопросов местного значения поселения, возникающих на территории поселения.
Существует ряд критериев, которым должны соответствовать платежи, введенные в форме самообложения:
Правовая природа средств самообложения граждан до сих пор четко не определена в законодательстве, не решен и вопрос об их налоговой или неналоговой природе. С одной стороны, неналоговый характер данных платежей определен положениями БК РФ, в которой они отнесены к числу неналоговых доходов местных бюджетов. В ст. 56 Федерального закона № 131 -ФЗ также отсутствуют прямые указания на обязательность уплаты гражданами средств самообложения. С другой стороны, принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 22 и ч. 7 ст. 25 Закона № 131-ФЗ). Получается, что если на местном референдуме будет принято решение о введении средств самообложения граждан, то их уплата в местный бюджет должна носить для населения данного муниципального образования обязательный (публично-правовой) характер. В связи с ним средства самообложения граждан не могут квалифицироваться как платежи, уплата которых вытекает из гражданско- правовых отношений. Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Помимо того Конституция не возлагает на граждан обязанность уплачивать еще какие-либо обязательные платежи налогового характера.
К сборам, с точки зрения законодательства о налогах и сборах, средства самообложения граждан отнести весьма сложно, учитывая, что в качестве цели их установления служит решение конкретных вопросов местного значения. То есть условием взимания средств самообложения являются публичные цели, а не юридически значимые, индивидуализированные применительно к отдельному плательщику сборов действия органов власти и должностных лиц.
Итак, можно было бы признать, что средства самообложения граждан имеют налоговую природу, поскольку данные платежи по своим признакам в основном подпадают под признаки налога, указанные в НК РФ (индивидуальная безвозмездность в определенных пределах, отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований).Вместе с тем, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке.
Таким образом, если на территории городского поселения «Город Балабаново» ввести практику сбора подобных платежей, граждане смогут решить определенные вопросы (например, ремонт водопровода, тротуаров, организация уличного освещения, обустройство детских и спортивных площадок, мест отдыха).
Но, можно выделить определенные группы граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования, для которых размер платежей будет уменьшен.
Для повышения активности населения необходимо ввести практику предоставления межбюджетных трансфертов. Так, если администрация городского поселения «Город Балабаново» определит проблему местного значения, которую надо решить, и предложит населению собрать для этого деньги, то объем межбюджетного трансферта из областного бюджета будет равен сумме средств самообложения граждан и добровольных пожертвований, поступивших в отчетном периоде в местный бюджет на решение поставленных вопросов. Таким образом, на каждый рубль областной бюджет добавит еще рубль.
Однако существуют и другие возможности, позволяющие аккумулировать в местных бюджетах средства граждан для решения конкретных задач. Это привлечение безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц. При этом предметом пожертвований может быть любое имущество, в том числе денежные средства и вещи.
В данном случае не требуется зачислять платежи граждан в местные бюджеты для их последующего использования органами местного самоуправления в целях решения конкретных вопросов местного значения.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в современных условиях использование института самообложения носит весьма эпизодический и нераспространенный характер, надо полагать, что с развитием основных муниципальных институтов и местного самоуправления в целом, роль указанных доходов муниципальных образований будет расти.
В следствии введенияна территории поселенияпрактики сбора подобных платежей, могут быть решены многие важные вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Поскольку согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя, безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны.
Формирование каждого местного бюджета обусловлено важнейшей задачей - финансовым обеспечением реализации полномочий местного самоуправления на территории муниципального образования. Эти полномочия в соответствии с законодательством тесно увязываются с решением вопросов местного значения, а также с реализацией переданных органами государственной власти отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.
Доходы местного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Они создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. В состав доходов местного бюджета входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.
К налоговым доходам местного бюджета относятся поступления от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах местных налогов, а также пени и штрафы по ним, такие как: земельный налог, налог на имущество физических, налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Налогового кодекса РФ.
Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджета муниципального образования и к ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями и часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Что касается межбюджетных трансфертов, то из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам они предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и иных межбюджетных трансфертов.
Функции по зачислению доходов на единый счет бюджета, учету доходов и налогов, поступающих в местный бюджет в разрезе кодов бюджетной классификации и представлению отчетности о совершении операций со средствами бюджета осуществляют отделения Федерального казначейства.Обеспечив качественное администрирование, можно добиться повышения собираемости доходов.
Бюджетное планирование и прогнозирование являются неотъемлемыми элементами составления проекта бюджета, так как позволяют на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.
Проанализировав состояние экономики муниципального образования «Город Балабаново», можно говорить о том, что город занимает важное место в области, являясь одним из лидеров социально- экономического развития региона.
Доходы бюджета в 2009 г. составили 114186 тыс. руб., в 2010 г. – 139528 тыс. руб. а в 2011 г. – 141971 тыс. руб.
Доходы бюджета с 2009 по 2011 г. увеличивались неравномерно: в 2010 г. увеличились на 25 342 тыс. руб. или 22,2% по сравнению с 2009 г., доходы в 2011 г. выросли по сравнению с 2010г. лишь на 2%, а по сравнению с 2009г. на 24,3% . Это связанно с сильным снижением в 2011 г. поступлений доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и снижением поступлений от налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет поселения, т.к. наблюдалось значительное снижение плательщиков налога.
Доля собственных доходов в среднем составляет 90% общего объема доходов. Это означает, что бюджет лишь на 10 % формируется за счет межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций с регионального уровня. Незавершенность государственного нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с формированием налогооблагаемой базы местных налогов, приводит к серьезным проблемам в доходной части местных бюджетов.
На протяжении последних лет происходило увеличение налоговых и неналоговых доходов. Положительные тенденции поступления доходов снижены под воздействием факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике района. К негативным факторам, оказывающим влияние на снижение доходной части бюджета, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность предприятий основных отраслей экономики, резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам – пользованию кредитами для реализации проектов по расширению и созданию новых производств.